Жозе Сарамаго «Каин»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Философское | Сатирическое | С использованием мифологии
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых | Для взрослых
Роман «Каин» (2009 г.) — последняя книга Жозе Сарамаго, великого португальского писателя и лауреата Нобелевской премии по литературе, ушедшего из жизни в 2010 году.
В своем творчестве Сарамаго — с одной стороны, убежденный марксист и член коммунистической партии, а с другой — несравненный философ современности — занимался вопросами религии и, можно так сказать, переписывал Библию. Его «Евангелие от Иисуса» предложило непривычный взгляд на сюжет, знакомый человечеству уже третье тысячелетие, и разрушает догмат о Святой Троице. Революционный «Каин» начинается с того, как Бог заключает с героем «договор о разграничении ответственности за смерть Авеля»...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 20 июня 2020 г.
Много раз обкатанная мысль Адорно чаще всего теперь звучит так: «После Освенцима поэзия невозможна». Так и живем уже почти столетие с невозможной поэзией. И последний роман Сарамаго — это тоже высокопоэтический вопль: «Да что же это делается на белом свете!»
Сетуют, что мол сюжет не нов. Действительно, уже две с половиной тысячи лет все больше людей вчитываются и задумываются над этими кровавыми скрижалями и пытаются вычленить из них хоть толику смысла. И многим удается))
Почему бы и Сарамаго было не помучиться над этими главными вопросами бытия. К тому же получилось очень талантливо. Пусть и жестоко, пусть и печально.
он ведь даже не пытается оправдать бога. Приговор тому вынесен чуть ли не на первых страницах книги. Для Сарамаго это главный капиталист, хищник и угнетатель. Могущественный и безответственный. А ведь Сарамаго — коммунист. Поэтому для него важнейший вопрос к людям: Почему вы безропотно подчиняетесь столь наглой и беспардонной тирании? Жалкое потакание малейшим прихотям властительного тирана не делает вам чести, не облегчает вашу жизнь и не приведет ни к чему хорошему.
С другой стороны, он не оправдывает и Каина, да и сам Каин не ищет себе оправданий: чужая жесткость не дает права на собственную жестокость. Это путь в никуда. И страшный финал книги именно об этом. Нужно разорвать порочный круг власти и подчинения, ведущему к взаимоистреблению и полной аннигиляции. В этом простое, не новое, но важное завещание великого гуманиста.
А чисто по-человечески мне понравилась история про Лилит и землю Нод из начала романа. Она простая и незатейливая, нужна только как альтернатива для выбора Каина. Но в ней есть «ламповая теплота» сюжетов из эпохи зарождения цивилизации.
Думал чуток снизить оценку, мол, действительно не лучшая работа Сарамаго (хотя для своего возраста он просто жжет напалмом), но чудовищная и парадоксальная концовка книги еще раз подтвердила: Сарамаго — великий мастер!
WiNchiK, 9 сентября 2010 г.
После прочтения первых страниц хотелось воскликнуть: «Какой великолепный стёб над Ветхим заветом!». Но к концу книги стало очень неудобно за подобные эмоции.
Сарамаго решил, и не только решил, но и, тщательно обдумав, написал, версию того, как развивались события в так называемые ветхие времена. С горечью, а порой злобой и раздражением, скрытыми за видимой легкомысленностью слов и предложений, в которые облечено повествование, он рассказывает об истинном боге. Какой он ветхозаветный господь? Все довольно очевидно – он мстительный, невероятно жестокий, алчущий крови, капризный, погрязший в гордыни и зависти. Именно последние две черты послужили причиной, по которой он смешал все языки на строительстве вавилонской башни. А еще они с люцифером запросто заключают джентльменские пари на человеческие судьбы, несчастный иов, потерявший все, но не свою веру и жизнь, наглядный пример тому.
Сарамаго по-новому рассказывает библейские притчи и через каина, которого избрал своим путевым персонажем, задает вполне логичные вопросы, а также дискутирует с богом в довольно мятежном тоне.
