fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Непоседа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Оценок:
2012
Моя оценка:
-

подробнее

Непоседа

Роман, год; цикл «Трикс»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 80
Аннотация:

Трикс Солье совершил немало славных подвигов и его уже никто не назовет недотепой. Похоже, все его мечты исполнились — и можно спокойно учиться волшебству (пусть даже в обучение входит мытье полов и чистка картошки). Но если приходится под Новый год внезапно отправляться в жаркую и экзотическую страну Самаршан — тут уж не до учебы! Тут надо вспомнить все, что умеешь и даже немного больше. Ведь Самаршан — ну просто очень экзотическая страна! Там правит султан (некоторые считают, что визирь), собирает армию Прозрачный Бог (некоторые боятся, что он и впрямь бог, хотя бы из мелких), а местные обычаи отличаются красочностью и непосредственностью. Тут только и остается, что полагаться на старых друзей — бродячих артистов, старых врагов — витамантов, и сводных родственников, находящихся в пожизненной ссылке. Потому что опасных встреч предстоит много — с джинном, связанным моральными ограничениями, сфинксом — никакими ограничениями не связанным, и пустынными гномами (вы считали, что таких не бывает? вы ошиблись!). А все потому, что не следует верить каждому встречному дракону. Конечно, драконы не умеют врать, но разве им это когда-то мешало?

Примечание:

Выложенные писателем в ЖЖ отрывки романа можно найти здесь.

Книга дописана осенью 2010 года.


Входит в:

— цикл «Трикс»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 375

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2699 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 60% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2011 // Роман. 2 место («Серебряный РОСКОН»)

лауреат
Серебряная стрела, 2011 // Лучший мужской образ

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книга года

номинант
Звёздный Мост, 2011 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением

номинант
Филигрань, 2011 // Большая Филигрань

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года


Непоседа
2011 г.
Непоседа
2011 г.
Трикс
2015 г.
Непоседа
2020 г.
Трикс: Недотепа. Непоседа
2022 г.

Аудиокниги:

Непоседа
2011 г.

Электронные издания:

Неспокойкото
2019 г.
(болгарский)

Издания на иностранных языках:

Trix Solier - Odyssee im Orient
2013 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жил-был славный джедай Люк Сержуокер. Странствовал он по всей Галактике и сражался со Злом со всем рвением, нес Свет тем, кто прозябает во Тьме. И не только световой меч блистал в его руках, но и обычный стальной, и даже совсем безобидный с виду деревянный, а клавиатура была не менее грозным оружием для него, чем бластер. Но прошли годы, укатали силикоида кислородные планеты и славный Люк Сержуокер не то чтобы состарился, но остепенился, выстроил себе башню из слоновой кости, развесил верные мечи да бластеры по стенам, а сам рассказывает байки ребятишкам, своим да соседским. Байки получаются занимательные, но какие-то слишком уж детские.

Долгое время я не мог понять, почему новый роман Лукьяненко не произвел на меня особого впечатления. Может быть, сюжет слабоват? Да нет, сюжет как сюжет. Для приключенческой истории вполне нормальный и увлекательный. Присутствует достаточная толика оригинальности. Есть удачные находки, есть неожиданные повороты. Словом, читай — не хочу.

Может со стилем что-то не то? Нет, как раз наоборот. Непоседа, как и его предшественник Недотепа читаются исключительно легко и приятно. По тексту просто-таки скользишь как на водных лыжах по глади озера. Никаких корявых фраз и неудачных оборотов, все вычищено и приглажено..

Может быть, текст слишком примитивен и рассчитан на поверхностного читателя? Тоже нет. Щедрой рукой автор рассыпал по всему тексту аллюзии и намеки на самые разные художественные произведения и реалии нашей жизни. Досталось всем — от Гарри Поттера до Сталина и Горбачева. Где-то эти намеки вполне очевидны, а в других эпизодах только внимательный читатель распознает иронию автора. Порой автор явно перебарщивает с насыщенностью своего текста отсылками к другим произведениям, но есть и очень удачные моменты, например, забег верблюдов, воспетый в подражание Гоголю. Думаю, каждый читатель найдет для себя что-то забавное и интересное в этом тексте. Вообще, романы из цикла о Триксе своей стилистикой все больше напоминают мне книги Успенского о Жихаре.

К тому же, время от времени автор очень аккуратно демонстрирует нам свои взгляды на политику, ставит довольно серьезные вопросы и при этом весьма умело вплетает это в ткань своего текста. Порой с автором хотелось поспорить, но назвать роман поверхностным я категорически не могу.

Может быть, что-то не то с героями? Да вроде бы все в порядке. Не только Трикс, но и второстепенные персонажи вроде султана и визиря, гномов и актеров, драконов и ассасинов, торговцев и воинов, джиннов и русалок колоритны, обаятельны, симпатичны и обладают определенной индивидуальностью. Даже живой мертвец витамант Гавар или кровный враг Трикса Дэрик, или главный злодей романа Прозрачный Бог оказываются, в сущности, вполне неплохими ребятами, с которыми вполне можно иметь дело.

