Пол Андерсон «Дети ветра»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Становление/взросление героя | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Молодая терранская империя, возникшая пару столетий спустя после окончательного распада Торгово-технической лиги, поначалу несла спокойствие и стабильность разрозненным мирам, страдающим от набегов космических варваров. Со временем, однако, её экспансия стала распространяться и на пограничные районы соседних звёздных держав. Первоочередной целью для глобального противостояния была выбрана Сфера Ифри, созданная разумными орнитоидами, но включающая в себя, помимо прочего, и планету Авалон, где люди и ифриане слились в единое сообщество, настолько прочное, что взаимопроникновение культур сподвигло многих представителей человеческой расы перенять образ жизни своих друзей-софонтов…
Представители инопланетной цивилизации итри (Ythri) играют значительную роль в произведениях Пола Андерсона «Спасение на Авалоне» и «Бескрылый»., а также в рассказе Грегори Бенфорда «Долг крови» (2014).
Входит в:
— цикл «Техническая история» > Начало имперского периода
— журнал «Analog Science Fiction/Science Fact, April 1973», 1973 г.
— журнал «Analog Science Fiction/Science Fact, February 1973», 1973 г.
— антологию «Щит», 1992 г.
— антологию «Космический бунт», 1996 г.
— сборник «Rise of the Terran Empire», 2009 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1974 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1973 // Роман |
- /языки:
- русский (11), английский (2)
- /тип:
- книги (9), периодика (2), самиздат (2)
- /перевод:
- Н. Виленская (4)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neli mustafina, 4 января 2025 г.
Типичный боевик «звёздных войн», завоевания имперскими войсками, говорящими на «англике» других планет.
Хоть полководцы здесь показаны эдакими «благородными сэрами», не желающими смерти никому, однако миллион смертей для них — это пустяк ради расширения империи.
Сквозь встроенные в сюжет описания планет, итри — крылатых разумных и сожительствующих с ними рядом землян, проглядывают морды англосаксонских и прочих «носителей демократии».
И весь сюжет рассуждения о том, что никуда от империи не денешься, — ведь это благо, торговля, свобода ...а войну надо вести до полного истощения ресурсов планеты...
Смешно, но когда читала книгу в детстве, совершенно не замечала этого подтекста.
Итак, одна за другой сдаются планеты содружества Итри. И лишь один Авалон вознамерился противостоять флоту империи.
А руководят сопротивлением земляне, ставшие аборигенами (абориген считается в 3 поколении?) Авалона.
Показалось интересным описание культуры, биологии птицелюдей.
Они настолько антропо...эммм...похожи, что автор допустил возникновение чувств между юношей и девушкой-итри, которые с детства росли рядом. Юноша даже в порыве любви хотел отринуть человеческие отношения (вот они первые квадроберы!), и просил называть себя итрианцем (но кто из нас не был бы очарован полётом, небом и крыльями?)
Однако удивило здесь то, что итри смогли объединиться с земными аборигенами и не озлобиться на тех (ведь те имперцы были с той же земли).
Имперский флот всё же удалось победить. Предательство, обман, хитрая ложь, смертельная ловушка, — то чем прекрасно владеют земляне и не могли себе представить итриане.
А то как была обставлена якобы «победа» имперцев в СМИ — вообще самый цимус. Они не победили, но чтобы империи «не пасть лицом в грязь», и чтобы «пощадить природу Авалона», согласились отвести войска, часть которых — больные и мертвые так и остались на Авалоне как «укрепленный гарнизон империи»...
Ну и в заключение — слова главного героя об империи: «если общества не будут сопротивляться порабощению, они скоро будут проглочены самыми большими и прожорливыми. Разве нет? И восторжествует смертоносное однообразие. Никаких вызовов, никаких отклонений от нормы...»
Не поняла на чьей стороне автор.
Авалона или Империи... Скорее — империи.
igor14, 28 мая 2021 г.
Похоже, самыми любимыми инопланетными разумными существами у Андерсона были кентавры и орнитоиды. Притом последним он отдавал явное предпочтение – только в рамках цикла «Техническая цивилизация» нам явлены целых две принципиально разных цивилизации полуптиц-полулюдей, зародившихся на планетах Ифри и Диомеда*; событиям, с ними связанным, посвящено 2 романа и минимум четыре рассказа**. В них ПА неизменно и с большой любовью описывает радость и восторг свободного полёта, в каковом и заключена главная ценность жизни для этих существ. Ну, что тут можно сказать? «Чому я не сокіл, чому не літаю?...» © и т.п.