«Где брат твой, что сделал ты с ним... Да я что ему, нянька что ли.»
Именно он, каин, изгнанник, путешествующий не только в пространстве, но и во времени, остановил авраама, когда тот занес нож, готовый перерезать горло своему любимому сыну исааку, дабы по велению господа принести жертву. Да, конечно же, ангел тоже был, но из-за досадной поломки в правом крыле и нарушения синхронизации с левым, он появился несколькими мгновениями позднее, чем предполагалось. Каин стал отцом еноха, познав первые и последующие радости плотских утех с его матерью, олицетворение всех женщин, неотразимой и похотливой лилит. Братоубийца присутствовал при строительстве вавилонской башни, падении стен иерихона, великом потопе, уничтожении содома и гоморры и многих других событиях.
Сарамаго не один, не два и даже не пять раз повторяет мысль о том, что этот господь не задумываясь и не мучаясь угрызениями совести убивает невинных и праведников наравне с грешниками.
«А детей-то, спросил каин, детей-то за что. О боже мой, пробормотал, а вернее даже, простонал авраам, боже мой. Да, это твой бог, твой, но не их».
Уверена, роман придется (а порой хочется оговориться – пройдется) сильно не по душе людям религиозным, что впрочем и не удивительно, если вспомнить какой был скандал после выхода «Евангелие от Иисуса».
Невероятно жаль, что «Каин» это последний, действительно последний, роман Жозе Сарамаго.
armitura, 18 декабря 2010 г.
Книга напомнила беллетризацию известного анекдота про то, что «Библия – две тысячи страниц убийств, кровосмешений и геноцида, а в конце вывод – Бог есть любовь».
Сюжет вкратце таков: после того, как один из двух главных библейских злодеев Каин совершил свое злодеяние, Господь, пометив лоб его, отпустил бродить по миру на веки вечные. Вот и ходит Каин по страницам Библии, наблюдая за Авраамом, приносящим сына своего в жертву, за Содомом и Гоморрой, за страдающим Иовом и все пытается понять, что же это за милосердный Бог такой, который обращается с детьми своими хуже, чем иной деспот со своим народом.
На самом деле, ничего особенного в сюжете нет, все эти вопросы уже задавались тысячу раз, различные богословы и толкователи Священного писания искали и находили ответы, а если не находили, то прятали это за искусно сплетенными словами. Если не считать последней главы, в «Каине» Сарамаго нет ровным счетом ничего нового или интересного – за исключением, конечно, его фирменного стиля, который затягивает с головой. Великолепный язык автора, вкупе с как всегда прекрасным переводом Богдановского скрашивают этот бал Капитана Очевидность, придавая ему оттенок горькой притчи. Вообще, конечно, не могу не сказать, что «Евангелие от Иисуса» было сильнее, умнее, богаче и тоньше, здесь же только раз или два за первые двенадцать глав (коих в книге – случайно ли? – ровно чертова дюжина) прорвалось что-то глубокое, неожиданное и парадоксальное.
Тринадцатая глава стоит особняком – здесь Каин перестает быть сторонним наблюдателем и поднимает бунт. В чем-то это очень коррелирует с тем же «Евангелием от Иисуса», вообще, между произведениями очень много общего, что также не идет на пользу более слабому «Каину».
На выходе получаем отлично написанную книгу, которая, тем не менее, ничего особо нового читателю не даст.
Grave_Flower, 23 ноября 2010 г.