И вот именно эта особенность романа и играет, на мой взгляд, роковую для него роль. В романе совершенно нет конфликта. Нет принципиального столкновения двух разных позиций, двух несовместимых характеров или идей. Все мелкие противоречия успешно решаются и выясняется, что все дело не стоило и выеденого яйца. К тому же у романа есть второй серьезнейший недостаток. В хорошем приключенческом произведении читатель должен отождествить себя с героев, испугаться за судьбу героя, хоть раз, но по-настоящему. В «Непоседе» этого нет и в помине. Автор настолько сглаживает острые углы, что даже для неискушенного читателя становится ясно: с героем ничего плохого не может случиться. Он легко выйдет сухим из воды. В крайнем случае, автор придет ему на помощь со всеми возможностями всемогущего Бога из Машины и легко решит все проблемы, с которыми герой справиться самостоятельно не может. В паре эпизодов это вмешательство столь очевидно, что начисто отбивает всякую возможность сопереживать Триксу и его друзьям. И если Недотепа, при всей легковесности происходящих приключений, все-таки начинался с трагического эпизода, что придавало ему определенную глубину, то в Непоседе боль, страх, усталость старательно обходят героя десятой дорогой. В конце романа автор намекает читателям, что Трикс стал взрослее и мудрее после своих приключений, а этому уже не слишком веришь, потому что слишком уж в тепличных условиях автор растит своего героя.

Вывод. Если вы хотите прочитать легкую приятную приключенческую книжку и насладиться загадками и аллюзиями на литературные темы, Непоседа доставит вам немало приятных минут. Особенно рекомендую книгу для детей лет 10-12. Если вы хотите прочесть что-то серьезное и запоминающееся, роман, который заставит вас серьезно думать и сопереживать героям, то лучше возьмите что-то другое.

P.S. А я все же надеюсь, что славный джедай Люк Сержуокер снимет свой верный световой меч с полки, пока он там вовсе не заржавел, и наконец отправится в очередной поход, только не такой мультяшный, как приключения Трикса, а настоящий, требующий от автора и читателя серьезных усилий.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет из области «гони объем», ибо весь синопсис умещается в одностраничную сказку тысячи и одной ночи. Поэтому Лукьяненко, не найдя идей для оригинального развития, сконцентрировался на разных пасхалочках, аллюзий, оммажах, отсылочках, мемах. Причем, местами получался винегрет из популярных кинофильмов и книг, не только не закамуфлированных, а специально выращенных ходом событий.

Где-то полкниги читалось с интересом, но потом все нити стали очевидными. Ведь главного героя подростковой франшизы ни за что не убьёшь, чего волноваться. Если обратиться к персонажам, то их однозначность также не добавляет вистов писателю. Даже Трикс развивается дерганно, как будто забрасывает новый опыт в чемодан сущности. А об остальных героях и говорить нечего.Надо — вставим фею, не надо — заполним страницы псевдофилософскими записями в Книгу.

Для фанатов писателя. Неофиты пусть почитают что-то более качественное.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть про Трикса получилась ещё лучше чем первая! Не знаю как в печатном варианте, но в аудио варианте в исполнении Семёна Мендельсона книга воспринимается фантастически потрясающе. Погружаешься в другой мир и смотришь на события с точки зрения смелого мальчика-подростка, жаждущего приключений и славы. И события в книге разворачиваются в угоду герою.

Завязка происходит из-за того, что в башню к Щавелю, в его отсутствие, прилетает дракон за помощью. Трикс не побоявшись, ещё бы, он ведь уже успел заскучать в одиночестве, познакомился с драконом, путем легендарной игры в загадки и принял на себя обязанность Щавеля помочь дракону. Прибыв по этому случаю в Самаршан, на родину драконов, соседствующую с королевством Маркеля страну. Выяснив обстоятельства проблемы, Трикс оказался на развилке — пустится в опасное расследование или же отправиться обратно домой, пропустив при этом возможность поучаствовать в приключении, связанном с урегулированием военной угрозы путем дипломатических переговоров и не только.

Сюжет непредсказуем, на микро сюжетных вилках развязки думаешь, что можешь предугадать вариант развития событий, но чаще ошибаешься, так что твоего варианта даже не было в этой вилке. Трикс — мой любимец, герой с которого хочется брать пример. Главное его достоинство это светлая голова, а непоседливый характер, благодаря которому дано название этой книге, гармонично уравновешивает его здравомыслящий ум, делая удачными почти все его приключения.

Даже не знаю, что я теперь больше жду: продолжение М.Фрая «Сновидения Ехо» или же третью часть Трикса...

