Александр Чаянов «История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора М.»
Московский архитектор и Казанова влюбляется в восковую куклу. Ему придётся приложить много сил, потратить всё своё состояние, объездить весь мир, чтобы найти девушку своей мечты.
Первоначально опубликовано под псевдонимом «ботаник Х.»
Первое издание:Чаянов А.В. История парикмахерской куклы или Последняя любовь Московского архитектора М. Романтическая повесть, написанная ботаником Х и иллюстрированная антропологом А.//Москва. Типография` Кооперативное издательство`, 1918. — 105стр. Издательский картонаж. переплет, Уменьшен формат
Входит в:
— антологию «Сада кад сам се пробудио. Антологиjа руске приче XX века (од Сологуба до Хармса)», 1995 г.
— антологию «Венецианское зеркало: Русская фантастика 10-20-х гг. ХХ в.», 1999 г.
— антологию «Антологиjа руске приче. XX век», 2020 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kobold-wizard, 17 ноября 2019 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/912556.html
Незатейливая повесть про «старика Козлодоева» зациклившегося на кукле в витрине парикмахерской. Он отправляется в странствие по Европе, пытаясь отыскать девушку-прообраз. Мания поиска выливается в лихорадочную любовную связь не приносящую никому радости. Финал разветвляется, показывая развязку глазами главного героя и глазами сестры его возлюбленной.
Любопытна подача: главный герой показан как карикатура на героев классической русской литературы. Он по-русски скучает с ватрушками и сентиментальным влечением к ветеринарше Клириковой. Он финансово обеспечен и может потратить состояние на поиски своей фам фаталь. Он несколько раз оглядывает свое жилище и видит атрибуты давно минувших эпох: елисаветинский диван, новгородские иконы и эротические рисунки «уже безумного Врубеля». Его жизнь даже в финале описана нарочито книжно с кучей незначащих деталей, выглядящих неуместно в период душевного смятения.
В контрапункт ему звучат записки девушки, ставшей невольной свидетельницей романа. В них дышит наивная человечность.
Итого: Изданная в 1918ом — на II год Республики, повесть выглядит как ирония над традиционной стилистикой. Новая жизнь рождается в муках, и ей не по пути с пыльными буржуа. Даже завершается история горькой усмешкой: «Вот и всё, господа».