Дмитрий Лопухов «Сай-фай»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Спорт, культура и досуг
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
От деда, приёмного отца родителя, Никите досталась квартира. Тот особо внуком не интересовался, но всё детство усердно снабжал его фантастической литературой. Да и в квартире, оказавшейся на удивление чистой и пустой, осталось много раритетных изданий. Но последствия чтения оказались тоже «фантастическими».
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2024», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
Чёртова дюжина, 2022 // (5 место) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Fenol, 7 декабря 2023 г.
Это был бы ладный рассказ с интересной идеей, но есть нюанс. Даже два. Первый — важной частью этого произведения являются рассказы в рассказе. И они по задумке автора должны быть плохи, но проблема в том, что они действительно плохи. Каким великолепным должен быть «плохой» рассказ в рассказе можно увидеть у Джо Хилла в его рассказе «Лучшие новые ужасы». Или у Дмитрия Костюкевича в рассказе «Морские пейзажи». И эта важная часть воздействия на читателя не работает. Но тут бы ладно, с этим легко можно смириться, но тут в дело вступает непришейкобылехвостная мать главного героя, делающая чтение рассказа совершенно невыносимым. Каждое её появление — это поток какой-то мерзкой изощренной матершинной лексики, которая не просто настроение убивает, а хоронит его под плинтусом так надёжно, что не отыскать с диогеновским фонарём. Это совершенно невыносимо. И вдвойне обиднее, что это хоронит действительно неплохой рассказ.
Alfie, 29 декабря 2023 г.
Рассказ совсем не страшный, но любопытный. Много ностальгии, возможно, даже чересчур. В какой-то момент кажется, что сюжет, герои, действия в тексте второстепенны. А вот атмосфера, созданная с помощью тоски по прошлому, — это главное.
Сюжет, кстати, незатейлив. Есть неудачник главный герой, ярый фанат фантастики. Есть классическая (если не клишированная) токсичная мамка, на которой повязана мотивация гг. И есть дедок, вокруг фигуры которого и строится весь хоррор: таинственная пропажа, стремная хата, старые журналы с жуткими рассказами. Последнее, пожалуй, самое лучшее, что есть в тексте.
Идея про амбру мне показалась непонятной и какой-то слишком замысловатой.
Вопрос: если Брэдбери и другие добывали амбру и делились с Симоном лишь мелкими кусочками, почему тогда они прожили намного меньше старика? Да и зачем в одном из своих текстов Симон рассказывает об амбре, ещё и подписывая рассказ своим именем? Мне непонятно.
Manowar76, 30 июня 2024 г.
Какая прекрасная библиофильская первая часть рассказа. Жизнь искреннего и преданного любителя фантастики, настоящего Читателя. Я уже усвоил: в хоррор-антологии чем уютней начало, тем дискомфортней финал.
История замечательная — сложная и запутанная. Немного вставного бодихоррора, немного выморочных снов.
Чего бояться: рассказов во «Всемирном следопыте» и чокнутого бессмертного родственника.
9(ОТЛИЧНО)
Я прекрасно отдаю себе отчёт, что я очень некритичный читатель рассказов ужасов. Мои оценки существенно выше, чем «в среднем по больнице». Почему так — другой вопрос. Возможно, дело в том, что жанр хоррора не обычное для меня чтения, и нет какой-то наросшей брони, цинизма и знания сюжетных тропов. Почти каждый рассказ чем-то удивляет, восхищает, ну или да, пугает. Поэтому и читаю. В девяностые я так сборники фантастики читал.
URRRiy, 30 ноября 2023 г.
«Чтение книг — полезная вещь, но опасная как динамит» (с.),
правда, касается это не всех книг, а определенной категории. Хорошо и качественно — в плане чёрного юмора — оформленная идея. После прочтения этого рассказа ваше мнение о профильных для сайта столпах — основателях уже никогда не будет прежним:).
Nord, 4 февраля 2024 г.
Рассказ “Сай-Фай” – штука противоречивая: он одновременно мне понравился, и, одновременно нет. В этом утверждении есть дихотомия – текст или хорошо написан, или плохо – третьего не дано. Постараюсь оправдаться: технически написан рассказ действительно со знанием дела – интересно и завлекательно, но все впечатление испортила бочка дегтя в виде развязки. Автор, как так можно было навертеть? Послевкусие осталось настолько смешанным, что я не сумел определиться точно с мнением.
