Гильермо дель Торо, Чак Хоган «Штамм. Закат»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Зомби-хоррор )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры ) | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
...В аэропорту Нью-Йорка совершает посадку трансатлантический лайнер с мертвыми пассажирами. В дальнейшем пассажиры оживают, только это уже не люди, а исчадия ада, беспощадные вампиры... Так начинается первая книга трилогии «Штамм». Во второй книге — «Закат» — кровожадный и кровососущий вирус в человеческом обличье распространяется уже по всей планете. Царь-вампир — Владыка — готов истребить человеческую расу. Противостоят ему по-прежнему старый профессор Авраам Сетракян, эпидемиолог Эфраим Гудуэдер, врач Нора Мартинес и крысолов Василий Фет. Новая книга полна еще большего ужаса: кажется, что мир людей действительно стоит на краю гибели. Но Сетракян и Гудуэдер понимают: есть вещи куда более страшные, чем смерть...
Входит в:
— роман-эпопею «Штамм»
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Мистика и хоррор года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Artem_Nochkin, 7 сентября 2019 г.
Когда я впервые услышал о трилогии «Штамм», то был рад и несказанно удивлен:
1. Во-первых, это еще до сих пор не читанные мною произведения вампирской тематики, где виновники торжества вовсе не гламурные Эдварды из сумеречной саги, а почти канонические кровососущие машины для убийств. Страшные, быстрые, смертоносные. Вообщем, как раз такие, какими я их и люблю.
2. Во-вторых, авторами внезапно значится Гильермо дель Торо, небезызвестный талантливый кинорежиссер, лауреат премии «Оскар», и Чак Хоган, писатель нуарных детективов, лауреат премии Дэшила Хэммета. Два мастера объединили здесь свои усилия для дерзкого обновления вампирской темы, на основе которой в июле 2014 года состоялась премьера американского телевизионного сериала.
До экранной версии я пока так и не добрался, а вот с первой книгой ознакомится уже успел. И если без спойлеров, то «Закат» — это полноценное продолжение оригинала без особых качественных изменений. С теми же самыми плюсами и с теми же коварными минусами. Сюжет в трилогии идет сквозной и на этот раз неплохо представлен в издательской аннотации:
«В аэропорту Нью-Йорка совершает посадку трансатлантический лайнер с мертвыми пассажирами. В дальнейшем пассажиры оживают, только это уже не люди, а исчадия ада, беспощадные вампиры... Так начинается первая книга трилогии «Штамм». Во второй книге — «Закат» — кровожадный и кровососущий вирус в человеческом обличье распространяется уже по всей планете. Царь-вампир — Владыка — готов истребить человеческую расу. Противостоят ему по-прежнему старый профессор Авраам Сетракян, эпидемиолог Эфраим Гудуэдер, врач Нора Мартинес и крысолов Василий Фет. Новая книга полна еще большего ужаса: кажется, что мир людей действительно стоит на краю гибели. Но Сетракян и Гудуэдер понимают: есть вещи куда более страшные, чем смерть»
И если по прочтении аннотация вызвала у вас прямые ассоциации с не самым лучшим комиксом золотой эпохи, где разношерстная команда «наших» бьется против Абсолютного Зла, то вы во многом правы. По сути «Закат», как раз об этом, т.е. у нас:
- есть команда «не таких, как все» персонажей, представленная скорее набором характеристик, чем полноценными личностями
(т.е. в наличии лучший врач, лучший штурмовик, лучший разведчик и хранитель архива);
- есть угроза вселенского масштаба со стороны древних кровососов и Темного Властелина, которым и будут противостоять главные герои;
- естественно, есть старые счёты «нашего» главного и «ихнего» Темного Властелина;
- и есть эпичная заруба под самый занавес, где не будет ярко выраженного победителя, но стороны конфликта в очередной раз пообещают, что в следующий раз уж точно наваляют друг другу по самое небалуй.
