Алексей Атеев «Город теней»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Русской/Славянской )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Жизнь после смерти | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Продолжение романов «Загадка старого кладбища» и «Новая загадка старого кладбища», объединённых под общим названием «Солнце мёртвых» (в другом издании — «Молот ведьм»).
Главный герой, случайно узнав о кладе, спрятанном в старом склепе, бросается на поиски и оказывается в гуще мистических событий, оценить масштабы которых пока ещё не в состоянии. Читателя ожидают исторические экскурсы, мифология древних славян, весёлые и захватывающие эпизоды — иными словами, традиционная Атеевская проза, на сей раз выстроенная вокруг древних верований.
Напечатано в газете «Магнитогорский рабочий», 2000, №№ 48—105
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»
— цикл «Старое кладбище»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 322
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2949 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 28 ноября 2019 г.
Завершающий роман трилогии «Солнце мертвых», объединенных таинственным колдовским селом (по авторской легенде -сот лет назад сюда выслали колдунов под полицейский надзор, который благополучно рассосался) Лиходеевкой, ставшим частью современного промышленного города.
Сущность колдовской кодлы — творить зло, причем используя не только технологию зомби, но собственных потомков. В отличие от предыдущих двух частей, дело происходит уже в «свободной» России, доступны такие «технологии» борьбы с нечистью, как экзорцизм, но с другой стороны, ослабли позиции правоохранительных органов. И конечно в любой хозяйственной операции нового времени должны присутствовать энергичные крепкие молодые люди, предпочитающие короткую стрижку.
В общем современный мистический остросюжетный роман с иронией и определенным моральным посылом.
Night Owl, 28 января 2016 г.
«Город теней» — последний роман из цикла, включающего произведения «Загадка старого кладбища» и «Новая загадка старого кладбища». К удивлению, данная работа практически не имеет положительных отзывов, что совершенно незаслуженно. В этой связи, прежде чем выделить сильные стороны и недостатки Атеевского творения, следует заострить внимание на том, что недобросовестные рецензенты сочли «неудачами» автора.
Люди, критикующие «Город теней», в основном привязываются к несущественным мелочам, вроде банальных опечаток, даже не догадываясь, что рукопись любого автора, прочтённая даже десятки раз, всегда будет содержать ошибки, кои впоследствии вычитываются редакторами, что так же не гарантирует чистоты текста, поэтому банальное «обеих» вместо «обоих» — вовсе не означает, что писатель не знал, какое слово поставить, а скорее говорит лишь о том, что, поставив все остальные 633 тыс. слов на свои места, он одно два просто не заметил.
Отсылку к событиям прошлой книги рецензенты со всей «широтой» ума называют «саморекламой». Так-то, уважаемые Кинг, Толкиен, Лавкрафт, писали вы, да не знали, чем занимаетесь, выстраивая единые вселенные для произведений.
Ироничную манеру изложения, присущую всей Атеевской прозе, обозвали недостатком. Видать, хотели что-то высокопарное, чтобы «леденящие пальцы скользили по дрожащему от страха плечу», а тут, кошмар — всё так с юмором непринуждённо! Озорник старый колдун развлекается, натравляя на людей покойников с плакатами. Ужас-то какой! Оказывается, не все авторы пишут одинаково серьёзно! У рецензента порвался шаблон, и потекло, полилось, хлынуло, возмущение с гнильцой.
Не преминули критики охаять использование народной мифологии — Кощей, Василиса — на их, самый верный взгляд, всё должно быть традиционно, по-западному: пафосно да без леших и водяных: только мутанты с привидениями.
А больше всего охов и вздохов удостоилось применяемое к протагонисту словосочетание «наш герой». Возопили угнетенные «не наш он герой, не наш!» — а чего читаете, если не можете на два вечера разделить с автором одну реальность?
Как бы то ни было, как раз шутки и отечественный колорит, славянская мифология, самоирония — всё это является традиционными достоинствами Атеевской прозы, к коим в «Городе теней» добавилось ещё несколько. Начнём по порядку.
Сюжет интригует и захватывает. Главный герой, работник музея, узнаёт от пришедшей гостьи о древнем кладе, зарытом вблизи деревни Лиходеека. В процессе поиска, протагонист вычисляет, что там давно разбит город, однако, отступать поздно — за сокровищами уже охотятся конкуренты, да и сам персонаж вовлёкся в некие непонятные события, отдающие мистикой древних славянских капищ.
Постепенно, шаг за шагом, перед читателем раскрываются события и факты, дополняющие уже известные из предыдущих романов истории. Вновь предстоит побывать в деревушке Лиходеевке, забрести на старое кладбище, с иных ракурсов взглянуть на знакомых героев. Тем не менее, «Город теней» не требует от читателя ознакомления с предшествующими произведениями — всё понятно и так.
Внимательный читатель уловит новые для данного цикла веяния: философские нотки, рассуждения о природе добра и зла, исторические факты, причём весьма познавательные, не известные широкой аудитории. Видно, что автор хорошо знал материал.
Особой похвалы заслуживает стиль, причём не только тот, разговорный, коим в совершенстве владеет Атеев, но и другой: в романе встречаются стилизации под исторические документы, причём исполненные блестяще, не просто талантливо — правдоподобно.
Персонажи уступают действующим лицам «Новой загадки старого кладбища» — всё же второй роман в серии имел более ярких героев. Юмор хорош, но, опять-таки, в предыдущей книге получилось лучше.
А вот мистические эпизоды даны с новым размахом — настоящий сюрреализм, отдающий немного повестью «Мара», хотя в ней этот приём реализован ярче. Но всё же и тут — далеко не банальность.
Славянская мифология смотрится органично, а отсутствие всякого рода серьёзности идеально дополняет сказочные образы: это игра, шутка, фольклор — всё задорно и сильно. Если читатель способен проникнуться весёлыми залихватскими эпизодами, где мертвецы разбрасывают «братков» — общий язык и полное взаимопонимание с автором гарантированы.
Из слабых сторон — сцена секса, точнее, её мотивация. С точки зрения сюжета — безусловно нужна. Однако, исходя из обстоятельств истории уместность этих действий сомнительна.
Рекомендовать «Город теней» к прочтению можно лишь делая скидку на то, что человек, взявший за роман, окажется готовым к бесшабашной отечественной мистике.
kirik, 30 августа 2017 г.
Роман довольно интересный, сюжет интригует и книга читается легко. Правда ровно до последней трети произведения, а дальше... как говорится, автора понесло. Сюжет начал биться в конвульсиях и бросаться из стороны в сторону, герои стали сами с собой спорить на тему «было или не было», злодеи начинают злодейства и бросают, а автор уходит куда-то в политику и просвещение масс.
Как итог — интересное начало и завязка, стиль и антураж, и никакая развязка, шитая белыми нитками банальщина, увы.
sergej210477, 20 июня 2015 г.
Начал читать, потому что прочитал остальные книги цикла « Загадки старого кладбища» . От книги к книге хуже и хуже. « Город теней» уже совсем не интересен. В начале романа есть что- то новенькое , думаешь автор разойдется к середине. Но чем дальше , тем мутнее. Переписывание « Мастера и Маргариты» , зомби-апокалипсис, сюжет путается, концовка вообще ниочем. Короче в данной серии стоит читать только первую книгу, остальные — продолжение ни о чём и никакое. Из сотни страниц « Старого кладбища» автор пытался состряпать еще несколько книг. Единственный плюс легкий язык романа.
alascetic, 19 июля 2013 г.
Графомания. Местами абсурдно. Например,
И вроде стилистически большей часть гладко. И повествование от первого лица. Но раз за разом спотыкаешься об из ниоткуда — «нашего героя», «нашему герою», «наш герой» и т.д. Что за неизвестный такой рассказчик вмешивается?!
p_lihodeev, 9 марта 2015 г.
Бодрое начало и невнятный, абсурдный конец. Похоже, автор до конца не определился, что же он пишет: ужастик, городское фэнтези, приключенческий роман... Какой-то микс из всего подряд. В какой-то момент создалось впечатление, что автор вообще по памяти переписывает «Мастера и Маргариту»... Но книжка все равно интересная!
Vander, 22 сентября 2013 г.
На мой взгляд — отличное произведение в своем жанре. Книга захватывает с первых страниц. Старинные клады, захватывающие душу истории о старом кладбище. деревне Лиходеевке. Саму книгу я слушал в плеере, читал — Андрей Кравец, — с его голосом книга становится еще интересней и неожиданной. Очень порадовало совмещение всякой нечисти — мертвецов, кощея, братки 90-х. Если бы можно было — поставил бы все 20.
Mo3k, 28 января 2013 г.
Довольно интересная история. Вновь автор возвращает нас к «старому» кладбищу, вновь обыгрывает русский фольклор с обязательным появлением Кощея Бессмертного и прочей нечисти.
Роман очень ленивый и неспешный, порой затянутый. Есть ряд ярких моментов (свадьба Кощея, купание в озере, «просмотр» Куликовской битвы). Роман сгущается как тучка и с каждой страницей он все черней и черней, нагоняет дрожи и мистики. Нашлось место и улыбке, что оказалось приятным сюрпризом. Здесь вам не спецназовец с пулеметом гоняет мертвяков и упырей, а дворник. Это конечно только отдельные эпизоды, но очень удачные.
Герои живые, с продуманной «сложной» судьбой, что подкупает. И, что самое приятное, они простые люди и борются со злом простыми, но эффективными методами.
В итоге ощущение странное: после прочтения только положительные эмоции, но зачем и для чего продолжение? Можно прочитать и в пересказе, или сразу вторую половину, где кончаются интриги и начинаются приключения:)
loki1969, 21 мая 2013 г.
Нет безумного драйва — и это хорошо.
Надо будет и остальные книги прочитать — это первое, что я прочёл у автора.