Феликс Крес «Сердце гор»
Сборник ранних рассказов, которые в переработанном виде были включены в 2000 году в роман «Grombelardzkiej legendzie».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Книга Всего» > ранние варианты и планы
Номинации на премии:
номинант |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 1994 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Evgenii2019, 4 августа 2020 г.
«Сердце гор» — это дебютный сборник рассказов и повестей поляка Феликса Креса, написанных в жанре «тёмного» фэнтези. Все рассказы, будучи сами по себе самостоятельными историями, связаны при этом единым персонажем – лучницей, а далее – охотницей-одиночкой Каренирой, и единым местом действия – дождливым горным регионом с относительно сложно произносимым названием (Громбелард) на окраине большой империи. Громбелард – не самое приятное место для жизни: малонаселенная, труднопроходимая гористая местность, контролируемая не столько солдатами и чиновниками империи, сколько разбойничьими бандами. Кроме того, толи в силу случившегося в прошлом магического катаклизма, толи по приходи богов, здесь почти постоянно идут дожди, а горы населены опасными для людей разумными летающими созданиями, способными полностью подавить волю и подчинить себе сознание человека. Не обошлось и без зачарованных районов с жилищами колдунов, куда вообще лучше не соваться.
Впрочем, есть в Громбеларде и обычные люди – пастухи, ремесленники, торговцы, солдаты, чиновники и т.д., живущие в нескольких городах-гарнизонах или рядом с ними. Есть и добрый волшебник-мудрец, хранитель знаний и истории этого региона и всего мира в целом. А еще есть разумные, говорящие и даже носящие кольчугу и использующие магические артефакты коты, размером примерно с тигра. Это вообще очень интересная авторская идея, которую отмечают, пожалуй, все читатели и поклонники его творчества. Большие разумные коты не просто упоминаются в рассказах (что тоже есть); один из них – Рбит – появляется в большинстве историй, являясь важным действующим лицом с хорошо прописанными характером и особенностями – очень запоминающийся образ, особенно для второстепенного персонажа.
Что же касается собственно сборника, то его составляющие вышли разными и по объему, и по качеству сюжета, и по интересности в целом.
Первый рассказ быстро и кратко вводит в курс дела и несколько сумбурно знакомит с рядом ключевых персонажей; имеет довольно необычную, даже странную концовку, оставляя ряд вопросов (как к самой развязке, так и к рассказу в целом). Именно здесь формируется важная особенность главной героини, обосновывая специфику ее последующей жизни, поведения и приключений.
Второй – заметно более длинный и, видимо как следствие, лучше написанный рассказ (точнее – он уже считается повестью). Речь идет о поисках ранее брошенных магических артефактов. Офицер с группой солдат отправляется через горы и, разумеется, не избегают встречи с бандами разбойников, что в итоге кардинально меняет расклад. Не раскрывая подробности, отмечу, что это действительно хороший, интересный рассказ с неожиданными поворотами сюжета.
Третий – снова короткий рассказ, пожалуй, наиболее слабый и необязательный из всех. Однако и он вносит свою лепту в раскрытие мира и главной героини, поэтому пропускать его все же не стоит.
Четвертая повесть – самое длинное произведение сборника и, на мой взгляд, самая лучшая его часть. Здесь уже несколько параллельных сюжетных веток и довольно много персонажей. Но главное – интересный, необычный сюжет с интригами, заговорами, любовными линиями, магическими ритуалами и, конечно, «фирменными» резкими поворотами и во многом неожиданными развязками. Естественно, мы также больше узнаем и об основном месте действия, и о соседних регионах империи.
Пятая, заключительная повесть также довольно интересна, имеет несколько интересных авторских сюжетных находок и описаний, однако не отличается такой сильной концовкой, как предыдущая. Сюжет, а особенно – развязка и общий итог, вновь вызывают вопросы и по стилю выбиваются из ряда и атмосферы, заложенных предыдущими рассказами и повестями. Можно согласиться с теми, кто считает, что автор не удержал высокую планку, заданную предыдущей повестью.
Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что в данном сборнике Ф. Крес представил нам интересный, проработанный мир, в котором позже будет разворачиваться действие целого цикла книг, объединенных под общим названием «Книга Всего». Более того, сами рассказы и повести этого первого сборника будут в дальнейшем переработаны и дополнены, составив будущую новую книгу цикла – «Королева войны».
Помимо вымышленного мира – сурового, а местами жестокого, но не лишенного красоты и таинственности, в «Сердце гор» автор сформировал и свой стиль: уже не раз упоминавшиеся резкие и неожиданные повороты сюжета, а также довольно жесткое обращение с персонажами, как с главными, так и с второстепенными. При этом Ф. Крес показал, что умеет сочинять небанальные, интересные истории, написанные хорошим языком.
Таким образом, перед нами образец достойного прочтения «тёмного» фэнтези, именно хорошего, но пока еще не отличного.