Завязка сюжета: молодая терранская империя, возникшая спустя пару столетий после окончательного распада Торгово-технической лиги, поначалу несла спокойствие и стабильность разрозненным мирам, страдающим от набегов космических варваров. Со временем, однако, её экспансия стала распространяться и на пограничные районы соседних звёздных держав. Первоочередной целью для глобального противостояния была выбрана Сфера Ифри, созданная разумными орнитоидами, но включающая в себя, помимо прочего, и планету Авалон, где люди и ифриане слились в единое сообщество, настолько прочное, что взаимопроникновение культур сподвигло многих представителей человеческой расы перенять образ жизни своих друзей-полуптиц…
История многоплановая, сочетающая в себе как хронику ярких динамичных (главным образом — военных (и подготовительных к ним!)) событий, так и глубокие философские смыслы. Понравилась не так сильно, как, скажем, цикл о Маурайской федерации или «Танцовщица из Атлантиды» (1971) того же автора, но существенно больше массово прославляемого «Три сердца и три льва» (1953/61).
Главных героев (и приближенных к ним центральных персонажей!) в романе много, некоторые из них совсем не контактируют с другими, создавая отдельно-параллельные линии повествования. В субъективном плане это – скорее плюс, поскольку общая картина событий представлена с разных точек зрения и потому многогранна и неоднозначна.
Вместе с тем, своя собственная правда имеется у каждой из основных противоборствующих сторон (терране / ифриане + авалонцы). Наблюдать за перипетиями их борьбы, не отдавая предпочтения никому, — весьма интересно и увлекательно!
---------------------------------------------------------------------------------------
* да и с уроженцами планеты Икрананка далеко не всё однозначно (ха-ха-ха!);
** этапам контактирования, а много позже — противостояния с гуманоидами-полуящерами (мерсийцами) посвящено куда бОльшее количество произведений, но эта раса выписана не столь подробно, выпукло и красочно.
Etamin, 19 марта 2021 г.
Весьма странная и неоднозначная книга. Андерсон работал над романом, когда ему было под пятьдесят, и он давно уже был признанным автором. Так что книга написана достаточно умело, этого не отнимешь. Но вот сюжет и реализация оного...
Собственно, ему нужно было ее написать: крупный роман был необходим, чтобы закончить тему «Терранская Империя до Фландри» (каковая тогда, помимо двух подростковых рассказов, включала в себя только пару повестей в откровенно устаревшем стиле) — при том, что цикл о Фландри к тому времени уже был готов почти целиком. Точно так же, еще через несколько лет Андерсон напишет откровенно вымученную «Обитель мрака», практически свою последнюю книгу в цикле о Технической цивилизации, чтобы хоть как-то завершить истории ван Рейна и Фолькейна. Но в данном случае замах был покруче — «Люди ветра» явно задумывались если не как «Война и мир» НФ, то по крайней мере как «Прощай, оружие!» В многотомном «академическом» издании роман удостоился подробного разбора в послесловии Сандры Мизель. Что же получилось?
Далеко не все. Читается, в общем, неплохо. Написано цветистым языком. Даже излишне цветистым. Бесчисленные перечисления флоры и фауны Авалона и Эсперансы и описания природы несколько утомляют. Главнокомандующий вооруженных сил Авалона носит странное звание “marchwarden”, каковое слово заимствовано, вроде бы, из «Сильмариллиона».
Сначала о «мире». Действующих лиц полно. Некоторые – явно проходные персонажи, других автор описывает подробно, даже углубляясь в их внутренний мир. Одни из этих образов, впрочем, не особенно оригинальны, а другие – не очень-то убедительны. Причем лучше получились, как ни странно, итриане. Один из главных людских персонажей – Крис, он же Аринниан – не вызывает никакого сопереживания и выглядит временами полным идиотом (хотя, может, так и задумывалось?). Вообще говоря, одна из основных идей – что люди, живя среди птицеподобных существ, будут им завидовать и стараться подражать – кажется очень уж натянутой. Странные личные взаимоотношения просто людей, людей, записавшихся в птицы, и собственно птиц – тьфу, итриан – вызвали у меня явное недоумение. Рассуждения о свободной и о платонической любви и о том, кто кому изменяет, кто кого ревнует, только еще больше все запутывают. И да, все курят как ненормальные.
