Донато Карризи «Дом огней»
Донато Карризи — известный итальянский писатель и сценарист, специалист в области криминалистики и поведенческих наук, лауреат итальянской премии Bancarella (2009), французской премии Prix SNCF du polar (2011) и других, автор бестселлеров, переведенных на 30 с лишним языков и расходящихся многомиллионными тиражами. Три свои книги — «Девушка в тумане» (2017), «Девушка в лабиринте» (2019) и «Я — бездна» (2022) — Карризи сам экранизировал. «Дом огней» — продолжение его блестящих романов «Дом голосов» и «Дом без воспоминаний». В доме на холме живет десятилетняя девочка по имени Эва — без родителей, но с домоправительницей и финской студенткой, она же няня, Майей Сало. А еще у Эвы есть воображаемый друг, и то, что говорит и делает этот друг, вызывает тревогу. Майя обращается к Пьетро Джерберу, флорентийскому гипнотисту, который работает с травмированными детьми, — тот, правда, и сам после событий предыдущих романов не в лучшем душевном состоянии, однако помочь Эве больше некому. Джербер берется за дело — и выясняется, что Эвин воображаемый друг знает о Джербере слишком много. Этот таинственный друг знает даже обстоятельства, которые сопутствовали смерти Джербера много-много лет назад… Впервые на русском!
Входит в:
— цикл «Пьетро Джербер»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Селеста, 9 апреля 2025 г.
Третья книга из цикла о детском психологе-гипнологе Пьетро Джербере на данный момент является последней из переведённых, но — не последней в цикле. В 2024 году уже вышла новая часть, «Дом Тишины», однако я уже не надеюсь получить от Донато Карризи хоть какие-то сюжетные ответы. Потому что их не было ни в одной из трёх книг. Почему-то автор забыл, что он пишет детективы, и что оборванные на середине сюжетные линии уместны для какой-нибудь «Игры престолов». Но ни в коем случае — не для этого жанра.
Пьетро Джербер в депрессии. Его репутация после предыдущей книги про сказочника-гипнолога подмочена, бывшая жена счастлива без него, работать не хочется, жить, в общем-то, тоже. Он вяло бултыхается и перебивается работой с теми клиентами, которые всё ещё ему доверяют.
И вот в его жизнь входит рыжеволосая красавица. Она умоляет его взять в терапию девочку, у которой появился воображаемый друг. Другие психологи отказывались с ней работать, так как диагноз очевиден — детская шизофрения. С этим работает психиатр. Но Пьетро решает, что ему море по колено, и соглашается взглянуть на девочку. Его оправдания при этом весьма странные: ну, я не уверен, что это правда шизофрения, мало ли, пойду посмотрю. Почему он не позвонил какому-нибудь знакомому психиатру и не предложил вместе взглянуть на ребёнка — загадка.
На этом странности Пьетро не заканчиваются. Уверившись, что девочка всё-таки слышит голоса, а для воображаемых друзей уже поздновато (ей десять), Пьетро зачем-то позволяет вовлечь себя в претенциозную игру в спиритизм. Выясняется, что воображаемый друг девочки — не кто иной, как призрак погибшего маленького мальчика, с которым Пьетро в детстве дружил.
Пьетро — образец потрясающего дилетантства и нулевого профессионализма. Он очень внушаемый. Он прогибается под клиентов. Им вертят, как хотят. В европе (а Италия всё-таки европейская страна) его бы давным-давно лишили лицензии за чудовищную профнепригодность. Каждый раз, когда происходит хоть что-то, что выбивается за рамки обыденности, Пьетро с готовностью принимается дискутировать с самим собой: «А вдруг это магия? А вдруг призраки? А вдруг всё реально?». Вот только у настоящего профессионала даже мысли такой возникать не должно. Всё, что должен был делать Пьетро (помимо изначального отказа от клиента и передачи его психиатру) — это методично пытать понять, кто и зачем устраивает все эти спектакли. Ну не имеет права детский психолог-гипнолог обладать магическим мышлением.
Физически больно читать о том, с какой лёгкостью все, кому не лень, манипулируют специалистом. Можно списать попытку погеройствовать на депрессию Пьетро. Вот только точно так же Пьетро вёл себя и в первой книге цикла — до того, как его жизнь начала рушиться. Плыл от вида женщины, позволял собой манипулировать, сам пихал голову в петлю. Ему бы в терапию на пару лет, чтобы прорешать собственные проблемы. И только после этого браться за работу.
Из плюсов могу отметить улучшившийся язык. Читается книга легко и приятно, взгляд ни обо что не спотыкается. Слова-заменители никуда не делись, Пьетро всё ещё то «Джербер», то «психолог», но я с этим смирилась. Зато исчезла кривоватая сухость текста из первой книги. Либо автор стал лучше писать, либо переводчик — переводить.
Автор раскидывает тут и там загадки. Вбрасывает в неожиданные моменты разгадки. И разгадки эти в «Доме огней» вменяемые и адекватные. По крайней мере, те, что связаны с истинными причинами гибели мальчика и с личностью матери девочки-медиума. Интересный ход с первой главой.
Финал... а его нет. Автор обрывает повествование на середине — точно так же, как сделал это в предыдущей книге. Только гармонически подвязывает пару абзацев, чтобы произведение выглядело относительно цельным, и на этом всё. Про девушку из «Дома голосов» герой периодически вспоминает, автор даже вводит нового персонажа для этой линии. Но всё это приводит лишь к очередному сюжетному крючку в самом конце. Узнать что-то про сказочника из «Дома без воспоминаний» даже не надейтесь. Автор упомянет его один или два раза в контексте поплывшей репутации Пьетро, и на этом всё.
Снова вылезла мистика, мелькавшая на страницах «Дома голосов» и отсутствовавшая в «Доме без воспоминаний». Но — по-прежнему на птичьих правах. То ли есть, то ли нет. Я очень надеюсь, что автор даст Пьетро мощного щелбана и в финале цикла раскроет, что никакой мистики не было и в помине, всё — лишь домыслы и слабохарактерность внушаемого Пьетро. Радует, что гипноз снова вернулся в более-менее адекватные рамки. Автор по-прежнему затыкает гипнозом абсолютно все сюжетные дыры, но делает это без падения в фэнтези.
Складывается впечатление, что автор попросту не знает, как грамотно свести воедино начатые им линии. Линия первой книги повисает в воздухе и тянется к следующему тому. Линия сказочника из второй — то же самое. И теперь появляется третья линия.
Книга лучше предыдущих двух. Могу поставить ей восемь снежных шаров из десяти. Но очень хочется, чтобы автор, наконец, перестал лепить из опытного профессионала пятилетнего мальчика, боящегося монстров под шкафом.
Елена0208, 18 сентября 2024 г.
Все три книги серии нужно было основательно урезать и сделать одну, но полную.
«Открытые финалы» весьма выгодны для писателей, но для читателя (я говорю о себе) крайне раздражительны...
Пока автор добирался до логического завершения, я уже частично забыла, с чего, собственно, всё началось и что было в промежутке...
Столько персонажей, мест, обстоятельств, что путаницы не избежать!
Но... (вот ведь незадача) — снова финала нет. Лабиринт какой-то!
Довольно мутное чтиво, которое выдаётся за за «психологический детектив». В данном случае, он скорее психопатический (хорошо, что без кровавых сцен обошлось)