Моя оценка: 4/5 (или 7/10)
DeadPool, 25 сентября 2011 г.
Сборник «Сердце гор» рассказывает нам о лучнице Каренире, волею судьбы живущей отшельницей в горах Громбеларда, неприветливом диком крае, в котором вечно идут дожди. Однажды потеряв всё, она живёт только местью. Сборник показывает нам отрывочные события из богатой на приключения жизни Карениры.
Начну свой отзыв с небольшой прелюдии. С польской фэнтези я,как и многие другие, я думаю, познакомился с цикла А.Сапковского о ведьмаке Геральте. Цикл этот произвёл на меня большое впечатление(я считаю его едва ли не лучшим образцом фэнтези вообще), благодаря ему я поверил в то,что и в неанглоязычных странах умеют писать фэнтези мирового уровня.Естественно я не мог не начать искать других польских авторов,пишущих в этом жанре. На разных сайтах приводились различные рейтинги и во многих из них после пана Сапковского стоял некий Ф.Крес. Сами понимаете, что рекомендация очень лестная, поэтому я понадеялся на весьма высокий уровень произведений, немного уступающий уровню грандмастера польской фэнтези. К сожалению пан Феликс не выдерживает никакого сравнения с паном Анджеем по любым параметрам.Повод ли это отчаиваться и не читать «Сердце гор»? Нет. Книга очень неоднозначна и потому достойна хотя бы ознакомления.Да Крес автор довольно средний,но с кучей интересных идей и с огромным потенциалом,а сравнивать его с Сапковским и попросту некорректно слишком различны они и по весовой категории и по стилю и по цели,ради которой написаны и с точки зрения изложенных идей. «Сердце гор» вообще какая-то странная книга. Очень неоднозначная, где-то очень слабая,где-о очень сильная,одни рассказы буквально шедевры, другие серая посредственность. Сборник очень неоднозначный и мне сложно оценить его адекватно. Но обо всём по-порядку.
«Сердце гор» книга очень неоднозначная. Наверное причина кроется в том,что это сборник рассказов, да ещё и дебютный. Рассказы весьма разнородны по уровню написания и о каждом из них отдельно я уже написал отзыв. Теперь же поговорю об общих для каждого из них чертах.
Для начала крайне интересная и нетипичная структура рассказов, форма развития сюжета. Крес может начать писать вроде бы про одно, а закончить сосем про другое. То есть какое-то время рассказ не спеша двигается в назначенном в завязке русле. И вроде бы уже настраиваешься на определённый лад, готовишься к более-менее логичному развитию сюжета. И тут БАЦ! и Крес в развязке переворачивает весь сюжет с ног на голову, жестоко огорошивает читателя, заставляет по-иному посмотреть на прочитанное. Сначала это несколько выбивает из колеи (за что снижены баллы паре рассказов), но потом привыкаешь. И это с одной стороны здорово. Только вот проблема: далеко не всегда это вот огорошивание у автора получается хорошо. Иногда такие перевороты вызывают недоумение своей нелогичностью, тем что обрывают рассказ на полуслове, да и привыкнуть сложно, как-будто вместо шоколада тебе мармелад подкинули: вкусно, но настраивался то не на это. В итоге в некоторых рассказах такой перевёртыш приятно удивляет, а в других заставляет плеваться. Наверное всему виной неопытность автора во время написания сборника. Тем не менее такой подход одна из причин ради, которой с творчеством Креса стоит познакомиться. А принимать или не принимать, любить или не любить-дело десятое.
Теперь персонажи. Большинство персонажей Кресу определённо удались. Характеры солдат,комендантов крепостей и мужчин разбойников выглядят весьма натурально. Отдельно выделю рассказ «Чёрные мечи», в котором появилось много замечательных персонажей такой категории: Гольд, Рбаль,Даганадан, Бельгон, Эгдех.Все они очень противоречивы,неоднозначны,все совершают хорошие и плохие поступки и вообщем. А какой там накал страстей!Украшением сборника являются разбойники: Рбит и Глорм.Рбит персонаж вообще уникальный. Он представитель расы котов. Такого я не видел ещё ни в одной фэнтези-книге. И что самое главное автору удалось показать их индивидуальность.А Глорм не смотря на свою профессию внушает глубокую симпатию. Получились у Креса и женские персонажи:Кага(украшение рассказа «Перевал туманов»),Лейна, Арма и парочка других.Получились не менее колоритные образы.Особняком здесь стоит Байлей, один из немногих полностью положительных персонажей, при этом выглядит он также весьма натурально. И всё было бы здорово с персонажами Креса, если бы не один нюанс.Всем хороши второстепенные персонажи сборника, но вот с главной героиней произошёл ,на мой взгляд, полный провал.Больно неестественно, не живо смотрится её образ. Ну посудите сами:Каренира лучница(а в горах дожди круглый год(как она стреляет из лука?), прибывшая в Громбелард из южной области Армект(где женщины привыкли ходить голыми)в силу обстаятельств (не буду спойлерить) становится отшельницей в горах и живёт идеей мести. При этом она щеголяет в короткой юбке, опрокидывает огромные деревянные столы, ведёт себя часто нелогично и непоследовательно.И при этом выживает там по хлеще любого разбойника, а в драке уделает любого солдата. Надоедает постоянное обмусоливание её крутости, невозмутимости и т.д. Женщина-супергерой-мечта аниме:biggrin:. Иногда она ещё и подлые поступки совершает, но это скорее интересно, так как персонаж получается неоднозначным. Спасибо Кресу хотя бы за то, что он старается развивать характер Карениры и Каренира в начале и Каренира в конце это две разные женщины.И справедливости ради: всё-таки с участием Карениры в рассказе очень много сильных сцен.
