fantlab ru

Гавриил Хрущов-Сокольников «Фараоны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
2
Моя оценка:
-

подробнее

Фараоны

Роман, год

Аннотация:

Большой роман из уголовной хроники.

Сотни самых сложных уголовных процессов приводят в ужас современное общество, но редко кто знает о тех закулисных, невидимых деятелях, настоящих преступниках, пользующихся плодами преступлений и ускользающих от полиции, пока второстепенные представители несут всю тяжесть приговоров.

В своем романе Гавриил Хрущов-Сокольников вводит читателей именно в среду этих неуловимых, страшных деятелей. Захватывающая история русского русской банды «Червонных валетов».


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Фараоны
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В октябре месяце будет дан большой роман Фараоны Г.А. Хрущова-Сокольникова. Удивительное знание быта цыган и золоченой молодежи, поставляющей героев громких процессов, дало возможность знаменитому русскому романисту широкой художественной кистью увековечить уходящую уже в прошлое картину Московской жизни, многие из портретных фигур которой столь близки современности.»

После столь замечательной аннотации к переизданию 1916-го года романа мне добавить уже практически нечего — разве что чуть углублённее пройтись по некоторым страницам «Фараонов» — одного из лучших произведений недолгой писательской деятельности Хрущова-Сокольникова... Для начала: «фараонами» в то время называли цыган (и звучало это с несколько пренебрежительным оттенком...), и потому, соответственно, никакого отношения к Древнему Египту роман не имеет. Это криминальная драма, где в центре сюжета не один эпизод, а целая серия московских преступлений, совершенных сообществом под руководством т.н. «Бубнового короля» — Артура Карловича Дрейера, промышлявших, в основном, мошенничеством, хищениями, и вымогательством. После каждого злодеяния преступники оставляли на месте преступления игральную карту -бубнового короля./ Ну почти прямо как в одном будущем романе Аюкава-сана, у которого хитрый преступник бросал после каждого злодеяния карты масти пик — строго по возрастанию/.. Хрущов-Сокольников открыто иронизирует над тогдашней западной детективной беллетристикой (особенно достается некому «Габборио», а также автору «Рокамболя») — в своей книге он старается показать, насколько вымысел оторван от реальности. И проблемы у преступников возникают исключительно от человеческого фактора — из-за чрезмерной страсти к случайной знакомой погибает ростовщик, прикрывавший сбыт краденого «королей». У него находят медальон богатого князя, подаренный любовнице и, впоследствии, перезаложенный её подругой. А ту, в свою очередь, подталкивал сожитель («Андрюшка-химик»), близкий к мозговому центру банды. Цепочка накрывает не только целую сеть разного сброда, но и сиятельных, титулованных особ московского общества. Между делом вновь повторяется один прием из книг тех лет (встречаю его уже в третий раз): в упаковку пилюль для лица, страдающего хроническим заболеванием, и которого требуется устранить, тайно заносится одна фальшивая, с ядом; после чего злодей благополучно убывает в другой город, формируя безупречное алиби — ведь очередь до отравленной таблетки дойдет у «пациента» лишь через несколько дней... Развязка всей истории и судьба главного негодяя — лишнее подтверждение вышесказанному. Ну и, конечно, «бубновый король» у Хрущова-Сокольникова — настоящий ловкач-трюкач....

»...взволнованная, несколько раскрасневшаяся, с блестящими , волшебными глазами, вдруг изменившая свой наивный взгляд на страстный и вызывающий — она была ослепительно хороша. Молодой человек встал и схватил ее быстрым движением за талию, глаза его тоже горели...открыл бумажник, туго набитый крупными кредитками и банковыми билетами, и вынул из него обыкновенную карту. Это был король «бубен»... Да вот оно, какой манёвр, однако — вместо собственного имени молодой человек демонстрирует девушке полулёгкого поведения игральную карту- стоит ли говорить, как быстро красавица поведётся на такое представление...

Отдельная тема в книге — цыгане. Гавриил Александрович, действительно, хорошо изучил детали их быта и поведения («...при слове «бриллианты» и «дёшево» цыганка не могла устоять...»). Между строк видно, что цыганские женщины с физической точки зрения нравились ему более всех остальных — их он описывает с особенным пристрастием. Похоже, видимое удовольствие автору доставляло и введение в сюжет свадьбы между цыганкой из хора и богатым князем Высоцким — офицером кавалерийского полка. Тот поначалу ломается, но всё равно решается на брак... Наверное, автор лично бывал в таких заведениях, как «Стрельна» (в четырёх верстах от тверских ворот) и «Яр». Что касается, последнего, о нём слагал стихи сам Александр Сергеевич Пушкин:

«Долго ль мне в тоске голодной пост невольный соблюдать

И телятиной холодной трюфли «Яра» поминать?...»

(Я позволил себе взять «Яр в кавычки, хотя на интернет-сайтах название заведения цитируется без них в данном стихотворении). Этот же ресторан упомянут в старой песне Шуфутинского из его самой первой заокеанской пластинки:

«Давай, браток, поедем к «Яру» — свою тоску гони ты прочь

Да прихвати с собой гитару — мы будем пить, гулять всю ночь...»

Да, так что именно вот эта ресторация и описывается в старом романе Хрущова-Сокольникова.

Что же в итоге. 7.5 из 10.0. Всё, о чем писал Гавриил Александрович, ясно — тут и ненасытная жажда наживы на разных уровнях, и преступные сообщества с поддельными векселями, и перенесение реальной хроники на книжные страницы. Но обо всём этом писал не только он, ведь публика всегда была охоча до интриг и сенсаций. Замечу, что хоть одна из глав и называется «Оргия», ни о каком видимом непотребстве речи не идет: всего-навсего на дом приглашен с выступлением... цыганский хор в полном составе. И ещё, о цыганах. Именно в них Гавриил Александрович и заложил душу своей истории (см. опять же, название). Уверен, находились среди его доверчивых читателей конца XIX века и такие, кто прочитав книгу, нанимали дешевого извощика и скорей мчались в названные автором заведения. Туда, где цыгане сидят полукругом, дирижёр ходит вьюном и, наконец, ударяет по струнам, после чего в центр выплывает дивный гибкий стан цыганской царицы — Степаниды Матвеевны, повергая зрителей в страстный трепет... А не найдя прекрасной плясуньи, те зрители заказывали с горя пару стаканов «Поповской», пытаясь залить горе и найти в шумной толпе Елизавету Николаевну или хотя бы Мальвинку — других хрущово-сокольничевских героинь, классом помельче ...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх