Владимир Рябов «Русская фольклорная демонология: От оборотней и мертвецов до русалок и огненного змея»
От автора
Во-первых, нас будет интересовать происхождение нечистой силы. Многие персонажи русской демонологии происходят от умерших людей — как от благожелательных предков (домовой), так и от вредоносных мертвецов (русалки, водяной, кикимора). Другие персонажи — это люди, наделенные сверхъестественными чертами (оборотни, колдуны, ведьмы). Считается, что некоторые демоны имеют семьи, размножаются подобно людям, либо их может целенаправленно вырастить человек. Иногда происхождение нечистой силы толкуют в особом фольклорном жанре — этиологической легенде, связывают с библейскими событиями.
Во-вторых, мы будем выяснять, как выглядит, как звучит и как себя проявляет нечистая сила. Домовой обнаруживает себя топотом или шорохом на чердаке, леший может явиться как мужик в синем кафтане, русалки — как девушки в белых платьях.
Затем мы будем говорить о том, где обитает или появляется тот или иной персонаж, когда он наиболее активен. С нечистью часто можно встретиться в полдень или в полночь, в определенные периоды народного календаря. Она имеет склонность занимать дикие и нежилые пространства. Впрочем, ничто не мешает проникнуть ей и в жилой дом, и даже в тело человека.
Кроме того, нам будут интересны функции и характерные действия мифологического персонажа. Водяной топит в реке скот и людей; домовой заплетает гриву лошадям; леший «водит» человека по лесу, так что тот ходит кругами и не может найти путь домой.
Далее мы познакомимся с оберегами, методами задабривания, защиты и изгнания персонажа. Очевидно, что демоны, даже доброжелательные, могут причинить человеку неприятности или угрожать его жизни. Для таких ситуаций традиционная культура создала различные способы, которыми человек может обезопасить себя от их влияния.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва