Юлий Даниэль «Говорит Москва»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Однажды жарким июльским днём, когда главный герой, москвич Анатолий Карцев, отдыхает с друзьями на даче, по радио передают новый Указ Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик: воскресенье 10 августа 1960 года объявляется Днём открытых убийств. В этот день «всем гражданам Советского Союза, достигшим шестнадцатилетнего возраста, предоставляется право свободного умерщвления любых других граждан...»
Входит в:
— антологию «Юмор и сатира послереволюционной России. Антология. В двух томах», 1983 г.
— антологию «Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля», 1990 г.
— сборник «Свободная охота», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Яна_Даниэль, 14 июня 2024 г.
Эту повесть я читала несколько раз и постоянно повышала балл за нее. Когда я впервые ее прочитала, я поставила 7. Сейчас, на момент написания рецензии, я ставлю 10. Почему так происходило? Почему мне хотелось вернуться к повторному прочтению?
Вообще повесть вызвала у меня неоднозначные чувства. С одной стороны, я понимаю, за что дали пять лет писателю, но с другой стороны, я все-таки не понимаю, почему наказание оказалось настолько суровым.
Во-первых, необходимо сказать, что неоднозначность моего впечатления вызвана контрастом между формой и содержанием. Что я имею в виду? Действие в повести происходит здесь и сейчас в реальном месте: СССР, Москва, Арбат и т.д. То есть повесть написана в реалистическом стиле. Герои общаются на нашем языке. В тексте упоминаются исторические личности (Усатый — Сталин, Вертинский, Лещенко). Действительно создается впечатление реальной действительности, и я бы не удивилась, если бы зарубежный читатель мог именно так воспринимать советскую действительность — как абсурдную, бессмысленную, со странными и чудовищными распоряжениями. Таким образом, я вижу как можно осмыслить это как клевету (это примерно то, в чем обвиняли автора — Статья 70. Антисоветская агитация и пропаганда).
Однако во-вторых, содержание повести удивительное. Проблемы, которые ставятся в повести, актуальны сейчас и будут актуальны всегда, если конечно человечество не перейдет на какой-то иной уровень мышления и осознанности. Итак, над какими вопросами и идеями я задумалась:
1. Доверие к человеку и людям, можем ли мы доверять ближнему своему? С точки зрения повести оказалось, что нет. И я с этим согласна. Несмотря на попытки со стороны государства стабилизировать общество и сделать его подконтрольным, я на самом деле могу доверять лишь крохотной группе близких людей.
2. Далее — конечно же ответственность за свои действия в отношении зла, творящегося на глазах. Если я могу помочь или предотвратить, должна ли я это делать? Всегда ли я это делаю? Не всегда, не всегда хватает душевных сил гнуть свою собственную нравственную линию.
3. Затем, можно ли так ненавидеть человека, что его убийство является решением проблемы и вызовет душевное успокоение? Герой так не считает, да и я тоже.
Итак, если не считать того факта, что Даниэль напечатал повесть заграницей в обход советской цензуры, что уже является серьезным нарушением и вызывает вопросы, я думаю, что его повесть не вызвала бы того государственного отторжения, если бы действие происходило в другом месте или в другое время. Эта повесть действительно очень глубокая и заставляет задуматься над нашим отношением ко всем и к каждому, но привязка к реальному государству с реальной идеологией и определенным отношением к искусству, делает повесть действительно похожей на злостное описание советской действительности. Я уверена, что только в этом ошибка автора, если конечно считать, что заключение — это трагедия жизни. Если считать заключение, как крайне необычный жизненный опыт, то повесть хороша в таком виде. Как говорится, из песни слов не выкинешь.
zchryk, 14 октября 2016 г.
Наверное, только после этой книги, мне стал до конца понятен мотив поступка Сальери, вернее я его прочувствовал. Талант в руках недостойного — страшная вещь, гораздо хуже, чем в руках дурака. Будучи запойным читателем, я наслаждался повестью, как сочным виноградом, как глотком холодного нарзана, как … как много чем. Отточенный слог, нетривиальный сюжет, действительно живые герои, быт и человеческие отношения, как в зеркале, без пафоса и картона. Книга должна была занять достойное место на книжной полке, гордо встав рядом с произведениями Довлатова, Набокова, Зощенко или Айтматова. Но, как известно, ложка дерьма превращает килограмм повидла в килограмм дерьма. Так немного смещенные акценты, капля гнили, грамм неправды, превратили прекрасное произведение в отвратительный пасквиль, причем превратили осознано. Особенно горько от того, автор действительно выдающаяся личность. Напоминаю, повесть написана 62 году, за тридцать лет до перестройки и с нею связанных событий, но что мы читаем?
