Ольга Кузнецова «Похищение чудовищ: Античность на Руси»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shurka80, 31 января 2023 г.
Книга оказалась любопытна хотя бы в той части, что показала — «чудовища» не всегда были такими, какими изображаются сейчас. Кентавр, сатир, Цербер, гарпия, мантикора — я с легкостью могу их представить на основании портретов, созданных современной поп-культурой, но оказывается, я представляю их совсем не так, как они были задуманы нашими далекими предками. Те «чудовища», которые знакомы нам сейчас — это тщательно отполированный временем образ, прошедший множество инкарнаций и переименований, из века в век, из культуры в культуру, из религии в символизм и геральдику.
Надо отдать должное автору — Ольга Кузнецова провела немалую исследовательскую работу, собрав под одной обложкой ссылки на множество исторических текстов, вычленила из них нужные моменты, провела аналогии и сопроводила свои исследования историческими иллюстрациями. Для описания «чудовищ» она использовала мифы и легенды, религиозные тексты, художественные произведения и, скажем так, исторический нон-фикшн — словари и энциклопедии разных эпох, такие как «Краткий мифологический лексикон» Михаила Чулкова XVIII века или «Физиолог» Дамаскина Студита века XVI.
Было любопытно наблюдать, как одни и те же персонажи с ходом времени и в угоду современным реалиям меняли свою героико-чудовищную направленность, превращаясь из положительных персонажей в отрицательных и наоборот. Например, Геракл — из героя древнегреческих легенд он превращался то в грешника, которому место в христианском аду — как идолу язычников, то в прообраз Христа — как борцу с однозначными чудовищами. Или простые собаки, которые в разное время считались отрицательными персонажами, не имея ничего общего с привычной нашим современникам фразой «Собака — друг человека» и уж тем более — с популярными мемами о том, что собаки намного человечнее людей. Недаром, Цербер — адский пес. Впрочем, в культуре страхов собаки до сих пор занимают почетное место, как в масс-медиа, так и в обычной жизни.
Любопытно, что в книге совсем нет кошек.
Есть крупные кошачьи, типа львов и чудовищ, имеющих некие львиные признаки, однако просто кошек нет. Значит ли это, что наши предки всегда считали их положительными или на них просто не хватило места? В конце концов, Булгаковский Бегемот вряд ли появился из ниоткуда.
Книга написана легкодоступным языком и прекрасно воспринимается. Она охватывает большое количество «чудовищ», однако хорошо это или плохо я определиться не смогла — таким образом рассказано о многом понемногу, предоставляя читателю некоторый базис знаний, не углубляясь в конкретные вопросы. Для общего развития она хороша, а для изучения какого-нибудь конкретного «чудовища» — недостаточна.
Отдельно хочу отметить аудиоверсию в озвучке Всеволода Кузнецова — это было прекрасно! Учитывая, что некоторые цитаты в книге приводились из действительно старых источников, написанных на церковнославянском языке, никаких проблем с их восприятием не возникло. Он ни разу не ошибся в начитке этих фраз, не сбился, не повторялся, как будто всю жизнь на нем говорил. У аудиоверсии только один недостаток — в ней нет изображений, поэтому иметь под рукой печатный текст было необходимо.