Текст вообще очень, так скажем, “амбивалентен”: тут и токсичная мамаша, ненавидящая фантастику и оттеняющая сынулю – поклонника жанра. Следить за их перепалками интересно, если бы не одно “но”: сильно уж эти забавные вставки разбавляют жутковатый шарм – на первой странице нагнетается атмосфера, а на следующей — читатель ухмыляется над условной сценкой с мамашей и пахабным анекдотом. Даже не теоретически, вырежи автор мамашу, сюжет ни на йоту не изменился бы. Наоборот, акценты бы сосредоточились на самых сочных составляющих рассказа — квартире и историях в журналах.
Основная идея рассказа: писатели живут за счет своих читателей, сосут из них соки – в принципе, тема любопытная, но реализована она была плохо. Задумка с “амброй” просто не работает: почему именно вечная жизнь? Почему писатели не качали из читателей их творческие способности, например? Получается, любой может стать вампиром, просто начав облекать слова в предложения! И еще вопрос: почему дед-графоман, если получал крохи, то прожил дольше классиков? Двухсотлетние писатели что, не смутили бы общество? Теория с “амброй” рушится на глазах, стоит только натянуть ее на реальность. Вместе с тем, испаряется и весь ужас ситуации – становится не страшно, а смешно. Сама развязка подана в лоб: герой умирает и его вдруг озаряет свет истины! Можно было придумать ход изящней, благо опыта вдоволь.
К сожалению, пинать по привычке таргет-группу не выйдет — текст отобрали из финалистов конкурса “Чертова Дюжина”; странно, что данные вопросы не смутили проголосовавших за него писателей. Неужели техника решает все? Писатели обязаны быть начитанными и понимать, что идея по сути совсем не нова и встречалась давным-давно в различных интерпретациях, хотя бы у Роберта Блоха! Это как максимум. Как минимум, они должны были отметить непродуманность фабулы. По-моему, рано говорить об успехах отечественного хоррора и противопоставлять его западным коллегам, когда настолько разочаровывающие тексты выходят в финал крупнейшего хоррор-конкурса Рунета.
sergej210477, 28 января 2024 г.
Мрачный рассказ, оставляющий после себя тяжелое впечатление и, какой-то, не очень приятный осадок.
Но, идея мне очень понравилась. Неординарная и достаточно оригинальная.
Наверное, читать нелегко, потому что, все герои этой истории неприятные люди. Совсем не вызывающие симпатии. Поэтому, финал не вызвал у меня и переживаний.
Но, общее впечатление — очень необычно.
Хотя, по-жанру, по-моему, это, всё-таки, больше фантастика, чем хоррор.
majj-s, 3 марта 2024 г.
Простой по исполнению, но невероятно стёбовый рассказ о внуке, унаследовавшем квартиру деда, который пропал без вести пять лет назад. К своему немалому изумлению, яростный поклонник фантастики, подсаженный на нее дедом в их нечастые встречи (мама была против общения), парень обнаруживает его фотографии с топовыми авторами Золотого века мировой фантастики. И кое-что еще, гораздо менее приятное.
Mo3k, 16 марта 2024 г.
Занятная вещица. Я бы сказал забавная. Формально это ужастик, отдаленно. Ближе все-таки фантастика, но так даже интереснее — вся идея рассказа к фантастике и сходится.
Сложно, конечно, вывернуть ужастик связанный с рассказами, писательствами, но было забавно. Образ мамы — это положительный момент. Отрицательный — автор мог бы и написать, те плохие рассказы, которые читатель (я) узнаёт только в пересказе. Добавило б антуражности, а если бы автор смог написать по-настоящему «плохой рассказ» в рассказе, то цены ему не было б. Сумбурно, но как-то так.
Идея есть (или издевательство над идеями?), второстепенные персонажи вызывают улыбку, нагнетание атмосферы стандартное, слог без изысков, такой — рабочий. Мне скорее понравилось, чем нет. Не хватило «вот это поворота», а так лайк за необычность, вывернутость идей.