— Армяне азербайджанцев?
— Ну да, в Нагорном Карабахе. Это же армянская область.
— А в Средней Азии как? Там тоже, небось, передрались?
— Не-ет, там междуусобия не было. Там все русских резали…
Автор знал, предвидел или надеялся на такой исход, мы уже не узнаем, но что его такое развитие событий радовало – это чувствуется. Не уверен, стоило ли его за эту повесть сажать, но вот разбить лицо и плюнуть в харю – обязательно.
Bob-101, 30 апреля 2016 г.
Был просто шокирован, когда набрал в поисковике сайта название произведения:
Юлий Даниэль «Говорит Москва» и не увидел ни одного отзыва об этой замечательной книге. Автора посадили в лагерь за это блестящее фантастическое произведение.
Бросили, упекли, заперли — за колючую проволоку, где нет свободы и прав меньше чем у домашних животных. Много лет назад, когда читал эту фантастику то у меня бежали мурашки по спине от тех чувств и мыслей писателя, которые испытывает человек в мире несвободы и произвола. Такая книга, прочтенная хоть 30 лет назад, не забудется никогда и умрет только вместе с человеком.
Книгу Даниэля с большой натяжкой можно назвать фантастической.
В произведении Даниеля бесподобно и подробно с помощью гротеска, передана духовная атмосфера, в которой оказалась страна с 1917 года основная суть, которой обманным и насильственным путем сулил народам России марксизм и ленинизм.
«Земля — крестьянам!», «Фабрики — рабочим!», «Мир — народам!», «Власть — Советам!»…. а вместо этого люди получили только одно право: прохождение этапов, умирать в промороженных бараках, есть машинное масло с солидолом и читать у костра Петрарку сходя с ума. Затем через десятки лет, привинтили мемориальные таблички на подъездах элитных домов, где жили, как правило, палачи и жертвы одновременно. Прочитали покаянные стихи а потом разбежавшись по кухням где не страшно говорить и приятно пить водку.
Другие для личного самоуспокоения и убаюкивания своих детей, как мол, такое могло случиться, составили списки палачей по национальному признаку, где еврейских фамилий был 101 процент. На том и успокоились, мирно разошлись, решив продолжать тот же путь. Главное это было признать, что «МЫ»- то хорошие, духовно — скрепные и праведные одновременно, а пострадали только из-за иноверцев. Ведь ясно было всем сказано вождем белолицых: Верной дорогой идете товарищи! И доверчиво снова двинулись — словно стайка, только что, вылупившихся крохотных гусят, теперь уже за другими портретами, но тем же знакомым путем устланным колючками. Анна Ахматова писала — Так не зря вместе бедовали, Даже без надежды раз вздохнуть, Присягнули – проголосовали. И спокойно продолжали путь.
А тех, кто нашу славную истории правдиво опишет как, например Варлам Шаламов или отщепенец Юлий Даниэль с Юрием Домбровским, мы их враз клеветниками обзовем и в лагеря подальше упрячем, а книги в библиотеках под нож пустим. Лагеря, правда, что не пионерские, а особые для тех, кто не любит и имеет против «Дня открытых убийств». Отправим туда, где Макар телят не пас..
Книгу Юлий Даниэля советую читать людям, которые знакомы с правдивой историей СССР и прочитали хотя бы труд М. Геллера, А. Некрича «Утопия у власти история советского союза с 1917 года до наших дней». Только недалекие и слепые люди могут называть Синявского и Даниэля клеветниками.
В своей книге «Архипелаг Гулаг» Александр Солженицын приводит цифру в 60 миллионов убиенных жителей СССР – это та непомерная цена, за которую была заплачена из-за объявления «Дня открытых убийств». Лозунг «Земля — крестьянам!» был полностью осуществим и реализован. 60 миллионов, из которых были крестьяне и рабочие, а также интеллигенция, остались лежать в промерзлых грунтовых землях Севера. Только за 50 лет СССР вдохновленными строителями СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО было написано 23 000 000 доносов друг на друга. После сказанного мне очень хочется, посмотреть в лицо человеку назвавшего Даниэля клеветником и злопыхателем.
Посмотрим, кто первый отведет взгляд?
+10 за сюжет и художественную форму.