Ариф Алиев «Новая земля»
2013 год. Во всем мире отменена смертная казнь, тюрьмы переполнены, все больше средств требуется для содержания осужденных на пожизненное заключение. Международные организации принимают решение о проведении эксперимента, и Россия предоставляет территорию в недоступном месте, на архипелаге Новая Земля, где обустраивается небольшое поселение со всем необходимым для самостоятельной жизни. На остров вывозят первую группу заключенных из России. Через 20 лет, в 2033 году, каждый сможет подать прошение о помиловании. Но в первый же день начинается резня, в силу вступает закон: «Последний — мертвый».
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 268
Активный словарный запас: средний (2819 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшая необычная книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 29 апреля 2016 г.
Ну, одноимённого фильма я не видел, ленту, в принципе, мне хвалили, говорили о динамичности, жёсткости, кровищще и разбрызганных по стылой земле мозгах, причём, вроде как, всё это не заслоняет за собой мораль и смысл.
И книжицу эту я не собирался читать — увидел на распродаже маленькую книжицу в мягкой обложке, и решил ознакомится... вспомнил рецензию МФ. И, наверное, поторопился...
Обычно книга более первична, чем сценарий, я не знал, что это книга написана по фильму. Но здесь наоборот — сценарий первичнее, и это видно из всего текста. И как бы автор не старался — вводил описания природы, хлёсткие и меткие метафоры в описание происходящего, прописывал биографии этих страшноватых колонистов — всё это выглядит несколько неровно, и сразу приходит на ум «шапка», которую пишут перед действием в пьесе.
Алиев постарался придать своему сценарий внутренний голос — голос Ивана Жилина, зэка на ПЖ, который оказался на острове Новая Земля, в компании озверелых садистов и убийц. Мы осознаём этот мир через призму его слегка помутнённого сознания, сознания человека, впавшего едва ли не в животное состояние... хотя куда уж животным до того, что описано на этих страницах!
Нужно отдать должное автору — «внутренний голос», который сопровождает нас словно тень Вергилия, и держит нас у этих страниц до самого конца. Слегка ироничный тон человека, который потихоньку поддаётся настойчивым каплям, дырявящим мозг с его прохудившейся крышей, осознающий всё через какое-то едва ли не раблезианское зеркало. Многокилометровые рассуждения о любой мелочи, о которой можно зацепится в этой ужасной камере, из которой нет спасения, тщательно скрываемый душок страха за свою жизнь, запах загнивающей мысли... Только из-за этого я не бросил читать «Новую землю».
Но, вы знаете, если я захочу узнать о скотстве изуверов, об их воспалённом мышлении диких злых бесхвостых обезьян, я могу и Ломброзо почитать, или других психиатров. Описанное здесь — отвратительно, люди, каждый из которых заслуживает смерть — омерзительны, и я не собираюсь мириться с этим — сложно сопереживать людям, если ты хочешь для них возмездия. И почти облегчение испытываешь после того, как большую часть этих уродов сметает юсовская пуля.
В итоге: любопытная социальная фантастика, спорная и по содержанию, и по исполнению. Читать можно...перечитывать — никогда. Слишком, слишком это всё отвратительно.
Mihrutkan, 10 апреля 2015 г.
Книга отличается от фильма , в лучшую сторону . Прежде всего , что это не просто экшен , а размышления главного героя , который сидит на пожизненном в Белом Лебеде , сами по себе очень интересны. Он озвучивает свои мысли , о чём думают маньяки и убийцы сокамерники и колонисты на Новой Земле . Действия этих страшных преступников настолько нетревиальны ,что просто завораживают .Хотя все они и строго соответствуют их извращённой логике . Главному герою сокамерники попадались далеко не глупые , в их рассуждениях меня заинтересовали некоторые моменты , которые я развёрнуто изучил в сети . Короче роман не рядовой.
Buhrun, 8 апреля 2010 г.
Роман-зеркало.
Он произвел на меня крайне двойственное впечатление:
1. что было прежде роман или фильм?
2. почему первые две трети романа отданы глубоким внутренним диалогам главного героя, а весь экшен галопом, скорострельным подстрочником летит вдаль на жалких 90 страницах?
Отличный слог и жуткие многостраничные размышление про цифры и буквы.
Прекрасное погружение в шкуру зэка на пожизненном и скомканный, будто жеванная бумага финал.
Я рекомендую эту книгу тем:
- кому понравился фильм (хотите прочесть — прежде посмотрите кино, книга лишь углубляет сюжетную канву, но в развитии сюжета фильм богаче и ярче)
- кто интересуется тюрьмами/зэка/тяготами и испытаниями
- кто любит истории о крахе и преодолении, о кровавых и грубых драмах, о выживании вопреки всему
- кому интересна социальная выдумка (назвать фант допущение «фантастикой» язык не поворачивается) ближнего прицела