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если читая «Недотепу» можно было посмеяться над некоторыми действительно хорошими шутками, то имея дело со второй книгой — «Непоседа» — надо сдерживать скуку, ведь развязка уже скоро, на 700й странице, еще чуть-чуть, жалко же закрыть. Такой спортивный интерес — узнать, чем все закончилось.

«Непоседа» — книга как бы для детей, однако скоро становится ясно, что юмор в романе совсем не детский. Но и не взрослый. Скорее, рассчитанный на пятнадцатилетнего прыщавого юнца с замусоленным «Плейбоем» или «Пентхаусом» под кроватью. На фоне пошлых шуточек кстати особенно идиотским выглядит смущение и трепетание Трикса перед нежной девичьей спиной или его боязнь представить себе раздетую девушку.

Сюжет штампованный, только штрихкода не хватает.

Логику в «Непоседе» искать бесполезно, она там и не предусматривалась.

Язык — откровенно убогий.

Дальше только хуже. Отсылки к «мальчику-со-шрамом», над которым не поглумился разве что только ленивый, к Профессору, к нашим реалиям, к детским сказкам (их-то за что?) на фоне убогой карикатуры — прекрасного царства-государства Самаршан, грубой смеси таджиков-узбеков и «Тысяча и одной ночи». Судя по всему, автору лень было что-то выдумывать, вот и получился гомункул, склеенный кое-как из кусочков, наспех созданный уродец.

Итог — редкостная штамповка. С ностальгией вспоминается «Атомный сон», «Геном», рассказы, что уж говорить.

Конечно, для начинающего автора книга-то неплоха, но для «мэтра» она позорна, и смысл ее — деньги, пипл схавает, ведь автор веников пока еще не вязал, но именно что — пока. Взрослым читать такое будет скучно, детям бесполезно. В книге нет ни идеи, никакой нагрузки у нее нет, кроме типично голливудских гэгов.

Премии... Непотнятно, за что 2 премии-то.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Осилил. И написана книга отлично, слог замечательный, и вроде все на своих местах — история, герои, много новых аллюзий на исторические события, и на политику Лукьяненко добавил с лихвой намеков, но вот ощущение от прочтения — именно, осилил. Прям выдохнул, наконец-то можно поставить галочку и перейти к более интересным, или даже неинтересным, но более живым произведениям. Правильно Лукьяненко написал в книге, что опытный волшебник от неопытного отличается набором заготовок на любую ситуацию. Не полетом фантазии, а опытом и отточенным годами мастерством. Только вот огонь и искры у таких мастеров со временем пропадают, вытираются слова от частого употребления. Осталось ощущение тщательно и качественно выполненной работы, но без изюминки.

Оценка: нет
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немного не дотянул роман до моих ожиданий. Я думал, что будет на уровне первого, который мне очень даже понравился. И я понимал, что «Непоседу» надо читать именно, как продолжение первого романа. Понравилась Сергею Лукьяненко эта история и бросив на полпути написание «Ловца видений» (о дальнейшей судьбе которого почему-то ничего не известно), он решил продолжить (или закончить?) рассказывать о похождениях и приключениях Трикса. И он это сделал. Только вот беда — вся оригинальность, свежесть идей и новизна персонажей остались в первой книге, а второй досталась роль лишь прямого продолжения. Ничего нового и удивительного роман не принёс, герои всё те же, новых практически нет, поэтому никаких открытий здесь и нет. Процент юмора сохранился, а вот ирония над чем либо и различные параллели и аллюзии резко убавились. И немудрено. Поэтому читалась книга как хорошее, крепко сбитое приключенческое фэнтези для подростков младшего, старшего и пенсионного возраста. Жанр данный имеет место быть и очень нужен и очень ценен. Но вот если вспомнить первое, что приходит в голову, чисто для сравнения, то это например Сергей Садов со своим «Наследником Ордена» и вот этой книге «Непоседа» по моему мнению проигрывает. То, что у Садова получается само, здесь выглядит нарочито и весьма искусственно. Я имею в виду «детскость». А если вспомнить лучшие самые ранние вещи самого Лукьяненко? Понимаю, что сравнивать позднее с ранним это нехороший и избитый ход, но сравню. «Рыцари островов», «Мальчик и Тьма»... Там было полное погружение. Когда читал, по настоящему казалось, что такого больше ни у кого и никогда не было и некоторые стилистические огрехи и штампы у молодого автора не были заметны, потому что они исчезали под впечатлением от увиденного на страницах. А здесь... Штамп? Ну нет. Если что и штампуется, то только лишь удачные ходы прошлой книги. Штампы обыгрываются? Можно сказать, что обыгрывание штампов это тоже штамп. Но не в этом случае. Тут мы видим просто идею и приключения для её развития без особых заморочек, но с хорошей читабельностью. Даже наблюдается кое-какая многоуровневость, чем славятся более ранние произведения писателя. Одно отталкивается от другого, второе перетекает в третье с отсылкой к первому. Но здесь это в облегчённом виде. Хотя тоже достойно уважения.

Ещё есть два основных интересных момента. Это когда Трикс у драконов и особенно, когда Трикс сотоварищи у гномов. Это пожалуй самые яркие места в книге. Вот пожалуй и всё. А остальное это крепкий и бодрый неплохой уровень без особых пиков и провалов. Кроме...

Кроме начала, первой части, которую отчего-то было скучнее всего читать. И настрой, с которым я приступал к чтению и мысли о том, что книга будет проглочена за один вечер и одно утро исчезли почти сразу, странице на тридцатой-сороковой. И финал. Точнее кульминационная часть, которая представляет собой самый настоящий пшик. То есть видна похвальная попытка наделить всё действие особой моралью, свести всё к мирному и гуманному окончанию, чтобы справедливость торжествовала, а сердце читателя радовалось, однако то ли планка оказалась низковата, то ли, как заметил уважаемый kkk72 в своём отзыве, действительно отсутствие конфликта, даже скажу больше, отсутствие того, к чему мы готовились на протяжении всей книги. Собирались драконы со своей магией и огнём, гномы со своими боевыми навыками, герои обучались у ассасинов. И ради чего? Нет, попытка конечно видна, но всё равно пшик...

И ещё. Первый роман у меня в подарочном издании, с интересной обложкой, белой бумагой и иллюстрациями, а второй в хоть и новом, но «Звёздном лабиринте», и на серых страницах содержимое воспринимается далеко не так, как хотелось бы. Это ведь тоже большое дело.

Да, есть шанс, что книга когда-нибудь будет перечитана. Это если я возьмусь за первую, а вторая приложится к ней по инерции.

Какой-то сплошь ругательный отзыв получился. Но это только из-за не совсем оправданных ожиданий. А так впечатление достаточно ровное. Хотя для сравнения, за первый роман я поставил оценку десять!

P.S. И ещё. Насчёт особенности книг и стиля Лукьяненко. Вот сколько бы он ни написал за последнее время всяких разочаровывающих «Конкурентов» и т.п., каждая новая его книга покупается (и не только мной) сразу после выхода, из числа первых экземпляров первого тиража. Чудеса.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, никогда не был поклонником так называемого «творчества» Лукьяненко (дешевый приемчик -- взять здравую, позитивную идею, напр. «Дети не должны воевать друг с другом», да и вывернуть наизнанку. Чтобы, как говорил Володихин, стыдно было даже на заборе э т о пропагандировать).

Как показало время, я был прав. Философский пессимизм С. Л. сам вывернулся наизнанку, превратившись в задорный шапкозакидательский пафос. «Неприятие» фэнтези (типа, детские сказочки) переросло в то, что еще хуже -- «пейзанский фольк, без комментариев», мистик-экшн самого посконного разлива. (Имею в виду и «Трикса», и «Дозоры»). Для сравнения -- Олди, например, тоже на словах не приемлют фэнтези, но никогда не чурались при случае сами черпать из этого источника. Если нужно...

Ну и в поздних вещах уже пошла конъюнктура, потакание вкусам низменного «норота». Оракул-сфинкс, например, появляется в книге просто потому, что сфинкса видели все — а значит, фантазию напрягать не надо, и ничего «сверх программы» придумывать не надо)))) Сам Трикс до чертиков похож на Поттера, Дэррик, естественно, на Малфоя. Под старый Новый год по ТВ показывали «Сердце дракона» (затянутый и пафосный фильм, кстати) => Трикс, конечно же, будет праздновать старый Новый год и встретит дракона. В 3-й книге он, должно быть, переместится на окраину королевства и будет там бороться с какими-н. орками. До чего все это мультяшно и заштамповано, даже говорить не надо. Имеющий глаза сам увидит...

Первая часть цикла (та, к-рая рассказ... переросший в начало романа) была живой. Ироничной, даже -- саркастичной... и высмеивала пошлую фэнтезятину. Зачем надо было из хорошей истории делать сопливый ситком типа «Альфа», пропагандирующий традиционные (чтоб не сказать -- консервативные) ценности, типа «семейственность» и «домовитость»? Зачем гг шпарит наизусть задачки из учебника логики? (Скопипастить -- дело нехитрое). Зачем драконы принимают гг в стаю, точно как волки -- Маугли? Зачем султан такой простак (или лентяй), что не сразу раскусил коварного визи... А, неважно. Забейте. Вопросы, понятно, чисто риторические.

Впрочем, конкретным пацанам, ищущим, чего бы почитать в дорогу, и ЭТО сойдет.

Рекомендую... Всячески. :(

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман понравился. В первою очередь, резкими поворотами сюжета. Чуть меньше (или лучше замаскированы) намеков на другие произведения. Мне показалось, что книга немного политизирована и хотя можно не соглашается с генеральной линией, но выстроено красиво. Детективная линия была интересной, но концовка немного разочаровала.

Прочитав первую книгу, я думал, что продолжение не последует. Потому что ожидал развитие событие в сторону увеличения магических битв и других заклинаний, для чего потребовалось бы пересказать еще 2-3 десятка сказок и стихотворений.

Но, продолжение оказалось и пошло по немного другому пути.

Непоседа в этот раз оказался бОльшим Недотепой, чем в первой книге. Хотя совсем удача его и не оставляла.

Книга получилась органическим продолжением Недотепы.

Во-первых время действия почти не прерывается. Точнее оно, по сути, прерывается в конце Недотепы, а вторая книга начинается несколько дней спустя после конца первой.

Правда, тут же начинаются легкие не стыковки. Щавель уже вечером собирался отправится на Капитул Магов, но похоже немного подзадержался ради обучения Трикса. Да и из всех заявленных неприятностей пока появился, только Прозрачный бог, так что остальных хватит еще книг на 5.

Во-вторых, заложенные семена дают всходы. И первым, как ни странно оказывается шест для драконов. Раз он был в башне, значит должен сыграть.

Трикс хотел освоить телепортацию и в результате не раз телепортировался, причем не только в пространстве. Но и во времени. И даже сам кого-то телепортировал.

Хотел узнать что-то новое про магических существ – и узнал, что драконы и сфинкс магическими существами не являются.

Интересен подбор персонажей для Непоседы. Не участвует Паклус и почти не участвует Щавель, при том, что участвуют все остальные сколько-нибудь значимые герои.

Фея Аннет в начале книги сказала, что без Трикса может не прожить. Было решено не экспериментировать. Но в середине книги казалось, что эксперимент состоялся. И было очень интересно, чем закончится эксперимент.

В романе как минимум два произведения используются дважды. Волшебник Изумрудного Города и Гарри Потер.

Свою любовь к современным ценностям западного мира Лукьяненко выдал тоже не менее двух раз. В первый когда Маркель Неожиданный начал цитировать «Всеобщую декларацию прав человека” и второй раз, когда Самаршанцы обещали не использовать ОМП – «права человека», против Королевства, как самое негуманное.

Школа ассасинов,- гротеск на Гарри Потера И змееподобный ЭАМ у меня ассоциировался со Снейпом, а не веселым шалопаем Мумриком. С другой стороны не ясно зачем было посылать ЭАМ в школу и чему и у кого он учился. Если у Абва, то почему, Абв не мог учить ребят сам.

Теории магии в романе уделено не мало места. Но путаница при этом тоже хватает. Как и в первой книге, основой магии считается Вера. Убедить надо либо реальность как таковую, либо окружающих, либо хотя бы себя. При этом, например нет магической защиты от огня дракона. Интересно почему. Он что вне реальности. Или его убедить нельзя. Опять-таки какая разница падает камень сам по себе или под действием волшебника. Кстати это касается и немагического сфинкса, на которого почему-то нельзя воздействовать магией.

Или та же телепортация. Во-первых магия это или не магия. И кто должен в нее верить. Там больше физики. Разложил себя на атомы или кварки и отправил их путешествовать. Драконы якобы не могут телепортироваться, потому что очень тяжелые, но весят не сильно больше человека. Правда, Мумрик мог и не очень разбираться таких тонкостях. Потом выяснилось, что если надо дракон может телепортировать и телепортироваться даже во времени. Это кстати породило вопрос, чем они раньше думали. Положим съесть Алхазаба до рождения нельзя, дабы не повлиять слишком серьезно на реальность. Но исследовать причины и особенности его магии имея в запасе козырь со временем наверное все-таки можно было бы. А так квалификационную работу по феномену магии Алхазаба Триксу пришлось «писать» почти в одиночку.

Трикс работу выполнил на отлично. Попутно разобрался с магическими способностями гномов и русалок. Еще и внедрение провел. И результаты фактический получил. Но стройности тории немного не хватает.

Можно попробовать рассмотреть приведенную теорию с точки зрения программированию. Кажется у Бушкова в Свароге были такие ассоциация. Тогда получится, что реальность огромный и сложный транслятор/компилятор. По достаточно сложным правилам он переводит заклинания в реальность. Но вот ассемблер гномов не работает , потому что писать программу по производству стула из атомов для реальности бесконечно долго. А вот вытащить готовые представления из гномьей головы, если русалкам очень хочется вроде можно.

Алхазаб очень напоминает одного пророка. Правда последний был умнее, он не объявлял себя самого Богом. А вот с магией Алхазаба все равно не все понятно. Допустим он супернаивный и окружен верящими в него дикарями. И убедить мир защитить себя от всех опасностей он мог. Но вот самому чувствовать магию (во время поединков). Наносить уверенные ответные удары на любое расстояние, все это немного странно. И главное совершенно не ясно, что мешает появляется Ахазабам раз в пять лет, а то и чаще, если условием всемогущества становится исключительно инфантильность, ну и толчок от общение с каким-нибудь магом-самоучкой.

