Дин Кунц «Симфония тьмы»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Утопия | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Генетические эксперименты, мутации | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
На разоренную страшной войной Землю высадился десант из чужого мира. Звездные странники построили город-государство и вскоре захватили власть на планете, вытеснив в резервацию расу популяров — бывших людей, а ныне радиационных мутантов. Популяры мечтают возродить свое былое величие и похищают ребенка главы инопланетной колонии, чтобы подменить его сыном своего предводителя. С ним связаны все их надежды на возвращение утраченных позиций, осталось только дождаться, когда он вырастет...
Входит в состав книги «Человек страха»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
MarchingCat, 10 июня 2015 г.
Впечатляет. Показывать общество на музыкальной основе, или, скажем, строить произведение по законам музыки, очень мало кто из авторов когда-либо брался. Ну ещё бы, тут два таланта надо иметь у себя — и писательский и в музыке хорошо разбираться. Сходу из таких авторов-фантастов только Бестер и вспомнился. Ну да ладно. Говорить-то будем только о данном романе.
Так что достаточно оригинальным произведение засчитываем смело.
Лично для меня это было даже непросто. Уверен, многое я не уловил, ибо напрочь не разбираюсь в музыке. Но не восхититься способом подачи материала, аудиоэффектами на бумаге, я не мог.
Просто для примера — вот так Кунц подал читателю секс:
«И вместе со звуком, игравшим престиссимо и падающим на их поющие тела на искрящемся каменном полу, они нашли прозрение душ, сливаясь в общем движении и стараясь подарить друг другу момент для заключительной каденции...»
ЗдОрово! Отдельно благодарен автору, что он без нотного стана в книге обошёлся. Бестер в этом плане был ко мне менее милосердным. :)
А как противопоставления автор высвечивает. Отношение мутантов к цивилам:
«Он снова плюнул на Шопена...»
Впрочем, не менее впечатляют и многие другие элементы сюжета. Не инопланетяне захватывают Землю, а люди. Люди, с настолько другим социумом и моральными ценностями, что выглядят для остатков землян-мутантов ничуть не менее чужими, чем выглядели бы жуконогие пришельцы с другой галактики.
А теперь о грустном.
Прошу прощения, я могу и не знать, я не учёный генетик, а что — есть гипотезы, что есть ген, отвечающий за гениальность? Более того, именно какие-то гены отвечают за то, в чём именно человек будет гениален? Верю, в будущем можно будет запрограммировать хороший слух физически. Но — МУЗЫКАЛЬНЫЙ слух? Генетически программировать предрасположенность к определённому виду искусства? Ну хорошо, пусть — можно. Но для столь научно развитого социума будущего как минимум странно выглядят обычаи по принципу древней Спарты убивать детей, не прошедших музыкальное испытание, — у них что, родительские инстинкты куда-то подевались? И кастовость по профессиональному принципу ни в какие ворота не лезет для общества, освоившего межзвёздные перелёты. Да, про касты это уже читатель додумывает сам. А в книге-то что: музыканты и только. Да доктора разок помянулись. А инженеры, техники, повара, в конце-то концов, где? По тексту ими становятся те, кто прошёл испытание на низшие 3-4 музыкальный уровень. Всю жизнь учился музыке, а потом ррраз и ушёл к биологам и стал генетиком? Бред-то какой. Получается, что только музыке нужно учиться, а другие профессии и науки (!) с любого возраста на коленке осваиваются.
Третью часть и финал, на мой взгляд, автор слил. Такую прекрасную структуру, основанную на музыке, развернуть чтобы свести всё к местечковой революции... И структура музыкальная в третьей части уже почти и позабыта, никаких красивых ассоциаций, никакой психологии, действие стало топорно прямолинейным и оттого не всегда правдоподобным.
А сам финал...
Но всё же, Кунц — молодец. Начинающему автору так построить роман, что атмосферой происходящего, всем связано с музыкой, судьбой героя, так захватывает читателя, что логические нестыковки и маразмы попросту отходят на второй план и становятся несущественными, пока специально не задумаешься, и это круто. Если бы не слабая финальная часть, можно было бы высшие баллы ставить.
Agilar, 14 июня 2011 г.
Из этого получился бы неплохой фильм. Если бы сняли красиво и качественно, делая акцент на противоестественности мира, то его успех был бы подобен успеху «Аватара» (Сюжет — банален, но все оценили красоту).
ivan2543, 29 ноября 2009 г.
Интересная постапокалиптическая вещь. Очень своеобразный декадентский мир, причудливый и жестокий. Однако мотивации главного героя представляются мне неестественно-инфантильными. Все это странное бунтарство, лихорадочные поиски себя… Впрочем, он и на самом деле не слишком взрослый, вот только подано все несколько сумбурно. Развитие событий стремительно, сюжетные ходы местами искусственны. Решения принимаются персонажами мгновенно и кажутся совершенно необдуманными. Не ясно, что за непонятное стремление в страну смерти овладело Гилом? И почему он не покончил с собой, а решил отправиться туда живым? В чем, собственно, разница? В этом исходе — нечто противоестественное. Да и во всей повести чувствуется надрыв, беспомощная деструктивность. Кровавые натуралистичные драки, дикая, беспричинная агрессия, террор – все описано с какой-то страшной отрешенностью, что воспринимается тяжело, хоть и отражает настроение главного героя.
Отдельная деталь – страна смерти. Что это за место, как понимать этот образ? Странное пространство покоя, непохожее на реальный мир, не рай и не ад – некая готическая нирвана, мир забвения. Вообще, финал сильно напоминает финал романа К. Саймака «Кукла Судьбы» — застывший гобелен вечности и вплетенные в него сущности героев. Правда, у Саймака это ближе к буддийскому пониманию нирваны, в отличие от Кунца, описавшего странную и мрачную землю.
Итог: достаточно интересная и оригинальная повесть, очень тяжело воспринимается. Зачастую читать неприятно из-за унылой атмосферы полной безысходности.
Freda, 21 октября 2009 г.
А мне в ней запомнились образы и описания. Столб света, в который нужно войти, каменный сад на границе. Книга запоминается не столь сюжетом, как красками имузыкой. Они сливаются воедино и образуют симфонию тьмы, из которой мы слышим: в этом ужасном мире осталось еще место прекрасному. И уже не важно кто играет эту симфонию. Главное, что она вторит нашим чувствам и книге.
KiLLaRMy, 8 апреля 2008 г.
Никак не соглашусь с отзывом «Lord_of_light»- По мне, так если эта книга может, что-то напоминать, то это наверное будет «Город и звезды» А. Кларка. Да и то только как-то поверхностно. Ведь в этом романе главный герой мальчик по имени Гил, остается между двумя различными и враждующими обществами, к каждому из которых он имеет непосредственное отношение, и не зависимо от себя связан и с тем и с другим обшественным строем. Мальчику остается только примкнуть в этой борьбе к одной из сторон, или просто закрыть глаза и жить как ни в чём не бывало. Но и опять, ни то, ни другое не получается, отойти в сторонку не дает совесть, и принять одну из сторон тоже, ведь он знает, что и «популяры» и «музыканты» насквозь прогнили в своей идеологии, и социальном устройстве, каждый по своему. И победа одной из сторон ничего не даст!!! И во всей этой безнадёге и безысходности мальчик находит третий путь!!! Хоть и только для себя и своей возлюбленной!!!
Lord_of_light, 30 декабря 2006 г.
Похожее общество описано у Замятина в романе «Мы».
В целом книга неплохая, но ничего выдающегося я в ней не вижу.