Руслан Мельников «Забытое проклятие»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 28 июля 2024 г.
«Поморская карта»
Рецензия на «Забытое проклятие» Руслана Мельникова
Последний раз мне доводилось читать творчество Руслана Мельникова в 2013 году — одиннадцать лет назад! Собственно, с тех пор он особо ничего не написал, как я думал, а совсем ранние его книги я не спешил оценить. Может быть, ещё заполню эту брешь. Пока же обращусь к редкому новому роману Руслана — «Забытому проклятию».
Цикл «Terra Mutantica» должен был состоять минимум из четырёх книг, но в итоге он на долгие годы остался трилогией с открытым концом. «Людей Чёрного Креста» я прочитал всё в том же 2013 году — правда, ещё в феврале. И стал ждать продолжения. А оно всё не выходило. Шли годы. Я читал разные книги, открывал для себя новых авторов и целые жанры, а желание дочитать не законченные по объективным причинам циклы уходило на задний план. И вдруг, как гром среди ясного неба, меня настигает запоздалая новость, что на Литресе обнаружили в продаже четвёртый роман «Terra Mutantica», да ещё и выложен он оказался аж в 2020 году! Четырьмя годами позже у меня дошли руки оценить долгожданное завершение истории.
Семь лет безнадёжного ожидания да почти половина от того срока по инерции привели к тому, что подробности предшествующих трёх романов цикла я помнил весьма схематично. Кое-что помогли возродить в памяти мои ранние рецензии, но в остальном приходилось полагаться сугубо на доброту автора к повзрослевшим и верным читателям. С этим Руслан справился отчасти: с одной стороны, почти ничто не вызывало острых недоумений, с другой же, кое-что приходилось брать просто на веру, и катастрофы из этого не происходило. Но всё же теперь, когда реальность стала больше походить на ожидание, новым читателям будет гораздо проще и приятнее охватить все четыре части залпом.
Следует быть готовым к тому, что, несмотря на минувшие годы, роман не кажется написанным будто другим человеком. И все достоинства и недостатки предыдущих томов перекочёвывают в «Забытое проклятие». В частности, меня всё ещё смущает аморфный образ главного героя. Он просто есть. Что-то делает, на кого-то прикрикивает, вступается за друзей и особливо — за Костянику, но в целом Виктора затмевает буквально каждый другой персонаж.
Если исходить из сентенции, что короля делает свита, то, скажем так, ненавязчивость Виктора сполна компенсируется экспрессивным Костоправом, забавными и в меру полезными Ся-Цзы и Аскелом, просто полезным Кошкодёром и имеющими всякие скелеты в шкафу Змейкой и Костяникой. Команда, или если стилизовать под псевдодревнерусский извод, дружина главного героя за месяцы, если не годы странствий сплотилась, и даже внезапные повороты на пути не способны разрушить их единство.
Что касается продолжительности странствий, здесь я как раз немного запутался. Очевидно, что времени проходит порядочно. Сейчас-то для того, чтобы обогнуть почти всю Евразию, требуется много дней, а в постъядерном мире, косящем под новые Средние века, — и подавно. Однако сколько именно — такое ощущение, что не знает даже сам автор. Лично у меня возникла особо явная путаница во времени, когда оставшиеся герои попадают в Бухту и видят, насколько она изменилась.
Другая неловкая черта, которая опять же связана с «дружиной» Виктора, — это неизбежные потери. Ясное дело, что в мире, кишащем мутантами и разбойниками, выжить нелегко, и к этому надо быть готовым. Но одни смерти оказываются не слишком большой проблемой, другие — чересчур оправданными сюжетом, третьи же оказываются внезапно просто желанными.
Не говоря о том, какая, например, смерть оправдана сюжетом, возмущусь лучше, что за вышеозначенное неизвестное, но явно немалое количество времени ни один из главных героев, не знавших чужих языков, так и не предпринял попыток их выучить. Хоть Руслан и вводил несколько раз недопонимания между представителями разных народов, чаще всего языковой барьер не становился преградой, а непонятки нередко использовались в качестве юмористических ситуаций, коих в романе хватает, но в образчик юмористического жанра он ухитряется не превратиться.
Характеризует роман с хорошей стороны размах, ставший традиционным для цикла «Terra Mutantica». Герои пересекают Средиземное и Азовское моря, возвращаются (наконец-то!) в Сибирское княжество, появляются Северная Африка и, вроде бы, американский берег, упоминается Африка вглубь материка… Умопомрачительный масштаб, нечасто доступный в рамках постапокалиптической направленности, хотя создатели собственных миров нет-нет, а стараются крупными мазками как-то набросать полную картину мира.
Чем шире мазки, тем важнее внимание к деталям. Несколько раз, и особенно явственно — ближе к финалу, вещи, к которым вроде бы успел привыкнуть, предстают в новом свете, переворачиваются с ног на голову. И если поначалу сюжет развивался подобно «Одиссее» Гомера, то под конец «Забытое проклятие» нащупало собственную стезю и выдало взрывную развязку всей истории.
Любопытно воспринимается роман в наше время. За минувшие четыре года тема, докучавшая Костоправу, превратилась чуть ли не в табу, которое его бы несказанно порадовало, а продвижение Соединённых Племён Америки с запада на исторические земли России удобно ложатся на нынешние отношения между современными государствами. Бесспорной считаю высказанную в романе мысль, что нужно поддерживать не только старые союзы, но и заключать новые — пусть даже с бывшими врагами, если обе стороны начинает объединять какая-то общая цель, сулящая им общее благо. Хотелось бы верить, что поиски общего блага всегда будут превалировать над созданием новых врагов, а проклятие пусть остаётся не забытым, а недостижимым.