В этом плане все более-менее стандартно и идет строго по шаблонам комиксов золотой эпохи. Проблема только в том, что перед нами не далеко не графический роман и большинство сопутствующих ему фишек здесь попросту не работает. Красивую картинку сюда не добавишь, план зрелищный не поставишь, а карикатурность, которой очерчивают характеры комиксных персонажей, в формате книги смотрится в лучшем случае спорно, если не сказать нелепо и неуместно. Из-за этой гротескности большинство реплик и поступков персонажей выглядят насквозь вторичными, а манера речи тысячелетнего лорда вампиров отчего-то сильно смахивает на меланхоличные размышления Альтрона из последней экранизации Мстителей.
Ну, и как последний гвоздь, тема вампиров также оказалась не особо раскрыта. Вместо полноценного мясного ужастика с кучей пугающих сцен нам представили какой-то скучный боевичок класса «Б», где все самые зрелищные сцены пришлось выпилить в угоду крошечного бюджета и недовольных инвесторов. Атмосфера гибнущего мира также воссоздана слабо, но зато по сравнению с первой книгой персонажи начали заметно набирать вес личностного плана. Здесь и расширение истории Фета, и внезапные откровения Сетракяна и даже полноценная сюжетная линия за Темного Лорда. За это вообще отдельный плюс. Также понравилась история происхождения местного вампирского улья. А вот слухи о могущественном артефакте, с которым у людей вскоре появится призрачная возможность победить, выглядят скорее, как полноценный рояль, нежели оригинальная авторская задумка. Но это все пока на уровне догадок.
Итог же этого противостояния мы сможем узнать только в следующей книге.
k2007, 15 февраля 2018 г.
Вторая книга о нашествии вампиров. Более-менее динамичная. Власть Верховного Вампира достигает апогея, но герои не сдаются и продолжают борьбу.
При этом в книге присутствует достаточное количество идиотизма как со стороны госорганов, упорно не желающих по воле автора ничего видеть, так и со стороны самих героев.
Так что на один раз, да и то потому, что куплена
mikereader, 29 ноября 2017 г.
Вторая книга оставила почти те же впечатления, что и первая, но чуть лучше. Жанр сразу понятен и не меняется, есть парочка неожиданных моментов. Однако с мотивацией персонажей в некоторых местах явные проблемы — не понятно почему и как они принимают такие судьбоносные решения. Это не сильно беспокоит (на фоне всеобщего пофигизма вокруг них), но все таки сценарное принуждение ощущается.
Ну и в конце автор зачем-то один миф, заменил на другой. В итоге все запутал и сверху засыпал намеками и совершенно нелогичными методами борьбы. Даже начинаешь теряться, что же на самом деле автор хотел всем этим сказать?
Но будем читать дальше. Может станет понятнее, чьи тут тапки.
malykhan, 31 декабря 2014 г.
Ну что сказать — вторая часть не чета первой. Эффект новизны в образах вампиров, естественно, потерял свой блеск. Лично у меня возникло ощущение некой затянутости сюжета. Более того, вампиры выглядят то сверх существами, то их словно насекомых кромсают чуть ли не столовыми предметами . Сказочно все. Драйва почти нет. Древнии вообще как то не прописаны толком и их смерть от действий Владыки выглядит по меньшей мере плохо продуманной — очень уж легко с ними все покончено. В общем дочитал вторую часть до завершения без энтузиазма. Третью часть пока не стал читать. Ну и ладно. Автор слаб.
loooo, 26 августа 2014 г.
Прочитала уже до середины книги и не понимаю, неужели люди не смотрят из окон, неужели никто совсем никто не мог записать видео на мобильник: вампиры, можно сказать, в открытую по ночам выходят, а находятся еще люди, масса людей, господибожемой, которые НЕ В КУРСЕ, что в городе появились настоящие монстры. В общем, спустя несколько ночей активности вампиров, удивление таких незнающих персонажей (как будто ни с кем не общаются, не смотрят в окна, и вообще смотрят только канал новости по ТВ, где вещают им на уши лапшу), в общем, блаженность таких персонажей на черт знает уже какую по счету ночь- выглядит неестественно.
