Тадеуш Марковский «Умри, чтобы не погибнуть»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Через три тысячи лет после старта, на Землю возвращается космический корабль «Феникс». На его борту только два человека — последние, оставшиеся в живых, члены экипажа. За это время они преодолели множество испытаний и смогли развить в себе феноменальные сверхчеловеческие способности. Но уже на подлете к Солнечной системе становится ясно, что родина не спешит радоваться возвращению героев. За три тысячи лет многое поменялось, а земляне стали жертвой грандиозного генетического эксперимента по выведению расы суперменов. И правительство планеты опасается, что гости из прошлого могут не принять новые порядки и заронить сомнение у жителей Земли в правильности и целесообразности этих изменений и методов, которыми правители идут к своей цели. Тем более, что прецеденты уже были... Пытаясь защитить себя, Пет и Анна оказываются втянутыми в полную интриг и смертельно опасную борьбу за власть на планете.
Входит в:
— цикл «Mutanci»
— антологию «Глаз тигра», 1993 г.
— антологию «Планета приключений II», 1993 г.
— антологию «Седьмые Звездные войны», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 19 августа 2023 г.
Когда читаешь данное творение, возникает навязчивое впечатление, что ты уже некогда читал нечто подобное. Почему? Потому что сюжет этого романа шаблонен до предела. Два героя возвращаются на Землю спустя 15 тысячелетий, чтобы обнаружить на ней полный бардак и застой во всех областях жизни: бОльшая часть населения живет в джунглях по образу и подобию своих далеких предков, а в космос почти никто уже не летает, из-за чего колонии на Марсе, Венере и Плутоне находятся в весьма жалком состоянии. Правит планетой олигархическая группа из пяти человек, называющая себя Тайным Советом. Чтобы предотвратить вымирание и деградацию человеческого рода, Совет проводит глобальный эксперимент по выращиванию из дикарей расы Новых Людей, которые должны привести всех в Светлое будущее. Но процесс идет ни шатко, ни валко: кое-какие успехи, достигнутые на этом пути, не идут ни в какое сравнение с теми сверхспособностями, которые имеются в запасе у вернувшихся со звезд космитов.
В общем, очередная антиутопия: власть на планете захватили «плохие дядьки», которые уверенным шагом гонят народ к пропасти (то бишь, к полному Армагеддону). Естественно, должны появиться «хорошие парни», которые не позволят свершиться такой вселенской несправедливости. Только вот я не уверен, кто конкретно из этих персонажей «хороший». Вначале кажется, что это более прогрессивные космиты, мечтающие подтянуть земную цивилизацию до более высокого уровня развития. Но концовка романа заставляет усомниться в подобной трактовке: благодаря стараниям космитов, Армагеддон свершается гораздо раньше намеченного срока. Особенно коробит отношение «прогрессоров» к среднему жителю Земли: их тысячами отправляют на убой, чтобы добиться решения своих МЕЛКИХ второстепенных задач (типа разведки или ложной атаки). И еще это презрительное прозвище для плебса — «людишки»... Воистину, нет пределов цинизму суперменов! Собственно, вся фабула романа представляет из себя описание их интриг и подковёрной борьбы друг против друга. Мало того, что это само по себе скучно и неинтересно, так вдобавок автор умышленно дает космитам огромное преимущество в технологии (защитное поле) и физиологии (суггестия и ментальная блокировка). Тайный Совет и не замечает, как довольно быстро становится марионеткой в руках своих «космических братьев». Непонятно только, как при таком раскладе дело могло дойти до войны? Тем более, что пришельцы вовсю используют своих клонов и мощный межзвездный корабль размером с небольшой город.
Война одних суперменов против других развивается почти по тому же сценарию, что описан в другой футуристической баталии — роману Билла Ната «Космический Патруль». От обилия боевых сцен рябит в глазах и клонит ко сну. Интриги как таковой нет, ибо конечная цель уже задана с первых страниц (занять верхние ступени власти на планете), и нет никаких сомнений, что она будет достигнута ближе к финалу. А сам процесс реализации может заинтересовать разве что упоротого социопата или садомазохиста. Кроме того, автор не сумел создать правдоподобной атмосферы далекого будущего — кажется, что на планете выжил с десяток-другой человек, которые постоянно находятся на виду у читателя, а все остальные существуют чисто виртуально и фактически нигде не задействованы. Сюжету явно не хватает конкретики и масштабности. Совершенно не прописана линия бывшего дикаря Ноора, с приключений которого и начинается роман. Зачем тогда нужно было делать подобные «лирические отступления», если никаких продолжений они иметь не будут? В общем, претензий к автору много — такое впечатление, что он просто переписал «под себя» один из американских комиксов, но сделал это недостаточно умело и вдохновенно. Лишнее доказательство известной мудрости о том, что знание языка и умение писать еще не делает тебя великим писателем.
-------------
РЕЗЮМЕ: очередной футуристический боевичок о дележе власти на планете среди банды суперменов. Если хотите его прочитать, то заранее запасайтесь энергетиками и противосонными таблетками.
dxbckt, 8 декабря 2018 г.
Последний рассказ из данной книги (сборник купленный мной «на бумаге» издательства«Сокровищница фантастики и приключений») ВСЕ ЖЕ ОКАЗАЛСЯ написан в жанре ФАНТАСТИКА (чего нельзя сказать о всех предыдущих рассказах). Читая его я сразу вспомнил несколько рассказов: Э.Ф.Рассел «Пробный камень» и В.Михайлов «Посольский десант». По сути все то же... представители некого давно изгнанного сообщества, возвращаются на Землю спустя «тьму веков» и пытаются сообразить что именно «нынче творится на матушке Земле»... Увидев по факту некую извращенную систему для избранных, ГГ (гости из далекого прошлого) начинают предпринимать шаги для внедрения и «переформатирования существующей системы» — в стиле Стругацких «Обитаемый остров». Написано несколько сумбурно — но все же читаемо...