Владимир Санин «Точка возврата»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Полярные регионы (Арктика ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В основе сюжета повести — вынужденная посадка самолета на дрейфующий лед у берегов Северной Земли, борьба за жизнь экипажа и пассажиров в суровых условиях полярной ночи.
Входит в:
— цикл «Зов полярных широт»
— журнал «Знамя № 3, 1982», 1982 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 194
Активный словарный запас: высокий (3055 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 84 знака, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 16% — на редкость ниже среднего (37%)!
Экранизации:
— «Точка возврата» 1986, СССР, реж. Вячеслав Колегаев
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Хойти, 28 апреля 2015 г.
Редкий случай: эту вещь любимого автора до сих пор не читала. Мне она показалась послабее других произведений Владимира Марковича Санина — особенно тех, которые я давно люблю и перечитывала неоднократно. На мой взгляд, в «Точке возврата» есть немного лишнего драматизма: почему, например, Невские — круглые сироты? Чтобы было жальче?.. Я понимаю, что автору необходимо было преувеличить жизненные коллизии персонажей, сделать героев книги предельно разными — с тем, чтобы потом, когда они окажутся в ловушке (кстати, именно так называется одна из повестей Санина), острее получились конфликты, захватывающими стали отношения между этими людьми. А ведь завязка и так даёт все возможности для этого: экстремальная ситуация, замкнутое (невзирая на ледяные просторы Арктики) пространство, с каждым прожитым днём и часом возрастающее напряжение... Но желание автора добавить берущих за душу моментов оказало повести плохую услугу: в отличный симбиоз повествования-катастрофы с герметичным детективом :) вплёлся сладковатый тенорок мелодрамы... Жаль, жаль.
В остальном повесть очень хороша. Она даже напомнила мне (особенно поначалу) «Мост короля Людовика Святого» Торнтона Уайлдера: в катастрофу попали случайно оказавшиеся вместе люди. Почему именно они? Санин подталкивает читателя к поискам ответа названием книги: «Точка возврата». Она, эта точка, у каждого своя. Одним до неё ещё далеко, другие в опасной близости от решения, которое переведёт стрелку судьбы, третьи свою точку возврата миновали — к добру ли, к худу ли...
В повести множество чудесных людских портретов, которые так удаются Владимиру Санину, точнейшие реплики и детали. Вот Белухин размышляет о пенсии: «Пока не подготовишь полноценной замены, никуда тебе уходить нельзя» (и кажется, что мне, вот именно мне автор это в самое ухо шепнул, аж неловко стало...), вот Анна Григорьевна с сердцем говорит о муже: «Устала я им гордиться...» — и этой короткой фразой мгновенно обрушен весь казённый пафос о самоотверженных героях-полярниках: они ведь тоже люди, а не роботы для покорения высоких широт, и у них есть семьи, для которых этот груз может оказаться неподъёмен.
А вот отличная, пронизывающая метафора о потерпевшем аварию Ли-2: «самолет отбивается от циклона одной рукой». А тут внезапный фрагмент будто бы пьесы, когда автор переходит лишь на реплики действующих лиц (вот это действительно поднимает драматизм на нужную высоту, а не душещипательные подробности). А здесь — простая житейская мудрость, которая заставляет остановиться на строчках, перечитать их ещё раз... и ещё:
«Может быть, думала она, это даже хорошо, что решение ей диктует мозг, а не сердце: страсти бушуют бурно, но не очень долго, они надувают парус, а большую часть пути преодолевать-то придётся на вёслах…»
orinoko73, 25 августа 2010 г.
Эта повесть, как мне показалось, несколько слабее предыдущих из «полярного» цикла. Психологическая составляющая, как всегда у Санина, на высоте — глубокий анализ внутреннего мира героев, мотивация их поступков, изменение людей по мере развития экстремальной ситуации, в которой они оказались — все просто отлично. Приключенческий же элемент слегка подкачал — финал я увидел заранее, и поэтому не было того напряжения, в котором повесть должна бы держать до конца. Читается легко и приятно благодаря авторскому стилю, остающемуся неизменным на протяжении всего цикла о полярных широтах. Чем еще это произведение отличается от предыдущих — бОльшим количеством персонажей-женщин и присутствием «любовной линии».