Григорий Горин «Тот самый Мюнхгаузен»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Ироническое | Сатирическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Как живет в окружающем его тривиальном мире человек, который резко отличается от других, фантазер и бунтарь, каждый день имеющий в своем расписании совершение подвига?
Комическая и трагическая одновременно история жизни и смерти барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена.
Художественный фильм по этому сценарию снят режиссером Марком Захаровым и был впервые показан 1 января 1980 года.
Входит в:
— сборник «Тот самый Мюнхгаузен», 1990 г.
— сборник «О бедном гусаре замолвите слово...», 1994 г.
— сборник «Формула любви», 1994 г.
— антологию «Тот самый Мюнхгаузен», 2001 г.
Является сценарием для фильма:
— «Тот самый Мюнхгаузен» 1979, СССР, реж. Марк Захаров
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
drugndrug, 27 апреля 2020 г.
Это повествование о том, что такое на самом деле ложь и как люди выдают её за правду. К большому сожалению, нужно отметить, что для очень большого количества людей привычным делом является предательство, лукавство, измена, человекоугодничество, притворство, нажива, корысть, жадность и властолюбие. Очень много усилий затрачивается на то, чтобы эти вышеуказанные пороки рода человеческого были нормой нашей жизни, неким неизбежным порядком нашего существования, с которым необходимо мириться, дабы не выпасть из общего ритма жизни. Таким образом, появляется некая “правда”, которая всех устраивает, ибо ею можно оправдать множество мерзких и неблаговидных поступков, на которые горазды практически все представители рода человеческого. Такая “правда” очень удобна, она всегда найдёт компромисс с безнравственностью и аморальностью. Эта “правда” устроена таким образом, что нет необходимости даже врать и лгать. А вот барон Мюнхгаузен против такой “правды”, он старается жить вопреки этой “правде”. И вот ведь парадоксальная ирония жизни! Получается, что если кто-то своими словами и образом жизни показывает, что эта “правда” на самом деле не является правдой, как таковой, то он кто? При таком раскладе получается, что он – лжец, врун и враль. Невероятно, но… так выходит на самом деле, когда отрицательные явления жизни возводишь в ранг нормы.
Барон Мюнхгаузен вызывает возмущение в кругу своих современников-обывателей своим образом жизни и фантазиями. Узость мышления окружающих его людей не даёт им рассмотреть в безобидных на первый взгляд чудачествах барона сатиру на обыденность и привычный уклад жизни, на наличие во всём этом конформизма и примирения с пороками, на закрытие глаз на вопиющую неправду, которая царит безраздельно повсюду и везде. Более того, на благородного и смелого человека развёрнута кампания, с целью обвинить его в сумасшествии, признать его недееспособным, а затем взять над ним опеку, что означает – контролирования его имущества и состояния. Вскоре общественное мнение присоединяется к этой травле. Барон загнан в угол, он уступает давлению со стороны обывателей, он готов признать неправду правдою, он отказывается от самого себя ради любимой женщины. Он теперь должен жить, как все. Но это не приносит ему счастья. Любимая женщина не в силах видеть его в роли обывателя и уходит от него.
Во второй части этого блистательного произведения показано то, что очень часто случается в истории рода человеческого – создание посмертного ореола личности, которая при жизни доставляла обществу некоторые неудобство. Причём, активно участвуют в этой культивации враги и недоброжелатели барона Мюнхгаузена. Разумеется, чтобы на её фоне извлечь материальную выгоду. Вспомним же, люди, что в реальности это не раз проделывалось в нашем дивном-дивном мире! Пётр Великий признан великим государственным деятелем и реформатором после смерти, при жизни его методы правления доставляли массу неудобств современникам, а с церковных амвонов о нём неграмотному православному народу возглашали, как о Антихристе. Пушкин и Лермонтов получили признание и благодарность от общественности после смерти, при жизни их травили, запрещали и ссылали. Да можно вспоминать сколько угодно! В этом с особым цинизмом сознаются даже сами делатели лживой “правды” баронесса Якобина фон Мюнхгаузен: “Такова судьба всех великих людей: современники их не понимают!” и её любовник Рамкопф: “Мы были искренни в своих заблуждениях. Время открыло нам глаза! ”
Мне очень нравится, как заканчивается это произведение. Когда судебное разбирательство по делу “о воскресшем бароне Мюнхгаузене” и последующей судебной экспертизе обернулось фарсом, нашего благородного и смелого героя попытались в него втянуть, в очередной раз доказывая как в правду можно облечь настоящую ложь. Но герой отказался играть по таким правилам жизни. Он заявляет сборищу посредственных обывателей и потребителей, как они ему все надоели. И начал подниматься по верёвочной лестнице вверх. Любой мыслящий человек просто обязан подниматься. Над самим собой и над серостью.
olegvm7, 26 марта 2021 г.
В библиографии в одно произведения объединены два разных и сильно отличающихся друг от друга произведения: пьеса и киносценарий. К примеру в пьесе нет роли герцога.
vladimir66, 13 февраля 2013 г.
Слагаемые успеха: Отличная режиссура Марка Захарова + Выдающиеся актеры, с незабвенным Олегом Ивановичем во главе+ Тонкий и печальный юмор Григория Горина=Прекрасное кино.
Секрет фильма еще и в узнаваемости многих моментов. .Я думаю многие из нас могут так сказать о своей жизни-
-«Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат.
Я не скажу, что это подвиг. Но вообще что-то героическое в этом есть.»
-« После венчания мы уехали с супругой в свадебное путешествие.
Я — в Турцию, она — в Швейцарию, и три года жили там в любви и согласии».
-«С каких это пор вы стали ходить по врачам?
Сразу после смерти».
-«В этот раз я не был на Луне!
Как это не был, когда уже есть решение, что был?».
И наконец:«Умное лицо — это еще не признак ума, господа.
Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.
Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».
qetuo, 3 марта 2013 г.
Хорошая экранизация, с хорошими актерами, но все-таки отличается от книги. В фильме более радостная, лирическая атмосфера, в первоисточнике все намного тоскливей и беспросветней. Однако, сценарий писал автор, он имел право изменить свое творение. Но пьеса, конечно, намного сильнее фильма.
orinoko73, 2 июля 2010 г.
Яркий, необычный герой не от мира сего, блистающий на фоне серости. Человек, который не признает рамок и ограничений, воин, который в одиночку может объявить войну Англии. Реформатор, желающий подарить человечеству еще один день, 32 мая. Удачливый охотник, добывающий уток через дымоход... Все это — он, тот самый Мюнхгаузен.
Отличный сценарий, блестящий фильм с Олегом Янковским в главной роли.
Verner, 5 января 2013 г.
Очень странно выглядит наличие библиографии Григория Израилевича на сайте посвященном жанровой литературе, коея является профанацией литературы вообще, включая Толкинеов, Мартинов и пр.
Особенно дико тут смотрится потрясающая пьеса Горина, которая, к сожалению так и не была экранизована в том самом первозданном виде. В известный нам всем экранный вариант в виду цензуры не вошло очень много важных, особенно острых высказываний героя. Слепой, а может просто излишне осторожный советский цензор не пропустил даже в частности шутку Мюнхгаузена в которой фигурировала Библия.
Концовка фильма также расходится с оригинальной пьесой, но тут уже причины иные, технические. Театру, увы, не доступно многое что можно сделать в кино.