Герман Шендеров «Папа»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2024», 2023 г.
— сборник «Из бездны», 2024 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Бэзил Сноумэн, 18 марта 2024 г.
Достаточно посредственный, совершенно не страшный и, главное, очень предсказуемый рассказ, в котором, тем не менее, есть одна загадка, настоящая тайна со своей будоражащей интригой.
Уже с первых же вкраплений «хоррора», начинающих закручиваться вокруг прибытия главгероя в вымышленный городок, становится понятна и очевидна предсказуемость всего дальнейшего развития событий.
Вот главгерой знакомится со странноватым ребенком. Вот главгерой понимает, что жителей городка словно бы окружает общая тайна. Вот главгерой осознаёт незавидную участь подавляющего большинства здешних мужиков... И вот с каждым новым витком сюжета предсказуемость финальной развязки делалась для меня совершенно очевидной.
Считерил автор и в описании монстра. Слендермэн ли, Жердяй ли, да как ни назови — всё на корню похеривает вот это вот
Отдельных упоминаний достойно предложение главгероя монстру выйти «раз на раз». Понятно, что герой — уголовник, понятно, что он сейчас в состоянии отчаяния и аффекта одновременно, но всё равно — вот это «чисто пацанское» предложение попросту разрушает и без того невысокий накал драмы в кульминационной сцене.
Ну, и сам финал, несмотря на всю драму и боль последнего предложения, всё же не в силах накрутить обороты тлена и безысходности. Окончательно сломленный главгерой безнадёжно спивается, пока
Быть может, вы спросите: если рассказ настолько посредственен и вторичен, разве может он обладать загадкой и уж, тем более, тайной? Ещё как может!
В чём же она? А вот в чём:
Но ответить на этот, практически — риторический, вопрос, вполне возможно, не смог бы даже сам автор.
Nord, 21 апреля 2024 г.
С творчеством Германа Шендерова у меня как-то не сложилось – неровно пишет дядька: один рассказ хороший, другой – штамп на штампе и затянут сверх меры. И текстов из последней категории в копилке Шендерова большинство. Но тут выясняется, что его “Папа” победил с большим отрывом в прошлогоднем отборе! Думаю: небось у Шендерова опять получилось? Ага… В очередной раз меня настигло проклятие “таргет-группы”.
Стилизация. Она до боли раздражающая, да еще не выдержанная: тут вам и устаревшее “мамзельки” и современное “пробздеться”; разговорный стиль и блатные интонации к середине текста ослабевают и замещаются стилем литературным. Все эти разговорные “виньетки”, призванные оживить язык, действуют не так, как ожидал автор – они убивают атмосферу провинциального городка на корню.
Хрен с ней, со стилизацией. Сюжет ужасен и не продуман. Надо сказать, что “вотэтоповорот” присутствует, но представляет собой самый избитый штамп про сделку с дьяволом. Более того, по мере чтения меня не покидали ассоциации с одним небезызвестным городком – Иннсмуттом. Помните, как местные жители заключили сделку с древним божеством и смешались с жутким народцем? Этот троп без серьезных изменений перекочевал в “Папу” Шендерова. Важный момент: я так и не понял что приобрели жители от этой сделки — жизнь их кардинально не улучшилась, осталась серой и унылой по прежнему.
Глупости начинаются с самого начала. Женщина, зная, что поступок чреват последствиями, выходит замуж за зэка. Заметьте, тетенька с ребенком выбирает осужденного за педофилию человека! Верится с трудом, что она не в курсе была причины отсидки. А сей вакханалии объяснение следует мощное – слаба она на передок, понимаешь.
Предположим, но зачем она тогда не разорвала все связи с главным героем? Приехала на зону, потрахалась – и до свидания, никто ничего не узнает! Вообще, контрацепция сейчас очень доступна – и почему Надька нарушила главное правило – залетела от другого? Вроде как ребенок есть, пора мозги заиметь? Небольшой просчет, но рассказ разрушен до основания. А это не единственная нелогичность: с чего вдруг Генка побежал спасать беременную жену, если не хотел с ее первым ребенком просто погулять? Да и автор намекал в начале, что любви как таковой никогда не было – а тут у Генки отцовские чувства резко пробудились. Вспоминаем знаменитую фразу Станиславского.
Но я еще не касался технических аспектов, например, в начале автор долго и упорно рассказывает за что герой присел, и – будете смеяться! – это информация почти целиком повторяется в сцене разговора с майоршей (я вообще не понял, почему она там самая главная, по какой причине?). Рассказ жуть какой водянистый: бесполезная сцена с зарядкой на рынке, нужная лишь для того, чтобы намекнуть о существовании монстра. Постоянные намеки на жуткий завод, значение которого раскрыто не было: что там с мужиками происходило такое, раз нам постоянно про них напоминали? Феерией творческой мысли выступила сцена с бомжом – более прямо намекнуть на происходящее не получилось. Но, думаю, автор с этой задачей справится.