Сарамаго продолжил свою войну с Богом... Новая его книга получилась, как по мне, еще более революционной, чтоли... Если в «Евангелии от Иисуса» он больше рассказывал, то здесь задает вопросы. Вопросы к Богу. Через Каина. Складывается впечатление, что Сарамаго, заглянув в свое послесмертие описал свой диалог с Богом. Почему? Зачем? С какой целью? Неужели все люди лишь игрушки в руках Бога? Почему вместо выборочного, точечного уничтожения населения Содома и Гоморы эти города были стерты с лица земли? Вместе со всем населением... Почему для подтверждения веры он просит Авраама принести в жертву своего сына? Почему он допустил убийство Авеля? Точнее, спровоцировал... Своим безразличием к жертвоприношениям Каина... Где его любовь и доброта? Где его хваленое всепрощение? Почему он опустился до спора с Дьяволом и тем самым обрек на страдания Иова, уничтожив все его богатство и всех его близких? Всего лишь для того, чтобы проверить, не потеряет ли от веры? И сам дает ответы на эти вопросы...
Но главным вопросом всей книги есть вопрос: нужен ли нам такой Бог?
Сарамаго закончил свою войну с Богом в этом мире... Но если Бог действительно существует, то я уверен, что Сарамаго задаст ему еще много вопросов... Когда встретится с ним лично... Жалко только, что мы уже не услышим этих вопросов и ответов...
kerigma, 5 ноября 2010 г.
Меня очень мучает один вопрос: интересно, когда Сарамаго писал этот свой *последний* роман, он осознавал, что роман будет последним?
Дело вот в чем — такое чувство, что на этом отрезке текста сконцентрировано большое количество вопросов, которые автор наконец-таки решился задать. Причем не глобальных вопросов без ответа, типа «будет ли когда-нибудь мир во всем мире», и не вопросов, на которые можно при желании найти конкретный ответ, типа «куда деваются деньги из бюджета». А вопросов как раз того типа, которыми задается любой *непредвзятый*, то есть мыслящий логично и не ослепленный верой человек, читающий Ветхий Завет.
«Каин» — это сборник неозвученных вопросов по ВЗ. Вопросов типа почему? за что? зачем? вы что, в сговоре? и разве это справедливо?
Если честно, я в отношении ко всем этим историям очень понимаю Сарамаго и очень разделяю его позицию. Огромный интерес при полнейшем отсутствии веры, трепета, ощущения божественной благодати и тд. Но хочется все-таки понять, почему христианство (а тогда еще вовсе иудаизм) движет народами по сей день, почему век за веком цитируют одни и те же довольно странные для нормальной логики истории и что-то в них находят. Что же такое находят? Ответа нет.
Каин, как известно, за совершенный грех обречен вечно скитаться по земле. Вот он и скитается, уже практически неподвластный божьей воле (потому что «что написал, то написал»), и его заносит в разные времена и разные истории из Ветхого Завета. Вот его заносит аккурат к началу жертвоприношения Авраама, вот он наблюдает, как падают стены Иерихона, вот видит серу и пламя, истребляющие Содом и Гоморру. И везде, натурально, вместо того, чтобы проникнуться величием момента, пасть на колени и возопить «благословен ты, боже», сует свой нос куда не следует и задает неуместные вопросы. Типа «А ведь в Содоме, как в любом городе, должны были быть маленькие дети, еще не грешившие. Им-то за что мучительная смерть в огне?» Да, меня при чтении ВЗ всегда тоже очень интересовали вопросы именно такого типа. Я знаю, конечно, что на большую часть этих вопросов уже давно ответили теологи, но будем честны, во-1, сколько людей читают саму Библию, и сколько — теологов. А во-2, их ответы в основном как-то не очень удовлетворяют.
Я говорила о вопросах по ВЗ. Но было бы ошибочно надеяться, что на них найдутся какие-то ответы, Сарамаго написал отнюдь не новое «Sic et non», а скорее нечто, этому великому креативу противоположное. Согласитесь, иногда отсутвие ответа уже и является ответом. Например, молчание в ответ на вопрос Исаака типа «ты что, правда собирался меня убить тут, что ли?» Как заметила походя мелькнувшая в тексте жена Иова, «сатана — не более чем орудие господа, тот, кому поручается доводить до конца грязные дела, которые господь не может подписать своим именем».
Кажется, Сарамаго опять написал нечто такое, за что его можно с полным основанием отлучить от церкви во второй раз) Или даже отправить в ад к Малатесте, например)
С нетерпением ждала пируэта в конце — как же без него — и дождалась. Признаться, вот такого поворота я никак не ожидала. Очень изящно) У Сарамаго выходит уже два романа про героев-богоборцев. Только в «Евангелии» Иисус эту битву все же проиграл. А «Каин» хоть и странным образом, но, похоже, выиграл. Как сказал герой в нежно любимом мной «Адвокате дьявола»: «так, значит, свобода воли?» :wink:
imon, 10 апреля 2013 г.
Библейская история о Каине и Авеле вдохновляла многих гениальных людей. Байрон, Бодлер, Франко, Рейлес, Доре, Дюрер — лишь немногие из этого списка. В этом рассказе продолжает свое развитие библейская тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в рассказе об Адаме и Еве. Имя Каин стало нарицательным для завистливого человека, злобного и подлого по своей сути. Так кто же он, Каин? Братоубийца, отступник, завистник, или, может, не справедливо отвергнутый Богом человек? Над этим вопросом спорили тысячи раз, и еще будут спорить столько же. У Сарамаго по этому поводу свое мнение...
Мы переносимся во времена Ветхого Завета. Тогда все было ново, все было впервые: первый мужчина, первая женщина, первое грехопадение, первый убийца, первая жертва... Мир был молод, но зло уже тогда начало уверенно пускать корни. Осужденный за убийство брата Каин обречен на вечные скитания, причем, не только в пространстве, но и во времени. Его глазами мы увидим многие ключевые ветхозаветние события: жертвоприношение Авраама, разрушение Содомы и Гоморы, страдания Иова, вавилонское смешение языков, падение стен Ерихона, всемирный потоп. Все эти сцены показаны Сарамаго с одной единственной целью — задать вопрос: почему? Почему Господь испытывает веру праведников таким жестоким способом? Зачем карает невинных наравне с грешниками? Для чего препятствует стремлениям человека?
Сказал ли Сарамаго что-то новое в «Каине». Скорее, нет. Озвученные им вопросы задавались и раньше, ответы на них у богословов припасены давно. Кого-то эти ответы удовлетворяют, есть и несогласные. Лично меня он не убедил. Если следовать логике автора, то за убийство соперника надо судить не совершившего преступление, а отдавшую предпочтение другому девушку. Можно зарезать коллегу по роботе лишь за то, что руководство ценит его больше, хотя тот и не очень напрягался на роботе. Прекрасный тогда у нас мир получится!!! Будем судить не злодеев, а тех, кто, якобы, толкнул их на преступление.
Это вторая книга Сарамаго в моем списке прочитанного и точно не последняя, несмотря на то, что не все его взгляды разделяю. Сарамаго — Писатель с большой буквы, хоть и пишет имя Бога с маленькой. Его стиль великолепен, погружающий в атмосферу книги с головой, речевые обороты текут ровной полноводной и глубокой рекой. От книг Сарамаго всегда остается приятное послевкусие, побуждающее возвращаться к его творчеству снова и снова.
nostradamvs, 14 апреля 2012 г.
Не лучший роман гения. Последний роман гения. 87-летний Сарамаго всё так же изящен, ехиден, хитёр и грустен. Его Каин, убив своего брата, проходит через половину Библии, — и приходит к выводу о том, что Бог жесток и несправедлив (схожий постулат был в «Евангелии от Иисуса» и в «Воспоминании о монастыре»), и он одерживает над Богом победу, страшную, пиррову, можно сказать, каинову. Роман приятно читать, но после него не остаётся послевкусия, он быстро забывается — это, конечно, имхо. Хотя читать, безусловно, стоит. Потому что все романы Сарамаго — это Книги. Настоящие Книги.