Karatel.83, 11 апреля 2015 г.
Когда на прилавке книжного магазина я увидел первую книгу трилогии, то возникли сомнения в целесообразности покупки, все-таки вампирская тема уже сильно изъезженна и сказать в этом жанре что-то новое мне казалось невозможно. Но каково было мое удивление после бессоной ночи проведенной над книгой. Это конечно не «Дракула», где каждая строчка сквозит драматизмом и жизнью. Это настоящее «попсовое» произведение, но произведение сильное, интересное и ,что самое главное, захватювающее.Сейчас,отложив второй томик, от которого опять же не смог оторваться пока не прочитал полностью, я перевел дух и с нетерпением жду финальной части трилогии.
Годиерна, 21 февраля 2014 г.
Боевик пришел на смену ужастику: что люди, что вампиры превратились в расходный кроваво-мясной материал. Пугающих сцен нет, эмоционально цепляющих – мало (запомнилась лишь моральная дилемма Норы), атмосфера гибнущего мира воссоздана слабо. Количество второстепенных персонажей-одноэпизодников сократилось в разы, зато появились сцены, написанные от лица Главного Вампира. Приоткрыта тайна происхождения вампирятника, а биография Сетракяна дополнилась новыми, постлагерными, фактами. Просто удивительно, почему все, что произошло, не случилось раньше: настолько не равны шансы. После прочтения первого романа мне казалось, что авторы будут последовательно претворять принцип «меньше мистицизма, больше реализма», но тут неожиданно всплыл Могущественный Артефакт, с помощью которого у людей появилась призрачная возможность победить. Жаль, что на русском цикл так и не доиздали: все-таки интересно, чем авторы завершили дело и, главное, была ли во всем произошедшем какая-то, так сказать, мораль.
Okich, 20 ноября 2011 г.
Первый роман трилогии «Штамм» оказался неожиданным разочарованием. Обещавшая густой саспенс первая половина книги внезапно сменялась безыскусным лихорадочным мочиловом упырей. От одного из своих любимейших кинорежиссёров я ждал большего. В «Закате», на мой взгляд, Дель Торо и Хоган провели некоторую работу над ошибками, в результате чего продолжение читается интереснее своего предшественника.
Нет, золотое правило сиквелов «тех же щей, да погуще влей» никуда не делось — тут действительно в разы больше кровищи, стригоев и стычек с ними, чем в первой части. Даже размах увеличился, среди мест, в которых происходит действие романа, появилась Международная Космическая Станция. Однако, введение в сюжет древнего фолианта Occido Lumen позволяет авторам сделать то, что они обещали с самого начала, а именно, рассказать о происхождении вампиров с новой точки зрения. Впрочем, читателя этой самой точкой пока лишь просто подразнили и раскрывать её будут в завершающем томе. Приятно порадовали некоторые сюжетные повороты, а кинематографичность порой зашкаливает, хоть сразу бери, да снимай сериал на подобии «Ходячих мертвецов». Также авторы нащупали для своей истории более подходящий темпоритм, она выдержано в едином стиле от начала до конца, а криптоистория, ужасы и боевик, по сравнению с «Началом», в ней сочетаются более гармонично.
Тем не менее, как бы обложка издания не обещала чтение не для слабонервных, по прежнему не чувствуешь ни вовлеченности в происходящее, ни атмосферы ужаса и безысходности. Чак Хоган не зря является обладателем премии им. Дэшилла Хэммета — «Штамм» представляет собой, можно сказать, хоррор-вариант крутого детектива, и главное в нём не саспенс, а крошилово вампиров с шашкой наголо. То есть, да, это по-прежнему не более, чем беллетристика, стилистически недалеко ушедшая от бульварного романа, но написанная лихо и интересно.
master alex, 29 апреля 2013 г.
