Уильям Хоуп Ходжсон «Из моря без отливов и приливов»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Робинзонада
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Артур Филипс, случайный пассажир корабля, попавшего в ловушку в Саргассовом море, и по странному стечению обстоятельств — единственный, кроме своей жены, оставшийся в живых, раз в год, в Рождественский сочельник, отправляет на воздушном шаре письмо. Он надеется, что клочок бумаги в просмоленном бочонке вырвется из Саргассовой ловушки, попадет в руки человека и поведает о той печальной участи, что постигла его, его жену и родившуюся здесь, в неволе, их крохотную дочь...
Вольный русский пересказ, с изменением сюжета и имен героев, опубликован в 1911 г. под названием «Вести неведомо откуда»
В произведение входит:
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Саргассово море»
— сборник «Men of the Deep Waters», 1914 г.
— сборник «Deep Waters», 1967 г.
— антологию «The Taste of Fear», 1976 г.
— антологию «Terror by Gaslight: An Anthology of Rare Tales of Terror», 1992 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Brain-o-flex, 24 мая 2017 г.
Рассказ в лучших традициях ретро-хоррора, или по-другому, в традициях английской классической готики.
Кто-то где-то нашёл рукопись, уже старую, местами испорченную, не законченную и т.п.
Повествование внутри повествования. И автор как бы ни при чем — я не я, шляпа не моя.
Как байки у костра ночью — говорил что-то про кого-то, но — Чу! перебили, отвлекли, и ты уже не услышишь конца истории.
Как, собственно, и начало и середину можно потерять в такой ситуации, обстановке.
Вот и прислушиваешься сидишь, внимая каждому слову, довольствуясь малыми крохами от длинной беседы или большого романа.
Прекрасно преподнесенная история, которая могла быть частью беляевского Острова погибших кораблей.
С мистическим настроением,
подогреваевым интересом
и посылом на надежду.
В общем-то, тема эта (черная робинзонада) будет повторена автором в других рассказах.
И, байка за байкой (как у Гауфа — про Караван и Харчевню), вместе они ещё интереснее, чем порознь.
Rheo-TU, 6 марта 2014 г.
Как и в других «морских» историях Ходжсона, фантазия писателя черпает свое вдохновение из легенд, и на сей раз нам рассказывают легенду о Саргассовом море — зловещем месте в океане, которое притягивает к себе корабли, оставляя их гнить среди водорослей. Она состоит из двух посланий «из моря без приливов и отливов», первое из которых повествует о злоключениях экипажа одного такого судна, заброшенного ужасающим штормом в заросли моря, второе же — история немногих оставшихся в живых несколько лет спустя.
Всякий раз, перечитывая этот рассказ, я восхищаюсь слогом Ходжсона, его мастерством в умении нагнетать зловещую атмосферу: сколь красочное описание бури над Атлантикой, сколь страшный мир окружает героев — мертвый, гниющий, и в то же время странно живой, переполненный шорохами и жуткими стуками в стенки кают по ночам. Временами мне вспоминается и история Робинзона Крузо, так же, волею случая, вынужденного влачить одинокое существование посреди океана, и, подобно главному герою этого рассказа, упорно продолжавшего день за днем сражаться со стихией. Но эту историю как цельное повествование воспринимать я не могу. Она чрезвычайно хорошо написана, однако оставляет впечатление, скорее, наброска романа, по тем или иным причинам отложенного в долгий ящик. Ходжсона не хватает даже на такой открытый финал, в котором, к примеру, снаряжают спасательную экспедицию на поиски автора посланий. Это просто письма, после прочтения которых остается только, выражаясь словами писателя, «ждать».
Ждать — только чего?
komatoznik, 7 января 2015 г.
Рассказ в форме писем от лица пассажира судна, нашедшего свой конец в цепкой хватке Саргассова моря. Прекрасное изображение осознания безвыходности положения и ужаса в ловушке мертвого и гниющего мира, который, как ни странно, кишит жуткой жизнью. Ходжсон сплетает страх преимущественно из звуков, окружающих героя: всплески, шорохи, постукивания о борт судна... Без четкого финала рассказ видится мрачнее — затерянные в океане, затерянные во времени, безысходность, движение без движения.
rusty_cat, 17 мая 2010 г.
Главный недостаток этого рассказа, а вернее, своеобразной дилогии — Первого письма и Пятого — заключается в том, что читателю представлены именно два куска жизни героев без финала, без расставленных точек над i. Мы знаем начало истории и мы можем только догадываться о том, чем закончилась жизнь двух прекрасных людей, волею судьбы оказавшихся в сетях Саргассов.
В остальном же, это — печальная, но исполненная красоты история о любви, взаимовыручке, об умении не унывать в самых тяжелых обстоятельствах, о силе духа и ответственности за ближних, история, окрашенная трагической судьбой персонажей и мрачным ореолом Саргассов, пожалуй, не менее мифического объекта, чем «Летучий Голландец» или «Бермудский треугольник».