Теперь о «войне». Мизель указывает, что на этот сюжет Андерсона вдохновила героическая и, казалось бы, безнадежная оборона французского города Бельфор во время франко-прусской войны. Ну пусть так (а не вьетнамская война, как можно заподозрить). Итак, война между Империей Земли и державой Итри, включая Авалон, неизбежна (почему-то), хотя обе стороны ее не хотят. Почему-то в обороне Авалона главную роль играют итриане, хотя на планете их вчетверо меньше. Почему именно там построена сверхмощная оборона при общем населении меньше двадцати миллионов – ну так вот им захотелось. Ну и вот, война идет, потери вроде немаленькие с обеих сторон, но при этом обе стороны то и дело проливают крокодиловы слезы, печалясь об уже убиенных и о будущих жертвах, мечтают закончить все побыстрее (однако ядерную бомбу на второй город Авалона таки сбрасывают, а о последствиях почему-то никто потом не говорит). И уже Итри капитулирует, а Авалон вот не хочет, тут дело в принципах, а земляне воюют как-то очень по-рыцарски (полагаю, что серьезные потери на деле только озлобили бы имперские войска), и в итоге (сюрприз, сюрприз!) с Авалоном заключен почетный мир – при многократном превосходстве Терры. Неубедительно. Почему читатель должен «болеть» не за землян, а за каких-то птиц (и примкнувших ним человеков) – остается неясно и совершенно на совести Андерсона. Так и вспоминается фраза из фильма «Вторжение» — «Слушай, ты вообще за какую планету воюешь?»
На этом, пожалуй, стоит остановиться; желающие могут ознакомиться с послесловием Сандры Мизель, где о книге сказано еще много чего. Отмечу, что астрофизика, планетология и экология – на уровне, как и почти всегда у Андерсона. Одна из идей романа, подозреваю, вдохновила Гордона Диксона на повесть «Аманда Морган» из цикла о дорсаях. Перевод Виленской очень неплох, хотя пара логических ошибок (возможно, внесенных при редактуре) есть. Прочитать, наверно, стоит. Но книга спорная.
dxbckt, 14 июля 2020 г.
Сидя на даче — за неименем другого (т.к специально взятую на выходные книгу я прочел в первый же день), буквально пришлось)) взять с полки старый и потрепанный томик тов.Андерсона и наконец-таки «добить» этот «долгострой»... Почему долгострой? Потому что эту книгу «я читал» примерно год (с перерывом на зиму) и каждый раз что-то мешало «осилить». И тут — внезапно длоя себя «в условиях буквенного голода» я прочел не только этот рассказ, но и (даже) заново перечитал следующий!)) К чему я это тут «распинаюсь»? Да к тому что «плохих книг» нет по определению, и лишь наличие многочисленного выбора делает нас «высокомерными снобами» (там «откусил кусочек»... не понравилось! Хм... а вот там? и т.д). А «запри Вас» где-нибудь без связи? Да и без ноутбука — где всякого (разного) «на полгига»? Правильно)) Пойдете смотреть — а что, там у Вас на дачных полках пылится))
В общем — такие впечатления собственно от самого «чтения в глуши», а что касается самого произведения, то все намного печальнее... С некоторых пор я понял что практически бесполезно критиковать книги написанные ...надцать лет назад, т.к они «были расчитаны» на тогдашнего читателя. Нет — конечно, про шедевры тут речи нет, но порой если «не задирать так высоко планку ожиданий», то и от чтения «середнячков» можно получить вполне заслуженный эффект.
И все же... конкретно эта вещь вызвала у меня некоторое непонимание — как и в смысле происходящего, так и (вообще) «перепетий боевых действий». Такое впечатление что это (как минимум) второй том уже озвученной СИ и читать «отсюда» будет не совсем правильно... И в самом деле — обилие имен главных героев, а так же соперсонажей, описание жизни «чужой расы» (и их культурных обычаев) фактически помешало разобраться о чем (собственно тут) идет речь? Кто кого любит? Кто с кем спит? Кто кого убивает и кто кого предает (что бы потом попытаться «вымолить прощения»). В общем — для меня эта часть книги была довольна сложной и напомнила мне (да простят за сравнение) книгу О.Карда «Голос тех кого нет» (когда первая часть сменяется «некими разборками» на захудалой планетке, где живут «братья по разуму»). И конечно это не «Ксеноцид» (того же автора) в полной мере, однако общие параллели видны: «федералы» против «расы чужих», космическая война и т.д и т.п. В финале некая «интрига» позволила выиграть войну тем, кто ее безнадежно проигрывал и проиграть тем, кто (ее) проиграть не мог по факту... Много суждений и диалогов... Много непонятных размышлений и выводов... Примерно как-то так.
NS 123, 17 сентября 2011 г.
Главные герои не очень приятные персонажи. Зачем человеку комплексовать о том, что он человек, а не ифрианец? Ходить без одежды, разрисовывать себя, и мечтать о крыльях? И при этом удивительно, как они там все не умерли от рака легких — курят как паровозы, только и читаешь про дым. А одна из главных героинь, курящая трубку.
Пта, 9 августа 2010 г.
Книга проходная. Не затрагивает каких либо струн души. Такую книгу прочитаешь и забудешь. Повествование добротное, сюжет про борьбу малой планеты за свою независимость с огромной империей. Но не цепляет, остаешься равнодушным и к судьбе этой планеты и к будущему главных героев.
theJET, 1 марта 2009 г.
хорошая книга, отличная вселенная , перечитывал несколько раз очень захватывает.