А вот что получилось у Креса, так это мир.Да он не прописан,да он очень маленький, но мрачная дождливая атмосфера Громбелардских гор определённо передана. Очень подходящий сеттинг для такого мрачного фэнтези. Горы оказались под стать суровым и неоднозначным персонажам книги: опасные,но чем-то необъяснимо привлекательные. И не стоит волноваться по-поводу их нереалистичности. Это всё-таки фантастическое произведение, да и живёт этот мир совсем по другим законам.А законы эти диктует Шернь-богиня Шерера. И богиня эта какая-то странная. Благодаря её фантазии появились странные географические объекты:Дурной Край,в котором находятся древние артефакты,Стену Дождя,а также странные жёлтые туманы,обволакивающие Перевал туманов.Шернь породила и интересных существ: она наделила разумом котов и стервятников.Такого я точно не видел ни в одной другой книге.Коты-грациозные ловкие войны,со своим кодексом чести.Что самое забавное,при этом они остаются именно котами(по-поведению), теми самыми, которые живут в наших домах. Стервятники очень таинственные создания, про них говориться довольно мало, так как враждуют они со всем населением Громбелардских гор.И единственными ,кто хоть частично понимают замыслы Шерни, являются старцы-посланники, которые записывают все события в загадочную Книгу Всего.
А на фоне всего такого необычного действуют вполне обычные люди, со своими мыслями, страстями, враждой.В горах живут солдаты Легиона, которые ведут борьбу с разбойниками-настоящими хозяевами Громбеларда. Война эта ведётся уже много лет и стала настолько привычной, что между разбойниками, которыми руководит Король-Гор,легендарная личность в Громбеларде, и солдатами, стоит ряд негласных соглашений, позволяющих разбойникам собирать разумную дань с жителей края, а воинам Легиона спать спокойно. Конечно же есть ряд группировок, не подчиняющихся Королю-Гор и с ними воюют, что те, что другие. Помимо этого в Громбелард постоянно проникают различные подозрительные личности-авантюристы, ищущие поживы в охоте за артефактами Дурного Края.
Вот на каком фоне происходят события рассказов.Не правда ли хороший задел для большого цикла, который Крес и создал в результате?
Итог:Отзыв мой получился несколько размытым и неопределённым,но таковы мои ощущения от прочтения «Сердца гор».Мне сложно вынести окончательный вердикт этой книге.У неё есть и сильные и слабые стороны, при том почти в равных пропорциях. Но дело даже не в этом, Крес пишет так, что его либо принимаешь, либо нет.Тут уж вопрос личного вкуса. Поэтому воздержусь от рекомендаций, но прочитать всё же советую. Чтобы составить личное мнение.
Оценка:6 из 10, могла быть и ниже из-за кучи слабых рассказов и абсолютно загубленного финала,но рассказ «Чёрные мечи» и ряд других удачных находок автора спасают ситуацию. Да к тому же надо быть снисходительным к дебютной работе,ведь потенциал у автора ,по-моему, огромный.
Kamil, 13 января 2010 г.
Книга очень талантливая, поэтичная, чтение просто завораживает.
Главная героиня рассказов сборника — А. И. Каренира, девушка-лучница из степного края, волею судьбы попала в страну суровых гор и осталась там навсегда. И не потому что она полюбила горы, просто иначе она не могла. Эта девушка с чужими глазами — персонаж очень яркий, запоминающийся, такие в жанре фэнтази появляются редко, обычное их место — в большой литературе.
Ещё автор очень впечатляюще описал этот край великих гор и вечных дождей. Это край разбойников и вечно воюющих с ними воинов. Край больших разумных котов и стервятников, а также магии таинственных Посланников Шерни. Горы делают своих обитателей, даже пришлых, суровыми. Просто безжалостно ломают под себя. Та же Каренира попадает в этот край жизнерадостной, легковесной девушкой, и как жестоко Горы перемалывают её.
Обязательно почитайте эту книгу те, кто ценит в жанре не только сюжет, но и стиль.