Джек Лондон «Потерянный лик»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Леденящая душу история странствий и лишений сбежавшего от царского правосудия польского патриота Субьенкова. Суждено ли ему увидеть родные края или навеки быть погребенным в суровых землях Аляски ?
Входит в:
— сборник «Потерянный лик», 1910 г.
— журнал «The Golden Book Magazine, July 1932», 1932 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (Australia), November 1959, No. 149», 1959 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (UK), November 1959, No. 82», 1959 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, September 1959 (Vol. 34, No. 3. Whole No. 190)», 1959 г.
— антологию «From the Archives of Evil, Number 2», 1976 г.
— антологию «The Archives Of Evil», 1977 г.
— антологию «A Treasury of American Horror Stories», 1985 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike», 1989 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike. Drugo Izdanje», 2001 г.
Экранизации:
— «Аляска. Потерявший лицо» 2020, Россия, реж. Алексей Матвеев
- /языки:
- русский (17), английский (8), украинский (2), сербский (1), сербохорватский (1)
- /тип:
- книги (24), периодика (4), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Боровик (1), В. Горбатько (1), Б. Грибанов (11), Е. Ланн (3)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 23 декабря 2020 г.
Рассказ о том, как хитринкой добиться быстрой смерти, избежав позора.
Задумка главного героя смела и оригинальна. Читая, думаешь, что он наверняка надеется спастись и в финале оказываешься под впечатлением от того, как все обстоит на самом деле.
Умение в краткой форме изложить значительную историю — этого у Джека Лондона не отнять. Но эталонным рассказ я бы не назвала, если сравнивать с другими произведениями писателя. «В далеком краю», «Там, где расходятся пути», «Бог его отцов», «Закон жизни», «Болезнь одинокого вождя», обожаемый еще Лениным рассказ, «Любовь к жизни» — посильнее будут. Это если выбирать лишь из Северных и не брать в расчет «Мексиканца» и прочие.
В «Потерявшем лицо» русские представлены не в лучшем виде. Много отвлеченных воспоминаний, не имеющих большого влияния на суть истории.
В целом рассказ интересен. Затея с защитным варевом мне понравилась, хотя и жаль отрубленный палец истерзанного Ивана.
Black ermine, 16 августа 2016 г.
Этот рассказ должен прочитать любой начинающий писатель или литературный критик, потому что «Потерянный лик» (или «Потерявший лицо») — рассказ практически эталонный.
Короткий, лаконичный сюжет. Краткая форма обычно не предполагает сложной интриги, у хорошего рассказа ее можно кратко и вместе с тем полно уложить в одно предложение. И «Потерянный лик» полностью этому правилу соответствует.
Никаких чрезмерных описаний — они есть, но их ровно столько, сколько необходимо для создания у читателя четкой картины происходящего.
При всем этом рассказ очень афористичен. Лондон — вообще мастер краткого, но при этом ясного описания мыслей и поступков. Полагаю, это — один из важнейших показателей мастерства автора.
Рассказ очень четкий и последовательный. Вот человек, вот кто он такой, вот в какую ситуацию он попал, вот как он из нее вышел. Драматичное решение? Возможно. Достойное? Несомненно.
В рассказе все строго на своем месте — ничего лишнего и ничто не потеряно. Все работает как швейцарские часы — слаженно, четко и точно.
Прочитайте — сильное впечатление гарантировано.
P.S. Для усмотревших в тексте русофобию. Напомню, что для американской культуры очень характерно перенесение собственной картины мира на другие народы. Это заметно на всех уровнях искусства и смежных сфер: в литературе, кино и даже компьютерных играх. Американцы учинили геноцид индейцев, так что подобное отношение к аборигенам казалось Лондону совершенно естественным. Он просто не думал, что белые люди, не важно какой национальности, могут относиться к индейцам иначе. Не потому, что Лондон был такой плохой империалист, а потому, что таково было (и во многом остается) общее направление мысли в американской культурной среде. Всегда помните, когда американские авторы, сценаристы и режиссеры наделяют нас (или еще какие-то народы) отрицательными качествами, то получается не более, чем отражение их собственных комплексов.
Gourmand, 16 августа 2016 г.
Не мог пройти мимо, столь завлекателен был отзыв Black ermine.
Прочитал. Рассказ по сюжету сильный, впечатления — да, есть. Так что ничуть не жалею.
Но вот насчёт эталонности — вовсе нет. Много лишних описаний, рассказ про форт сожжённый и т.д. и т.п.
Уж если эталонными рассказами мериться, то это безусловно рассказ Антона Павловича Чехова «75 000». https://fantlab.ru/work351809
Вот это действительно эталон краткого, сильного рассказа.
А у Лондона много журналистики. Это такая... статья в газету: интригующее начало, потом длинное (именно для него статья и пишется) описание прошлых событий, а финал подчёркивает выводы описательной части, то есть что поляки не сгибаемы, а русские всех притесняют. Нет, далеко не эталон рассказа. А вот статьи газетно-журнальной — да, эталон, соглашусь.
skrpionnn06, 3 сентября 2015 г.
Неприятный рассказ. «Прогрессивный писатель» Джек Лондон вдруг «неудобно» показал русских в роли безудержных завоевателей Аляски, кровавых тиранов, ужасных угнетателей индейцев и эскимосов.
Мало того, Российская Империя 19 века упомянута в неприглядной роли поработителя Польши, от которой чем дальше на Восток, тем «все на каждом шагу становилось все более и более диким».
mario1205, 8 июля 2015 г.
Очень сильный и пронзительный рассказ не о том, как выжить, а как умереть быстро и без мучений, при этом сохранив хладнокровие и выдержку.
ratveg, 4 сентября 2015 г.
Прогресивный писатель.Ну и русофоб.Коварные и жестокие русские казаки,татаро монгольские пираты и клюквенные джунгли.Вот как было на самом деле в 1851 году в Нулато.Торговый пост где живут несколько русских скупщиков пушнины,рядом деревня аборигенов.В деревне пьянка,дым коромыслом,совместное распитие огненой воды местных деревенских и англичанина,джентльмена небольшого ума надо сказать.Потом трах бабах приходят с дальних мест пополнение,куча аборигенов неместных,злых и с ружьями.Русские им по боку,тут местные разборки.Англичанин по пьяному делу лезет в драку и получает пулю.Потом еще русских поколотили (не убили) за компанию.Такова трагическая история Нулато,из коей Лондон написал сие произведение