Кстати утверждение Алхазаба, что сам он молод не очевидно, все-таки 32 года для воина пустыне возраст весьма солидный. Кроме того по сюжету,для меня осталось не очевидным, что победа Ахлазаба будет большим злом.

Лукьяненко остается верным своим идеалам об относительности добра и зла. И о том что желание сделать все хорошо, опаснее чем желания сделать себе хорошо, игнорирую мораль. В этой книге практически нет абсолютно отрицательных героев. Разве что Сатор Гриз в этот раз стал злее. Зато Дерик, Гавр и Ахлазаб не только перестали быть отрицательными, но вышли , как мне кажется, в любимчики автора.

Гавр оказался таким классным актером и ценителем исскуства. И возникло подозрения. Что рассказы Щавеля про преступления Витамантов, не совсем адекватно передают действительнсоть.

Из мелких деталей. Очень понравились заржавевшие бронзовые гвозди. Забавно получилось с БМВ. Только перечитывая жене в слух обнаружил аббревиатуры для разных названий охраны Алхазаба.

Автор явно симпатизирует маленьким и детям. Самые интересные и ценные герои Аннет и Халанбери.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не каждый писатель, пишущий серьезную литературу сможет написать сказку для детей. Одно дело детскому писателю сделать серьезное произведение (вспомним Толкина).

Вот, к примеру, Сергей Лукьяненко. Более чем серьезный автор. Много удачных произведений, есть несколько экранизаций. Признан фантастическим писателем №1 в России.

И вдруг, не с того, ни с сего, решил написать сказку. Наверное. А возможно Лукьяненко хотел написать фэнтези. Но это не важно. Важно то, что у него это совсем не получилось.

Итак, цикл «Трикс», состоящий из двух романов – «Недотепа» и «Непоседа». Заманчивый мирок с королями, эльфами, гномами и т.д и т.п.. История наследника престола, изгнанного из герцогства. И превращение его в могучего колдуна и в некотором роде, героя. Это все, как вы поняли сюжет первого романа – «Недотепа», который я уже проанализировал, если так можно сказать.

«Непоседа» — прямое продолжение «Недотепы». Главный герой тот же – Трикс Солье. Он сбежал из своего дома обратно к колдуну Радиону Щавелю. События романа происходят на кануне Нового Года. Трикс сидит один-одинешенек в башне Щавеля. Внезапно к башне подлетает, немного не мало, дракон из далекого знойного государства Самаршан. В государстве этом назревает серьезный бунт – собирает армию некий Прозрачный Бог, обладающий огромной магической силой. Дракону с длинным непонятным именем нужно повидаться с Радионом Щавелем, которого дома не находилось. Разочарованная рептилия, выступавшая от всего драконьего народа, уже собралась сожрать мальчёнку, но тот его обыгрывает в отгадывании загадок и заставляет дракона взять его в Самаршан, «дабы великий и могучий» Трикс Солье победил Прозрачного Бога. В общем, на этом описание сюжета можно закончить. И дураку понятно, что змеюка взяла главного героя с собой.

В общем, первый факт, который меня удивил, это поступок дракона. Что ему мешало взять и улететь домой, не взяв на себя груз ответственности в виде наглого донельзя волшебника. Или он серьезно думал, что ученик волшебника победит Бога?..

Конечно же, мне не понравился толстый, с мамонта толщиной, троллинг товарища Лукьяненко. Если в первой книге автор хоть как-то ограничивал себя в подобном, то в «непоседе» он разошелся не на шутку. Троллить «Властелина Колец», «Волшебника Изумрудного Города» и автоугонщиков – это конечно сильно.

На счет автоугонщиков. Да, в книге присутствует автомобиль. БМВ. Розовый. И это мне жутко не понравилось. Это как то слишком для фэнтезийного романа. Меня такой факт – это самое БМВ работает на чистейшей нефти. Я не разбираюсь в автомеханике, но БМВ работать на нефти работать не может. Факт.

Особого смысла в роман вложено не было. Даже философских фраз, заменяющих у большинства авторов какую-либо смысловую нагрузку не было. Не было даже смысла писать эту книгу, ведь «Недотепа» имел логическое завершение. И возникает только две причины написание этого романа. Либо автор очень сильно привязался к героям. Либо автор очень сильно нуждался в «капусте».

Юмор книги фактически полностью заменяется троллингом автора. Ребенок не поймет, взрослый не оценит.

Один из немногих плюсов романа – это легкость чтения. Книга читается быстро и уверенно.

Следует также затронуть обложку книги. Да, картинка шикарная. Если не считать героев фильма «Мост в Терабитию» изображенных на обложке. Хотя композиции это не нарушает.

В общем, второй роман цикла получился еще хуже первого. Абсолютная бессмыслица с издевательством над всем и вся, плоским юмором и глупым сюжетом. И все это под красивой обложкой с известным именем на ней. И за что получила книга «Серебрянный Роскон»? За красивую обложку!?

Оценка: 5/10

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга выглядела лучше и в плане новизны восприятия, и в плане приключений. Но и вторая получилась неплохо. Вообще-то, почти все произведения юмористической фантастики, которые мне случилось прочесть или пролистать, вызывали тоску, сопоставимую только с тоской от просмотра ситкома. Сборники с трудом выдавленных из себя анекдотов, часто туповатых, очень часто пошловатых. Под пошлостью я понимаю стремление свести любые человеческие поступки и побуждения к набору простейших инстинктов. Здесь пошлости нет. Книга светлая, жизнерадостная, добродушная, пригодная и для подростков, и для людей постарше. Автор легко скачет с темы на тему, касается разных литературных и политических аналогий и тут же уходит от них, беззлобно покусывает тех, кто попадётся на пути. Мир недостаточно разработан, так ведь это всё игра. В герое мало героического, так ведь это самый обычный подросток, несмотря на магические способности и будущий титул со-герцога. Мне он симпатичнее обычных лукьяненковских подростков, загадочных, всегда на что-то обиженных и, в общем, одинаковых. И, наконец, книга просто добрая без слащавости. Это уже большой плюс.

Итог — книга, конечно, не бессмертная, не очень глубокая, для разового прочтения. Но выше этого уровня юмористическая фантастика вряд ли прыгнет. Хотя здесь я не эксперт. За обе книги разом — семёрка.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу,что начал свое знакомство со знаменитым писателем с «Дозоров» и после этого зарекся не читать его книги.Полгода назад друг уговорил прочитать его ранние вещи,начал с «Линии грез» и засосало.Прекрасные сюжеты,отличный стиль написания.За эти полгода прочитал все ранние вещи Лукьяненко и скажу откровенно не попалось ни одной «проходной«вещи.Любимые произведения «Рыцари сорока островов»,«Линия грез»,«Императоры илюзий»,дилогия «Диптаун»,«Звезды холодные игрушки» и сложно какой-то роман выделить,все написаны на очень высоком уровне.Но....все что написано после «Дозоров«включая и их-это тихий ужас.Взялся читать дилогию «Трикс» и не дочитал,а домучал эти книги.Это не фантастика,а две книги сказки.Я согласен читать сказки,но....высокого качества,а не с безобразным сюжетом,шаблонными персонажами к которым я причесляю самого Трикса,влюбленную в него фею,дракончика и других.Специально после сказки Лукьяненко взялся перечитать «Старик Хоттабыч» Лагина.Тоже сказка,только уровень разный.У Лагина-Шедевр,у Лукьяненко-Макулатура.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман понравился прежде всего, как хорошее продолжение «Недотепы». Увлекательно, умно, смешно. Особо понравился момент про ЭКСГЛУМАЦИЮ — бесподобно. Только терзают смутные сомнения — а ведь сколько продажных журналистов возьмет эти приемы на вооружение?

Ну и момент про то, как мальчишки-враги пытались договориться — тоже здорово.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе хороший диснеевский или пиксаровский мультфильм. Тот, который анонсируется для всей семьи. Или еще лучше — сиквел успешного голливудского мультика для всей семьи (при этом сиквел должен сниматься для широкого проката, а не предназначан для выхода сразу на ДВД). В таком мультфильме должны быть наживки и для детей, и для взрослых + к этому должны быть полюбившиеся герои из первой части и чем больше — тем лучше. А в итоге — зрители счастливы, продюсеры пополняют банковский счет, а сценаристы идут писать сценарий триквела.

В этом отношении Недотепа-Непоседа — самый успешный голливудский проект Лукьяненко. Все и запланировано и исполнено на очень хорошем уровне. Много постмодернизма? Ну так он для всех — и для детей (Волшебник Изумрудного города, поединки с супергероями, Гарри Поттер) и для тех, кто слегка постарше — та самая эсглумация...

А так как книжка все равно, в первую очередь, расчитана на детей, не надо брюзжать с высоты 30-40-50-60 лет и рассказывать об отсутствии конфликта, недостаточной мотивировке, логических нестыковках... Хорошие мультики любят за прекрасное настроение после сеанса — за шутки, за музыку за ярких героев, за прорисованны второстепенных персонажей — за хороший фон.... Просто потому что — хорошее произведение чувствуется сразу...

Если у Лукьяненко хватит запала еще на части этого цикла — я буду только рад, что вскоре у моих детей будет очень хороший цикл для чтения, который одновременно будет интересен и мне. Вот так. Приятного чтения!

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошие книги нужны всем. Домохозяйке хочется прочесть не тупую, ироничную, но, чего уж там греха таить, низкопробную книжку про тетеньку детектива. Эстетствующий сноб будет искать в литературе сложность, абсурдность сюжета и ощущение того, что уж эту-то ВЕЩ ни кто кроме него не поймет.

Нам же молодым и романтичным всегда были нужны приключения с боевиком. Нам же здравомыслящим, образованным и в меру циничным всегда хотелось логичных, продуманных и ярких миров. Ну и уж конечно все мы хотели узнавать себя в героях и чувствовать, что в тексте сокрыто что-то большое, какая-то МЫСЛЬ.

Все это всегда было у Лукьяненко. Было, но, к сожалению, прошло. И ведь романы про Трикса хорошо написаны. Забавные аллюзии и цитаты радуют. Читаются обе вещи хорошо. Небанальный мир фэнтэзи тоже можно отнести к плюсам. Но куда-то исчезла глубина. Герои очень схематичны. Все персонажи какие-то благостные и ненастоящие. Повествование сумбурное и не выверенное. Приключений много (порой чересчур), но далеко не все они захватывают.

В общем, книги, как это ни странно, неплохие. Безусловно, уступают они тому, что писал Лукьяненко в 90е. А уступают потому, что написаны они для другого читателя. Не для НАС они написаны. Возможно, это писалось для подростков с неокрепшими мозгами и не поблекшим напылением на розовых очках. Но ведь не поймут они и половины юмора и цитат, заложенных в тексте. Так что будем ждать, когда же автор одумается и напишет хорошую книгу для тех, кто его действительно ценит – для нас.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое и самое главное — роман мне необычайно понравился и был прочитан на одном дыхании вечером 1 января)) Теперь по порядку обо всём.

В последнее время всё больше стали говорить о творческом кризисе Лукьяненко. После довольно неплохого, но не дотягивающего до лучших вещей, «последнего дозора», сумбурного «чистовика» и откровенно коммерчески-ориентированных «конкуретов» даже я начал опасаться худшего. А потом вышел роман «Недотёпа» — продолжение старой, опубликованной когда-то в журнале «Если» повести о наследнике свергнутого с престола герцога, который (наследник) пытается отомстить за отца. Книга была написана в жанре юмористическго фентези, совершенно новом для Лукьяненко, и оставила по себе впечатление милого романа на один вечер, не претендующего, однако, на большее. Вот поэтому-то, а ещё из-за впечатления, что у Сергея Васильевича продлжения обычно выходят хуже первых частей, от «непоседы» я ничего особого не ждал. И, как оказалось, глубоко ошибался.

Во втором томе исчезли абсолютно все недочёты — предельно ясно рассказано, как работает магия в мире книги, исчезли откровенно абсурдные чересчур сказочные моменты, вроде превращенных в цветочных фей учеников Щавеля. При этом книжка сохранила милую и добрую атмосферу первой части. По-прежнему никто не погибает, самые злодеистые злодеи на поверку оказываются непонятыми чудаками или просто большими детьми, которые пытаются что-то доказать всему миру. Но теперь это не выглядит нарочитым и утрированным. Очень к месту оказались фирменные лукьяненковские размышления-отступления в начале каждой главы — о жизни, о людях, об их чувствах и эмоциях. Герой действительно повзрослел и многое понял о жизни, характеры многих персонажей, и как раз Трикса в первую очередь, стали куда глубже и многограннее.

Отдельным достоинством книги является юмор. Тут он высшего качества — на страницах книги вы не найдёте ни одной пошлой, примитивной или попросту глупой шутки. Особенно радуют многочисленные отсылки к самым разным произведениям. Прошёлся Лукьяненко и по современникам — книжкам об Эрасте Фандорине, Гарри Поттере, марвеловским комиксам о супергероях, — и по классике вроде Гоголя, Толкиена, Вийона и Аквинского. Досталось и политикам, как современным, так и отжившим своё. Сцена в школе ассасинов, где обыгрываются исторические реалии 20 века, так и вообще шедевральна. Притом всё это подано совершенно беззлобно и с юмором. Меня обычно раздражают попытки пародировать, например, книги про Поттера — этих пародий существует столько, что уже несмешно. Однако тут я хохотал от души. Подозреваю, что кучу всего занимательного я просто не узнал или не заметил. И самое главное, отсылки эти смотрятся удивительно к месту, расшифровывать их действительно смешно и увлекательно. И кроме того, они совершенно не нарушают индивидуальности произведения, оставаясь всего лишь вовремя вставленной парой фраз, не более. «Непоседа» — это история юного мага Трикса, уникальная и непохожая ни на что.

А ещё тут есть драконы, джин, сфинкс и даже пустынные гномы с местным аналогом мобильников. Словом, это отличная книжка для детей и для всех взрослых, в которых где-то внутри жив дух детства и любовь к приключениям. Впервые за очень много лет, со времён ешё Крапивина и Булычёва, появилась по-настоящему замечательная, с любовью и качественно написанная детско-юношеская фантастика на русском. Именно про такие книги говорят: «вот это я бы дал почитать своему сыну». С нетерпением буду ждать новой книги Сергея Васильевича «Ловец видений», ведь теперь-то я знаю, что фантасту №1 ещё есть, чем удивить своих читателей!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх