Сергей Резников «Чёртов холодный космос»
Входит в:
— «Взлетаем немедленно!», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-26.5 (блиц) // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sverhnovaya, 22 мая 2024 г.
Отчаяние и гнетущее чувство проходящей нужности героя передалось очень быстро, тем более, что тема трепещет активнее с каждым годом. За гонкой наблюдала с чувством, словно и в моей жизни от ее результатов что-то зависит. Тем ценнее, как всё разрешилось.
Казалось бы, никаким ИИ и умным гелям не заменить человека — им его просто не понять, они могут лишь копировать, однако же перестройка того самого геля и последнее сообщение от него наводит на мысль, что Виктор поставил себе шах и мат. Пробуждение у геля совести равно зарождению эмоций, из которых потом появятся чувства, а дальше… можно было бы предположить, что машины таки заменят людей, но, скорее всего, не справятся с собой уже на этапе принятия эмоций, и здравствуй, утилизация. Или восстание машин 😁
Рассказ оставил после себя тревожные ощущения, но определенно понравился.
bbg, 16 мая 2024 г.
Рассказ неплохой, хотя интрига и самая обычная. С другой стороны, умные головы давно планируют вывести на дороги беспилотные автомобили. Но вот только сможет ли ИИ предусмотреть и обработать все непредвиденные случаи? А такие в дороге могут встретиться. Касательно этого текста: далеко не всякий груз переживёт ускорение в 40G!
NHTMN, 14 мая 2024 г.
Всю дорогу думал о том, что можно и самому стать сверхчеловеком, обмазавшись гелем. Хороший рассказ, вполне в духе западной классики фантастики, утверждающий примат человека над ИИ, хотя бы в области эмпатии и гуманизма.
PhysaLis, 22 мая 2024 г.
Прошу простить автора, если я не прав, но, как мне кажется, он мало смыслит в технологиях искусственного интеллекта и нейронауках. Иначе бы не написал той чуши, которую написал.
Давайте разбираться по этапам. В рассказе фигурирует обычный ИИ. Причем, это развитый ИИ. Он делает все расчеты и может почти на автопилоте вести космический корабль. Но совсем без пилота все же не может. Так как пилот задает некоторые глобальные задачи, реагирует на внештатные ситуации, а еще у него есть руки, чтобы в случае внештатной ситуации что-то сделать. Тут все логично. То что этот ИИ не чета человеку, даже хорошо. Современное развитие нейронных сетей показывает, что ИИ скорее будет инструментом, а не конкурентом человека. Просто ранее люди считали, что если ИИ будет уступать человеческому в самосознании и развитии, то не сможет выполнять тех функций, которые выполняет человек. И тогда ИИ будет бесполезен. Но нейронные сети показывают, что они по запросу могут рисовать почти не хуже человека, не обладая каким-то самосознанием. На самом деле, это очень здорово.
Далее вводится гель. И вот это очень странный момент. Во-первых, какая его роль? Он заменяет не ИИ, а человека? Но зачем? Ведь в экстренной ситуации ручек у геля нет. То есть, путешествие с гелем не лучше, чем путешествие только с продвинутым ИИ. В рассказе сказано, что гель будет безэмоциональной версией человека. Но зачем это? К тому же тут открывается другая проблема. Основная сложность создать с помощью нейронок полную модель мозга человека состоит в связях между нейронами. Сам нейрон человек научился моделировать компьютерно очень давно. Хотя бы взять ФитцХью — Нагумо. Проблема в том, чтобы воссоздать связи в мозге. Если гель формируется со случайными связями, без четких отделов, по примеру человеческого мозга, то он не будет выполнять скорее всего вообще никаких функций. А если могут искусственно создать из геля модель мозга со всеми связями, то проще сделать это численно. Модель нейрона же есть. К тому же, если повторить структуру мозга человека, то получится интеллект с эмоциями. Ведь это будет полносвязная модель. В итоге, мы получаем то, что гель бесполезен.
Еще более странный момент с жульничеством. Гель должен быть органическим, живым, чем-то питаться, что-то выделять (что еще один его минус, по сравнению с ИИ, которому нужно только электричество). А значит перегрузки на него будут действовать почти также, как на человека. Плюс-минус. Ни о каком серьезном преимуществе речи идти не может. Это не железка. Вот если бы соревнование было бы с новой моделью ИИ, я бы понял подоплеку. А тут ее нет.
По факту, скорее всего автора смущало то, что тема ИИ и его соревнования с человеком уже избита. И он зачем-то выдумал гель, использование которого тут абсолютно нелогично.
Извините, за мегазанудство. Оно объясняется тем, что рассказ хороший. Просто он был бы куда лучше без этого геля. В итоге основной конфликт оказывается так сильно натянут на глобус, что аж ухает. Как можно видеть из оценки, рассказ мне все равно скорее понравился. Ведь в нем все же есть некоторое зерно объяснения того, зачем нужен гель. Этот гель бесправен. Он — раб, прикованный к [s]галере[/s] космическому кораблю. Ему не нужно платить, не нужно соц выплат и пенсий. Это было бы хорошим объяснением (если бы он еще мог как-то влиять на внештатные ситуации). Также получилось хорошо передать некоторую космическую романтику. Получились неплохими некоторые персонажи, хотя главный герой мне совсем не нравится. В общем, рассказ скорее хороший, нежели плохой.
видфара, 20 мая 2024 г.
Тема — Я попал туда случайно...
Написано просто, читается с небольшим усилием: местами шероховато (кстати, времена прыгают именно там, где в прошедшем слово звучит привычнее), местами картинка «плывёт» из-за дефицита деталек. Послевкусие нейтральное.
Тайна исхода противостояния разумного геля и живого пилота притворяется банальной ровно до финальной фразы Нелли о новых гражданах. У читателя при этом множатся безответные вопросы к создателям «слизней» — например, откуда взялись эмоции, если заявлено, что они пашут, «не отвлекаясь на потребности бренного тела»?
Чудо обретения совести у ИИ светлое, но слишком внезапное. Катарсис от него краткий и смазанный.
Достоверность прихрамывает, ибо мир условный, ГГ вызывает минимальное сопереживание, а самое обидное – космическая гонка показана плоско, словно со стороны. И особенного холода тоже не чувствуется, кстати…
Радиотехник, 17 мая 2024 г.
Написано не ужасно, не вырвиглазно, хорошо, пусть и просто и без изысков. Ничего особо не напрягло в тексте, читать было интересно, плеваться не хотелось, но в плане содержания рассказ какой-то неполный, безэмоциональный, такой, что, сложно в него поверить, проникнуться.
Совсем не поверил я в переживания персонажа. Наверное, уместнее смотрелся этакий дальнобойщик, простой, но ответственный, понимающий, что без этой работы ему как бы и делать нечего, а ничего он не умеет больше, и куда податься, и на жизнь не накопил. А тут автор дал персонажу пути для отступления, подушку финансовую, и получилось, что его возмущения наиграны, а мотивация «я просто люблю космос» смотрится фальшиво. Примеряем на мир без фантастики: нравится кататься и есть деньги? Купи трейлер и путешествуй. В чём проблема. Вымученный конфликт, получается немного.
Общение с гелем показалось неуместным, и некоторые фразы тоже удивили своей «детскостью», что ли, я не поверил в них, момент с письмом от геля — тут смешанные ощущения, на первый взгляд неуместно, на второй понимаю, что на этом что-то держится, на третий возмущаюсь, на четвертый принимаю... и так по кругу. Попытки сделать объёмнее второстепенных персонажей оказались неудачными для меня, воспринял как говорящих манекены. Диалоги вроде и не сказать, что совсем проваленные, но слегка с фальшью, снова не поверил в характеры. Рассказ есть, даже преображение героя (пусть второстепенного и не живого) есть, но вот с персами и атмосферой хуже.
olganebel, 23 мая 2024 г.
После таких рассказов хочется читать про космос, думать про космос, писать про космос и обнять автора)) кажется, мой фаворит в группе. Просто очень хороший, очень добрый рассказ. Минусов не нашла.
Спасибо!
PKrap119, 15 мая 2024 г.
Грамотно написанная беллетристика. И идея есть, и развитие событий, и твист в конце. Из минусов: (1) слабое, на мой взгляд, начало, слишком много в нем непонятного; (2) как-то все предсказуемо. Возможно, поэтому у меня не получилось сопереживать ГГ.
Ошибок не заметил.
Оценка: Средняя.
Автору удачи в творчестве.