Владимир Полиевктович Костенко «На «Орле» в Цусиме. Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904–1905 гг.»
Воспоминания Владимира Полиевктовича Костенко о событиях Русско-японской войны 1904-1905 годов, о нашей Цусиме, но не только.
Начинается рассказ русского кораблестроителя с описания возрождения русского флота после Крымской войны и начала броненосного судостроения, подготовки Японии и России к войне, описания ошибок в дислокации российских морских сил. Затем автор рассказывает о себе перед войной — об учебе в Кронштадтском Морском Инженерном училище, учебной практике на судостроительных заводах, в том числе о впечатлениях от спуска на воду новых броненосцев, о всеобщей надежде на вице-адмирала Макарова, о своем участии в подготовке «Орла» к боевому походу.
И только вслед за этим начинается детальный рассказ о походе Второй Тихоокеанской эскадры Рожественского вокруг берегов Европы и Африки, мимо мыса Доброй Надежды и Мадагаскара, с переходом через Индийский океан к берегам Индо-Китая, а затем о попытке прорыва во Владивосток и сражении русской и японской эскадр вблизи острова Цусима. Костенко разбирает ход боя и причины поражения, рассказывает о нахождении в японском плену, в том числе о совместной с офицерами «Орла» аналитической работе по выявлению тактических ошибок Цусимского боя и связанных с этим встреч с Небогатовым и Рожественским.
Заканчиваются воспоминания возвращением на Родину, рассказом о докладе событий Цусимы Морскому техническому комитету и о суде над Рожественским, Небогатовым и офицерами эскадры.
Воспоминания Костенко были опубликованы в 1955 году издательством СУДПРОМГИЗ, публиковались в 1968-м издательством «Судостроение» и в 2007-м вошли в серию «Помни войну» издательства «Гангут». Отрывок из воспоминаний Костенко вошел в антологию «Обезьяна на мачте» 1994 года как рассказ «Танька» — об обезьянке Таньке на борту броненосца «Орел», о лемурах и другой живности, собранной экипажем.
В произведение входит:
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 4 мая 2024 г.
Взгляд на Русско-японскую войну 1904-1905гг. русского корабельного инженера, участника похода Второй Тихоокеанской эскадры Рожественского на театр военных действий, очевидца Цусимского сражения, пережившего японский плен, позднее — ученого, создателя судостроения в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре.
Костенко, инженер-кораблестроитель, выпускник Кронштадтского Морского Военного училища 1904 года, занимался доведением до готовности к походу броненосца «Орел», а затем был зачислен в его экипаж и стал очевидцем всех дальнейших событий. Свою книгу он написал на основе дневниковых записей, сделанных в походе и дополнил разносторонними аналитическими наблюдениями. О состоянии флота и военно-морской иерархии управления того времени. О строительстве новых броненосцев, вошедших в состав Второй Тихоокеанской эскадры. В японском плену, вместе с офицерами «Орла», он проанализировал причины трагедии — проблемы стратегии и тактики, неудачные элементы в конструкции судов, разную степень готовности к борьбе за живучесть, действия японской эскадры. Результаты этой общей работы, записи о которой вошли в состав хроники Костенко, были представлены в виде доклада Морскому Техническому комитету и как свидетельства во время суда над Рожественским, Небогатовым и офицерами судов Второй Тихоокеанской эскадры, включая самого Костенко.
Интересно, что свои воспоминания опубликовали два человека из экипажа броненосца «Орел» — баталёр Новиков (Новиков-Прибой «Цусима») и инженер Костенко. Оба они присутствуют в произведениях друг друга. У Новикова-Прибоя Костенко фигурирует под другой фамилией, как инженер Васильев. Возможно, это связано с тем, что в годы подготовки «Цусимы» к публикации Костенко попал под репрессии. У Костенко баталёр Новиков фигурирует под своей фамилией.
Если Новиков-Прибой в «Цусиме» сосредоточился на своих воспоминаниях и свидетельствах других попавших в японский плен моряков — на впечатлениях о трагедии, то Костенко подходит ко всему прежде всего с точки зрения технического специалиста, понимающего больше, чем видно невооруженным глазом, увлеченного анализом пловучести судов и тактики эскадры под руководством Рожественского, а не только яркими трагическими моментами происходящего. Он с самого начала дает более общую и всеобъемлющую картину о состоянии флота того времени, но менее подробен в описании судьбы судов эскадры и их команд. Произведения этих двух авторов отлично дополняют друг друга. Благодаря воспоминаниям Костенко у меня сложилось более полное представление о периоде перед началом Русско-японской войны и о происходящих с ее началом событиях. Историческая хроника, написанная одним из первых советских судостроителей и создателем судоверфей, читается легко и с интересом. Дополнительным бонусом стали схемы и фотографии кораблей Второй Тихоокеанской эскадры, опубликованные в моей версии книги, в том числе фотографии повреждений «Орла» после боя, эскадры Рожественского во время похода и фотографии из Порт-Артура.