Аркадий Васильев «Понедельник - день тяжелый»
Середина 1950-х гг. В небольшой город Краюху с Дальнего Востока переезжает с семьёй, состоящей из жены и дочери на выданье, «крепкий хозяйственник» Юрий Андреевич Христофоров. На самом деле это советский «подпольный миллионер», постоянно меняющий своё место жительства и успешно скрывающийся от розыска. Для начала он выжидает, создавая репутацию «трудяги»-заведующего мастерской по ремонту обуви, но затем сколачивает группу «нечистых на руку» управленцев для занятия «коммерческим грабежом»...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nostromo 2015, 2 декабря 2023 г.
Любая мелочь может иметь самые неожиданные последствия, — так и в романе: отломанный зуб при поедании колбасы выявил в продукте потерянную золотую заводную головку от карманных часов, что и привело к поискам их владельца, оказавшегося директором колбасного цеха, гнавшего «левую некондиционную неучтёнку», поставлявшуюся в детские учреждения. Но это совсем не заурядный советский детектив, а скорее «расширенный» сатирический памфлет из жизни «подпольных советских миллионеров», причём, как бы «развёрнутый изнутри», показанный глазами и мыслями самих «теневых дельцов» второй половины 1950-х годов.
В средних и старших классах (1970-е гг) я перечитывал эту книгу почти с такой же периодичностью, как и «Золотого телёнка» — многое в ней перекликается, и есть нечто притягивающее во вроде бы незамысловатой подаче событий. Нет в романе «клеймения родимых пятен проклятого дореволюционного прошлого» и с его остаточными стяжательскими инстинктами, а персонажи выписаны очень живо. Один из центральных персонажей — Юрий Андреевич Христофоров — прошёл путь, аналогичный счетоводу из «Золотого телёнка», «Корейко» послевоенной поры социализма. Очень колоритно описано детство гимназиста Юры с лавкой отца, и как родитель выпорол своего сына за украденный из семейной кассы двугривенный. Читается не менее интересно, чем описание ранней юности Саши Корейко, жившего в брошенной богатой квартире, приторговывавшего безделушками оттуда и мечтавшего найти набитый купюрами хрустящий бумажник. Современного читателя могут смутить подробности аппаратно-бюрократической жизни тех лет и культмассовые мероприятия, являвшиеся неотъемлемой частью тогдашней жизни и непонятные сейчас. Книга классно оформлена художником-карикатуристом, проработавшим 25 лет в журнале «Крокодил». Оформлены только заглавные буквы начала глав. С появлением интернета в 1990-х годах я узнал, что автор Аркадий Васильев — отец писательницы Дарьи Донцовой (наст. Агриппина Аркадьевна Васильева). Я был одно время знаком с Аркашей Васильевым, сыном Донцовой и, соответственно, внуком писателя и его полным тёзкой, а также здоровался с его бабушкой(вдовой писателя), жившей на ул.Усиевича. Но тогда не знал, что это одна семья с данным автором...Вот такие перипетии...
Была идея восстановить у себя в библиотеке это издание, так как «то», что было «тогда», не сохранилось. Рассматривал вариант купить первое малоформатное издание 1961 года, но, подержав в руках эту книгу в супере (не люблю суперы, на мой (субъективный) взгляд бестолковое изобретение полиграфической промышленности, надо учиться оформлять сами переплёты), был разочарован. Вчера купил 2-е издание, которое и является для меня «реликтом памяти», в очень хорошем виде всего за смешные 100 рублей, так как книга не популярна у собирателей... Очень приятная книжица, решённая в со вкусом подобранной цветовой гамме (см.фото).
Рекомендую всем поклонникам Ильфа и Петрова, беря на себя смелость утверждать о какой-то схожести стиля.