Павел Бажов «Медной горы Хозяйка»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Цикл объединённых фигурой Данилы-мастера сказов, повествующих, как он и его семья оказались связаны с таинственной Хозяйкой Медной Горы.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Уральские сказы»
Экранизации:
— «Степанова памятка» 1976, СССР, реж. Константин Ершов
- /языки:
- русский (266), английский (1), немецкий (1), белорусский (2)
- /тип:
- книги (254), периодика (1), аудиокниги (15)
- /перевод:
- Я. Брыль (2), Е. Мэннинг (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 16 августа 2022 г.
Душевно и красиво показанный культурный пласт особой русской этносоциальной группы: мастеровых — горнорабочих Урала времен крепостничества.
Бажов четко обрисовал своих земляков: люди, абсолютно четко понимающие жизнь, отнюдь и вовсе не слабые духом, способные на поступок, тем не менее живущие в условиях примерно как древнеримские рабы в каменоломнях. Могут и приковать, и задать невыполнимый «урок», избить насмерть плетьми и палками или просто выгнать как старого пса на вольные хлеба, если человек выработал свое здоровье.
Однако и на приказчика, и на бар тоже есть своя управа. И не только отчаянность дошедших до последней черты «мастеровых». Свой горный дух — Медной горы хозяйка, способная и наградить и наказать, хотя и награда часто оборачивается трагедией для человека.
Конечно, это не злой тролль, не царь гоблинов или ещё какая прочая европейская нечеловечность, но людей, каждый день рискующих жизнью в забое, достаточно устрашает и сам фактор сверхъестественного управления горными толщами. Такой вот искаженный образ матери — земли, перековавшейся в (мать-моржиху) хозяйку скал и камней.
Отлично помогает восприятию текста практически идеальное описание бытовых, обыденных вещей, создаётся впечатление, что рассказ ведётся не просто бывалым человеком, а знакомым или даже близким родственником. В общем, автор очевидный уральский самородок, наше все горно-заводской цивилизации.
StasKr, 14 апреля 2010 г.
Честно говоря, для меня довольно сложно классифицировать эти рассказы. Сказы Бажова традиционно причисляют к сказкам, но позвольте, какие же это сказки, когда действие происходит в девятнадцатом веке? Это же фентези с использованием элементов народного фольклора и чётко выраженным социальным контекстом. Мне кажется, что только сила традиции (привычки) заставляет нас называть рассказы Бажова сказками. Дескать, какое могло быть фентези в 30-40-е годы двадцатого века? А ведь оно было и весьма недурного качества! Выйди нечто подобное сейчас, то никаких проблем с правильной классификацией у нас не возникло бы.
Главный недостаток цикла состоит в том, что рассказы не составляют единого целого, поскольку они связанны между собой только Хозяйкой Медной горы, а она в них является персонажем второстепенным. В центре внимания Бажова всегда находится человек, а отнюдь не силы природы, коих и олицетворяет Хозяйка. Качество разных историй разниться весьма ощутимо. Наиболее сильными являются истории связанные с Даниилом-мастером и его семьёй (учителем, невестой, детьми). Остальные истории как-то слабее и не столь запоминающиеся.
Итог: недавно по телевиденью в рамках передач про Урал показывали то место, где добывались наиболее ценные сорта уральского малахита. Теперь там котлован, который порядком оплыл за сто лет, что прошли со дня окончания разработок. Гору срыли вручную, минерал выбрали подчистую, а обиженная Хозяйка Медной горы ушла ещё глубже под землю. Хорошо хоть сказы остались, напоминающие нам о тех легендарных временах. Спасибо Бажову за это.