Гарет Браун «Книга дверей»
Кэсси Эндрюс работает в книжном магазине в Нью-Йорке, расставляет книги по полкам, готовит кофе для покупателей и живет скромной, обычной жизнью. До того дня, когда один из ее любимых клиентов — одинокий, но обаятельный старик — умирает прямо у нее на глазах. Кэсси опустошена. Ей всегда нравились его истории, а теперь ей нечем его запомнить. Ничего, кроме последней книги, которую он читал.
Но это не обычная книга…
Это Книга дверей.
Исписанная загадочными словами и таинственными рисунками, она обещает Кэсси, что любая дверь может привести куда угодно. Просто нужно знать, как их открыть.
Затем к ней подходит изможденный незнакомец в мятом черном костюме с шотландским акцентом, который называет себя Драммондом Фоксом. Он библиотекарь, который следит за уникальным набором редких томов. Том, который сейчас находится во владении Кэсси, — не единственная книга, обладающая огромной силой, но она наиболее желанна для тех, кто их коллекционирует.
Теперь за Кэсси охотятся те немногие, кто знает об Особых книгах. Имея возможность довериться только своей соседке по комнате, Иззи, она должна решить, поможет ли она таинственному и преследуемому призраками Драммонду защитить «Книгу дверей» — и другие книги, находящиеся на попечении его тайной библиотеки — от тех, кто будет творить зло. Потому что только Драммонд знает, где находится уникальная библиотека, и только книга Кэсси может доставить их туда.
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2024 // Фэнтези (33 455 голосов) | |
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2024 // Дебютный роман (34 967 голосов) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 29 января 2025 г.
Всякая книга дверь
«Можно одолжить одну из твоих книг?»
Кэсси живет в Нью-Йорке, работает в книжном магазине, делит крохотную квартирку с подругой Иззи, красоткой — себя высокая Кэсси считает нескладной. Она одинока и больше всего на свете любит книги. Когда я говорю об одиночестве, то имею в виду абсолютное, тотальное: родители погибли, когда она была еще младенцем, девочку вырастил дед — лучший на свете, добрый и заботливый, он сделал все, чтобы у нее было счастливое детство, а выросши ни в чем не нуждалась. Это последнее важно, потому что пожилой человек, которому выпало растить ребенка, всю жизнь отказывал себе во всем, чтобы Кэсси была не хуже детей из полных семей, и имела все, что имеют они. А когда подтвердился диагноз «рак», она в то время уже училась в колледже, принял решение отказаться от дорогостоящего лечения, для оплаты которого внучку пришлось бы лишить дома. Да, безнадежная стадия и да, в его возрасте было мало шансов, но в душе девушки кровоточащая рана, она постоянно мысленно возвращается к этому его решению, спрашивает себя, а может удалось бы спасти? Мучается чувством вины и не позволяет себе сближаться с людьми.
Тем вечером постоянный покупатель мистер Уэббер, с которым Кэсси любила поболтать о его интересной жизни со множеством путешествий, допоздна засиделся, взяв в магазинном кафетерии чашечку кофе и читая «Графа Монте-Кристо». Она ненадолго отвлеклась на обязанности продавщицы, а когда снова обратила на него внимание, пожилой джентльмен, был мертв. Когда уехали медики и полицейские, констатировавшие естественную смерть, девушка увидела на столике кроме тома Дюма, небольшую книгу, которой раньше там не было, а открыв, прочла дарственную надпись: «Это Книга дверей. Возьми ее, и тогда всякая дверь — любая дверь.» Так начинаются немыслимые приключения с прыжками во времени и пространстве, смертельными опасностями, любовью и дружбой, нечеловеческой жестокостью и спасением мира (но это уж, как водится).
Книги о книгах: книжных магазинах и клубах, магических фолиантах, волшебных (и не очень) библиотеках — такой мощный пласт современной литературы, что если бы кому пришло в голову составить реестр, в нем оказалась бы не одна сотня заглавий. Они радикально меняют качество жизни героев — к лучшему, за редким исключением; избавляют от одиночества; помогают найти друзей и любовь; отправляют в странствия и позволяют вернуть потерянный дом. Странно, что в большинстве случаев их не используют по прямому назначению, не подтирка и не растопка, если что, а чтение. Когда герои берут на себя труд как-то охарактеризовать мелькающую на страницах книгу, рассуждения о сюжете и героях по большей части оказываются на уровне пенсионерок, обсуждающих сериалы. Замечали, что в «книжных» историях книга словно окончательно развеществляется, утрачивает «книжность» как философскую категорию? Перестает быть рассказчиком, собеседником, учителем и оппонентом, делаясь статусным объектом.
Роман Гарета Брауна не исключение. В нем книги становятся порталами в пространстве и времени, причиняют боль, вроде куба агонии бене гиссерид из «Дюны», только на все тело,; обеспечивают безопасность, даруют радость и ввергают в смертельную депрессию. За ними охотятся, их продают на аукционе,прячут, разыскивают, ради обладания ими убивают. Только не читают, потому что они в принципе нечитаемы,заполнены непонятными значками, которые, к тому же, постоянно изменяются, так что если бы кому пришло в голову поиграть в Шлимана,зафиксировав сегодняшнее положение знаков на странице, то открыв ее в следующий раз, этот некто обнаружил бы совсем иное расположение и состав.
Таким образом «Книга дверей» идеальное воплощение сегодняшней «книги про книги», где на месте последних с тем же успехом могли бы оказаться любые предметы: яблоки, там или фонарики. Но у книги как явления, уровень культурной коннотации на порядок (на самом деле — множество порядков) выше. А кроме того, все ж понимают, что охотнее возьмут читающие люди. И, таки да, расчет оправдан, роман стал Выбором читателей Гудридс 2024 сразу в двух категориях: лучшего дебюта и лучшего фэнтези.