Соман Чайнани «Предыстория Школы Добра и Зла»
Содержание цикла:
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Школа Добра и Зла»
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- А. Захаров (1), А. Захаров (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alklor, 5 июня 2024 г.
Джонатан Свифт. Год рождения — 1647, год смерти — 1745. Всё расписано на небесах... Что же остаётся человеку? Подробности. Это не так мало...
© «Дом, который построил Свифт».
***
Ни для кого, в общем, не секрет, что фэнтези — это не про то, «что», это про то, «как». В самом деле, неужели кто-то сомневался в том, что Кольцо-таки окажется в Ородруине, Волдеморт будет повержен, а в Нарнии снова наступит весна? Но вот какие препятствия встанут на пути у героев, как они их преодолеют, что вынесут и кого потеряют на этом пути? Сложно спорить с подобной необходимостью, ой как сложно! Вдвойне сложнее, если перед нами не просто роман, а приквел. Ты не просто веришь, ты точно знаешь, к чему всё придёт в итоге. Что оставалось автору? Сосредоточиться на том, «как», или попытаться удивить всех оригинальным сюжетным твистом?
А надежды были. И была интрига. В конце концов, как начинался основной-то цикл? Первая книга, затем вторая... Героини и герои сталкивались не столько с внешними препятствиями, сколько с необходимостью внутреннего выбора. Чего ты на самом деле хочешь? К чему стремишься в глубине души? Что тебя ведёт — долг, кровь, дружба, любовь, знамя твоей стороны? Что принесёт счастье лично тебе — а что будет лишь шаблонным выбором — ну... вот... потому что так полагается... чтобы в конце... и вообще... все так живут?
Потом, конечно, это ушло. Ну, кто сомневался, что Рафал падёт? Что Тедрос взойдёт на престол Камелота? То-то и оно, важным было другое — кем станут герои-победители. Какой же путь выбрал автор теперь?..
Тревожный звоночек прозвучал ещё при покупке книги. Весьма странное решение для издательства — сохранить общий шаблон оформления серии — и полностью сменить стиль рисовки, представив нам «мультяшные» портреты Директоров. Наверное, тогда логичнее были бы более радикальные перемены. Как в старой рекламе сухариков: была классическая русовласая красавица, в сарафане, в кокошнике, с косой... а потом сменила косу на косуху и покрасила волосы в радикально кислотный оттенок. Было красиво, стало... тоже красиво, но по-другому. В реальных ансамблях народной песни, говорят, такую многогранность девичьих обликов регулярно наблюдают, глядя, как исполнительницы приезжают на работу на байках. Но вот кислотно-зелёная коса или кокошник вместо мотоциклетного шлема будут, скорее всего, смотреться не стильно, а убого. Дело в том, что подобная рисовка, как правило, игнорирует особенности возраста персонажа. Двенадцать лет? Двадцать? Сорок? Не всегда поймёшь. А уж если речь о девушке — проще, извините, по росту и бюсту определять, чем по личику с глазищами.
На этом месте, наверное, читатель уже нетерпеливо бьёт копытом: хотел про содержание книги почитать, а мне тут обложкой мозг выносят! Но простая истина в том, что изменение обложки в данном случае как нельзя лучше отражает изменение содержания! В основном цикле персонажи вели себя как подростки, потому что они... были подростками! Здесь перед нами герои, которым больше ста лет. Я всё понимаю, вечная юность, пубертат, ежедневные гормональные взрывы... но хотя бы что-то похожее на мудрость за сотню лет должно появиться? У этих магов «твёрдые решения» меняются чаще, чем юный наркоман клянётся родителям завязать! Автору, увы, не удалось ни «что», ни «как». Да даже если бы я не знал, что читаю приквел — я был столь низкого мнения о персонажах, что мне реально было безразлично, кто победит. Что мне до этой пары инфантильных параноиков, один из которых уверен, что должен быть «злодеем по должности», потому как иначе свои не поймут, а другой готов сотворить любую гадость во имя Добра, Правды и Истины, при этом подспудно создавая впечатление, что больше по мальчикам?
Вся надежда на детали и антураж? Увы. Такое впечатление, что автору кто-то сказал, что драйв и экшон — наше всё. Но согласитесь: чтобы оценить перемены, нужно сначала прочувствовать, что было ДО. Это не сиквел, это приквел, тут нельзя выехать на правилах, озвученных в первом томе, потому что этих правил ещё нет! Чтобы я проникся масштабностью замыслов по перестройке Школы — дайте мне прочувствовать, что в прежнем состоянии она была овеяна веками! Чтобы я проникся трагедией разрушения дружбы двух великих магов... может, вы мне сначала эту самую дружбу покажете? Да ну, автор явно решил не заморачиваться с этим. Вспоминается монолог одной известной юмористки. Мол, женщина приходит, плачет, ой-ой-ой, такая беда, муж ушёл, а я на неё гляжу и хочу спросить: как он к вам вообще когда-то подошёл?! Все же и так знают, как оно бывает, когда Тёмные мирно уживаются со Светлыми! Вот когда они начинают бить друг другу морды — это свежо и оригинально! А от одного парня девушка всё порывается уйти. К другому. И?.. Я всё равно толком не видел их отношений. Даже появление третьей стороны конфликта...
И в итоге финальный твист — а он был — оставил меня безучастным. Таким образом... Впрочем, ладно, что-то я устал и проголодался... ещё писать чего-то дальше надо, какие-то выводы делать, перевод хотел поругать... Автор не заморачивался с книгой, а я буду с отзывом? Много чести! Какое произведение, такой и отзыв, всем пока!