Селия С. Фридман «Nightborn: Coldfire Rising»
Корабль, полный колонистов, прибывает на кажущуюся гостеприимной планету только для того, чтобы обнаружить, что она таит в себе ужасающую тайну. Вскоре поселенцы оказываются втянутыми в отчаянную битву за выживание с фейри, природной силой, способной воздействовать на человеческий разум, воплощая в жизнь самые большие страхи человека и самые мрачные кошмары.
Пока командир колонии Леон Кейс и главный медик Лиза Перес пытаются найти способ контролировать фейри, прежде чем их люди погибнут, у других поселенцев появляются собственные замыслы... и они могут оказаться большей угрозой для колонии, чем сами фейри.
Входит в:
— цикл «Холодный огонь»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 9 февраля 2025 г.
С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/k03j0).
Возвращения авторов к циклам, начатым на раннем этапе творческой карьеры, редко бывают удачны, в особенности если циклы эти из субжанра темного фэнтези, где набор инструментов разработчика весьма ограничен. К счастью, еще в прологе к первому роману этой вселенной, «Восходу черного солнца», Фридман оставила “про запас” лазейку, позволяющую при желании этот набор резко расширить, выводя цикл на просторы синкретических экспериментов. В позапрошлом году этой лазейкой она воспользовалась — и получилось почти блистательно, за вычетом некоторых мелких заусенцев, да и те можно, пожалуй, простить, ибо альтернативой стали бы грубые ретконы в духе “прометеевских” Чужих.
«Nightborn» — это, по существу, хроника визита на Солярис, каким мог бы тот стать, если б еще до прихода человеческих изыскателей его превратила в свой домен «Царица ветров и тьмы» Пола Андерсона. Если не считать сильной сейсмической активности, планета Эрна, в отличие от Соляриса у Лема или Пандоры у Херберта с их ядовитыми атмосферами, вполне пригодна для жизни: очень напоминает Землю до того, как Человек заковал ее в асфальт и бетон, а затем и установил строгие ограничения на деторождение в развитых государствах (поглядывая на современное состояние дел с рождаемостью в Китае, России, Корее или Японии, такую черту земной дистопии, открываемую во флэшбеках героев, нельзя не счесть неправдоподобно забавной).
Но энтузиазм быстро приходится прикрутить, словно кран в походной горелке: всю планету буквально пропитывает периодически поднимающееся на поверхность поле таинственной энергии, чутко реагирующее на нейропсихическую активность высших животных — и, конечно, визитеров с Земли.
По доброй воле в самоизгнание через бездну световых лет, как правило, не отправляются, но лишь после тяжелых переживаний и неудач, от которых свет Солнца не мил. Так, командир колонистов корабля “Эрна” (это имя впоследствии и перейдет на всю планету), Леон Кейс, покинул Землю оттого, что запахи городского смога непрестанно ассоциируются у него с гибелью маленького сына в страшном пожаре.
Удивительно ли, что “неукротимая” Эрна с готовностью откликается на затаенные страхи и желания колонистов, подсылая к ним оборотней-“фэйри” — и, как правило, в обличьях заметно более жутких посетителей, нежели милашка Хари? Эти “гости” и сердце не прочь вырвать из груди, и выползти плотоядными змеями из сортира.
Следует похвалить Фридман за смелость: в колонии почти нет обязательных для современной англосферной фантастики гомосексуалистов, чье присутствие даже на кораблях поколений, не говоря про “затравочные” с камерами холодного сна, противоречит базовому смыслу космической экспансии — умножать человеческую популяцию во Вселенной. Люди, пытающиеся осваивать Эрну, вообще демонстрируют привлекательный стоицизм перед натиском безжалостных монстров собственного подсознания и ведут себя куда рациональнее, чем персонажи дилогии Прометея у Ридли Скотта или «Авроры» Кима Стэнли Робинсона. Интересно, что, как показывает протянутый через всю книгу “богословский” спор капеллана экспедиции Даники Линь и нейрофизиолога Анджелы Кармело, склоняющейся к неоязычеству, рациональность парадоксальным образом переходит даже на отправление религиозных обрядов, которые испытываются как последние средства против фэйри: в книге, более подчиненной незаслуженно популярным в англосфере еще со времен «Повелителя мух» мотивам деградации географических социоизолятов, попытки жертвоприношений животных и людей Эрне стали бы стандартом, а не
Во внутреннем документе вселенной, статье об “эффекте наблюдателя”, Кармело следом за “друзьями Вигнера” формулирует основную дилемму эрнанского бытия так:
Будет ли корректно утверждать “Мое заклинание сработало”, если магия при этом не задействовалась?
Если вы беретесь за чтение «Nightborn» уже после основной трилогии, два из трех романов которой изданы на русском, то она будет для вас спойлерной. Легко спрогнозировать, что
Другой вопрос, что при субсветовом многостадийном перелете на край Галактики (до Эрны не то двадцать, не то сорок тысяч световых лет) техника, сколько-то близкая нынешнему земному уровню, явно откажет и без всяких фэйри, а самозалечивающихся материалов или виртуальных ремонтников на борту нет. Просто задумайтесь, проработает ли около миллиона лет без утечек хладоагента и превратностей запланированного устаревания современный лабораторный холодильник для ДНК, даже очень дорогой?
Поэтому самым фэнтезийным, неотличимым от магии, элементом как приквела, так и всего сеттинга представляется то обстоятельство, что корабль, изначально проектировавшийся на путешествие за двадцать световых лет, успешно — и невесть зачем — преодолел дистанцию тысячекратно бóльшую.