Мда,вторая книга вышла слегка хуже первой.Возможно на это ещё и повлиял такой перевод.Но всёравно конечно прочитал с интересом.К сожалению наверное третьей книги так и не дождёмся.Она вроде как вышла,но перевода нет.
alex great, 21 ноября 2012 г.
Продолжение нашумевшего ужастика от Гильермо вышло лишь 2 года спустя а не как обещали -через год. Вчитываясь и заново вспоминая старых персонажей, стало заметно, что в сюжете у Гильермо появилось больше экшна и трэша, повлиявших отнюдь не в лучшую сторону на качественные характеристики романа. Персонажи у автора выполняют роли каких-то функций и не вызывают никаких эмоций, даже сцена
В целом если бы не такая разница в релизах, то роман можно было бы прочитать за пару вечеров, получив от него немало удовольствия ,а так, теперь только через год придется вновь вспоминать события предыдущей части и ставить оценку на балл ниже)(вполне возможно к тому времени как раз выйдут первые серии сериала)).
noirbestkol21, 20 апреля 2012 г.
Неплохое продолжение хорошего боевика о вампирах. В первой книге была интересная история о Сарду, но потом всё разбивалось на небольшие эпизоды из жизни людей, столкнувшихся с опасностью стригоев и действие провисало. Но в конце концов благодаря хорошему стилю и высокой читаемости складывалась в описание борьбы нескольких людей во главе с новым профессором, вместо Ван Хельсинга им оказался Сетракян. Вторая книга радует появлением древней книги, несущей проклятие окружающим людям, но дающей ответ на вопрос: как победить в этой уже почти проигранной войне, где Владыке помогают могущественные и богатые люди ? Главный минус чрезмерное количество страниц отданных под переживания Эфа, Зака и Норы, иногда складывается ощущение, что читаешь сценарий к какому-нибудь российскому сериалу о любви, слёзах и т.д и действие теряет прежнюю активность и насыщенность событиями. Третья часть должна завершить эту историю написанную очень привлекательно для современного читателя, выросшего на американских боевиках и ужастиках. Надеюсь всё будет так же лихо и интересно и главное завершится логично.
ii00429935, 29 февраля 2012 г.
Эту книгу я уже и не рассчитывал прочитать. Продолжение вампирской трилогии «Штамм» было обещано еще в 2010-м. Ждать пришлось лишний год, даже чуть больше, но главное — дуэт Дель Торо-Хоган не разочаровал. По-хорошему к авторам есть только одна серьезная претензия. Не стоило цельную историю дробить на три части, а выпуск их растягивать на годы. Сделано это, очевидно, из коммерческих соображений, но вернее всего так можно растерять аудиторию. Таким образом, у романа «Штамм:Закат» главная проблема — незавершенность. Это середина трилогии, проще говоря, история без начала и конца. Не читавшим «Штамм:Начало» браться за 2-ю книгу смысла нет. Зато те, кому понравилось «Начало», в накладе не останутся.
В качестве рекламного слогана на обложке поместили высказывание Стивена Кинга. Очень уместно. Именно так увлекательно, динамично и психологически убедительно писал Кинг в лучшие свои годы, и я охотно верю, что «Штамм» ему действительно понравился. Реплика «короля ужасов» обещает что-то до жути пугающее, но не надо понимать его слова очень буквально. Дель Торо и Хоган не чураются сцен насилия, но в то же время понимают: иногда недосказанность действует сильнее, чем реки крови. В этой связи глава «Междугородный автобус», написанная через восприятие слепых, меня просто восхитила.
Гильермо дель Торо — прежде всего режиссер, и «Штамм» написан очень кинематографично. Однако герои этой эпопеи — Эф, Нора, Сетракян — хоть и пытаются спасать мир, совсем не супермены, как в какой-нибудь «Обители зла». Это живые люди, сомневающиеся, с неустроенной личной жизнью, иногда слабые и делающие ошибки. Тем интереснее их противостояние с вампирским Владыкой, которое в «Закате» только начинается. С нетерпением буду ждать завершение трилогии, это должно быть что-то грандиозное.