Валерий Пылаев «Статский советник»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Сверхъестественные способности, супергерои | Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Итак, война.
То, чего все боялись, начало сбываться: германский рейх перешел в наступление.
Князь Александр Горчаков по велению императора Павла отправляется в Париж, дабы заключить военный союз с французским монархом. Однако добраться туда членам российской делегации не суждено: их транспорт сбивают где-то над Европой. Выжившим после крушения Горчакову и Гижицкой придется вдвоем преодолеть многие километры вражеской территории, таиться в заброшенных зданиях, блуждать по лесам, драться, ввязываться в чужие конфликты и даже стать пособниками мятежа в жаждущих независимости Лотарингии и Эльзасе — и все это ради того, чтобы в конечном итоге выполнить поручение императора.
Но повлияет ли это на исход войны, задуманной совсем другими людьми, просчитавшими все наперед?
Читайте пятую книгу цикла «Горчаковъ» — продолжение захватывающих бестселлеров «Лицеист», «Юнкер», «Титулярный советник» и «Камер-юнкер«!
Входит в:
— цикл «Горчаковъ»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 1 ноября 2024 г.
«Тайный советник»
Рецензия на «Статского советника» Валерия Пылаева
Перевалив за половину, цикл «Горчаковъ» как будто начал буксовать. «Камер-юнкер» ещё удерживал позиции кое-как, хотя на деле немного уступал предшествующему «Титулярному советнику». «Статский советник» же делает ещё шаг, а то и два назад, отчего в моих глазах воспринимается даже слабее «Юнкера», и лишь по-прежнему достойный слог выправляет положение.
Что же пошло не так с романом «Статский советник»? Первое, что бросается в глаза, — смена места действия, а также тона повествования. Саше Горчакову доводилось прежде выбираться за пределы столичного Петербурга (в триквеле почти добрался до Пятигорска, а том назад — за остров Валаам в Карелии). Теперь же он оказывается втянут в аналог Первой мировой войны, и сам император Павел возлагает на него тяжёлую ношу.
За чтением романа порой забываешь, что герою всего семнадцать, а его царственный друг того моложе. Виктор Смирнов, более известный как Валерий Пылаев, правда, об этом то и дело напоминает, но сам же особо не следит за тем, как ведут молодые, откровенно, герои. Даже то, что под личиной Горчакова-младшего скрывается по-прежнему неизвестный попаданец 37 лет от роду, ситуацию особо не выправляет. Нам много раз подчёркивали, что Саша разделяет и воспринимает собственную память… ну, своей. Полученный в другой жизни опыт проявляется больше в мышечной памяти, каких-то реакциях (вроде распознавания оружия по звуку), окрепшей рассудительности, но не более. В остальном он всё тот же подросток, пусть и княжеского рода, которому доверять дела государственной, а тем более межгосударственной важности несколько… чрезмерно.
Здесь же и Саша, и Павел полностью игнорируют собственный юный возраст, действуя как взрослые, повидавшие много непростых ситуаций люди. Безусловно, можно списать на обстоятельства, можно списать на попаданчество главного героя, но всё это — лишь скромные оправдания, убеждающие читателя закрыть глаза на заявленный возраст персонажей.
Несмотря на видимое несоответствие возраста, сам образ протагониста продолжает раскрываться с новых сторон. На сей раз — ввиду того, что автор закидывает его в другую местность, не говоря уж о необычных условиях. Попутно мы узнаём что-то новое не только о герое, но и об окружающем его мире. Я до последнего ожидал в повествовании привычных нам самолётов, однако Виктор решил дальше формировать образ магической вселенной, отстающей от нашей на полвека, а в некоторых аспектах — и того более. Потому вдруг со всей ясностью я узрел, что перед нами внезапно раскрылся старый добрый стимпанк! Ну, как стимпанк… Исключительно его стилистическая оболочка, с джентльменами из империй, дирижаблями, колониями в далёких заморских землях, и всё это приправлено волшебством. Паровых двигателей тут не видно, но в остальном стимпанк — это как раз образчик того направления, в котором некогда работали авторы до того, как это назвали бояръ-аниме.
Любопытно отметить, что «Статский советник» написан в 2022 году, и теоретически можно было бы ожидать вольных или невольных аллюзий на нашу реальность. Однако Виктор то ли настолько крепко всё завуалировал, что они не считываются, то ли вовсе не ставил перед собой цели снабдить текст какими-либо социальными комментариями. Косплей Первой мировой войны в романе — это всего лишь косплей Первой мировой войны, и ничего больше. Разве что в отдельных аспектах автор выуживает на свет сущности не столько XX, сколько XIX века, отчего война идёт без оглядки на известную нам историческую последовательность событий.
Насколько я могу судить, исторические реалии в этом альтернативном 1968 году переданы аутентично эпохам, коими Виктор вдохновлялся. Сказывается, если не ошибаюсь, его историческое образование, благодаря чему события выглядят правдоподобно, хотя не имеют отношения к нашему миру. Однако не могу сказать, что они были столь же увлекательны, как более камерные столкновения в прошлых частях. Даже магический Дар — и тот почти не используется. Причём почему-то и глушилки задействуются редко, что делает стычки не столь напряжёнными, как до этого.
В целом роман показался мне не таким сильным, как некоторые предыдущие тома, уступая местами даже «Юнкеру», коего я невзлюбил ранее. Тем не менее, это не значит, что «Статский советник» плох. Возможно, здесь мы видим подготовку к заключительным двум частям, и дальше цикл вновь примется набирать обороты.