Даниил Хармс «Грязная личность»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм
- Общие характеристики: Ироническое | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Рассказ об очень плохом человеке Федьке-убийце, обжоре и сладострастнике.
Входит в:
— антологию «Russica-81», 1982 г.
— антологию «Ванна Архимеда», 1991 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
jamuxa, 16 ноября 2011 г.
Скверный анекдот, достойные романического пера Федора Михайловича, у Даниила Ивановича закольцовывается в рондо, на одной страничке объявшего не только всю сферу межличностных и социальных отношений, но и одну шестую (тогда ещё) часть суши: «...от границ, до самых до окраин...»
Имперские амбиции? — нет, жестокая действительность: тысячи километров, разделяющие между собой места справедливого, но губительного гнева «грязной личности», Федьки, спровоцировавшего своих визави на оскорбление его действием и затем нарушавшего уже им самим и заповедь — «не убий», и критерий асимметричного ответа (здесь отдельное спасибо Михаилу Сергеевичу за термин) «око за око». Грязная личность Федька «портит» окружающих своим присутствием. Федька — чистый провокатор: его надо «завести»
Да, грязная личность, но, — по канонам бытия, как романа, — грязная личность к которой, как обычно, есть свое неравнодушное отношение у слабого пола (а Федька-то — дамский портной): «...дамы не стеснялись Федьки, прямо при нем поднимая юбки...» Насмотрелся Федька видов (и не только — как вычеркнуто самим Хармсом из автографа: «...снимая с дам мерку, Федька касался пальцами их тайных соблазнов и они всегда оказывались влажными. Потом у Федьки от рук всегда пахло дамами...»)
Грязная личность — достоевщина, — но, если у Родиона Раскольникова под мышкой в петле, как висельник, висел топор, то у Федьку, где бы он не вершил свое неправое правосудие (так и герой Федора Михайловича — судил...), всегда, в руке «дуэлянта», оказывалась верная кочерга, коей он и вершил первое членовредительство спровоцированному им обидчику, а довершал злодейство стеклянным «Граалем» (убийственное финальное кровопускание) — то сахарницей, то пивной кружкой....
То, что у другого писателя — запись-набросок сюжета, у Харсмса — законченный роман: и нравы и характеры, убийство и «сherchez la femme», — пусть и на одну страницу.