Если по мнению автора, в провинции осели сплошные зэки и прочие маргиналы – думаю, ему стоит хоть раз увидеть все воочию, а не повторять байки из интернета. Чернуха прет из каждой страницы, причем автор гиперболизирует действительность с намерением угодить целевой аудитории. Скажу более: это никак не влияет на сюжет, это существует только по прихоти автора — мол, он так видит! А в литературе, где каждая буковка имеет значение, такой подход подобен смерти.
Рассказ победил с большим отрывом в прошлом отборе – знаете, мне хочется посмотреть в глаза людям, которые голосовали за этот текст. Я слышал, что организаторы призывают читателей из “таргет-группы” голосовать не разумом, а сердцем – мол, ставьте плюсик по первым впечатлениям. В последнем отборе, правила, видимо, изменились: читайте, друзья, жопой! Я не вижу другой причины, почему штампованный и непродуманный текст вообще попал в сборник.
Manowar76, 9 июля 2024 г.
В антологии ССК2024 это уже второй, после «Пустой невесты», рассказ о мистическом Хозяине населенного пункта.
В «Пустой невесте» был век примерно девятнадцатый, глухая деревня и дух колдуна, запертый в огромном дубе. Хозяину подкладывали девушку без парня. Но что-то пошло не так.
В «Папе» век уже двадцать первый, место — городок Нижнешахтинск под Ростовом.
Мелкий уголовник Гендос ещё на зоне женился на одинокой женщине Надьке, а откинувшись, приехал к ней жить. С Новошахтинском что-то не так: мужиков не видно, в городе одни женщины и худосочные белобрысые дети. Да ещё мерещится не пойми что. Как чуть позже объяснили Гендосу, эту тварь называют Слендермен, или, по-старорусски, жердяй.
Рассказ настолько классно написан, что бедному мужичку, попавшему в переплёт, даже начинаешь симпатизировать.
Аппетиты Хозяина в «Папе» неизмеримо больше, чем в «Пустой невесте». Шутка ли, подмять под себя целый город.
Страшно интересно!
Чего бояться: странных городков и монстра, сделанного из жердей, с пустотой вместо лица.
10(БЕЗУПРЕЧНО)
Напрашивается апокалиптическое продолжение, где все детишки Папы выросли и пошли в страну, во власть, в люди.
URRRiy, 9 декабря 2023 г.
Рассказ большой, даже миниповесть. Весьма гнусного содержимого. На классический хоррор похож мало, скорее на пропаганду в мистической обёртке. Идея несложная, как и собственно текст, нарочито огрубленный.
Думаю, что вскорости за подобные вещи вначале будут бить морду автору, а потом — редактору. Всё идёт к тому, и поделом.
sergej210477, 28 января 2024 г.
Неожиданно, рассказ понравился. Вернее, нет, сказать, что такое произведение вызвало восторг и приятные эмоции, наверное, нельзя. Но, история, по-моему, написана очень профессионально.
Тема довольно тяжёлая — некий, социально-бытовой хоррор. «Чернуха» и угрюмо-депрессивная бытовуха. Мне такие вещи, обычно, не нравятся, да и не только мне. Прочитал, как извалялся.. сами знаете в чём.
Небольшой шахтерский городок. Мрачная жизнь. Мужское население, опустившиеся и безразличное ко всему. Бледные и рахитичные дети. Все в серых тонах... Вот в такое прекрасное место и попадает главный герой. Впрочем, в нем, тоже, мало симпатичного и благородного — бывший педофил, выпущенный досрочно... Вот он и будет строить новую и счастливую жизнь. Вместе с «женой, по тюремной переписке» и ее малолетним сыном. Маленькое семейное счастье...
Атмосфера мрачная и безнадежно тоскливая. Читать неприятно, но, ведь, это — хоррор.
Персонажи, какие-то, мерзкие, даже дети... Как-то, неуютно, ставить себя на их место, смотреть на происходящее их глазами. Но, повторюсь, данный жанр может себе это позволить.
А вот задумка с некой потусторонней силой, про которую и написана эта история, мне пришлась по вкусу. Не скажу, что очень оригинально, нет, но, на мой взгляд, интересно. Наверное, получилось удачно и слияние некой мифической нечисти с современным героем компьютерных «страшилок».
Неприятная история, но, в рамках «ССК 2024» выглядит достойно. Осадок рассказ оставил нехороший, но, что поделаешь, это хоррор.
majj-s, 3 марта 2024 г.
Еще одна классная вещь, яркая и отличная от большинства рассказов сборника по стилистическому исполнению. Простоватый уголовник откидывается в Шахтинск к «ждуле» — жене по переписке, попадая в царство довольно агрессивного матриархата, где забитые мужички работают на шахте, в городе сплошь женщины, а дети странные и с явными признаками вырождения. Роскошная метафора российской современности.