Джон Диксон Карр «Дьявол в бархате»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера ) | Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века) | 20 век
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Перу знаменитого автора детективов принадлежат также романы, которые можно отнести к историко-детективному жанру. «Дьявол в бархате» — одно из самых крупных и известных произведений такого рода. В нем Дж.Д.Карр переносит своего героя профессора Фентона, заключившего договор с дьяволом, в Лондон 1675 года, где с профессором происходят самые невероятные приключения.
Входит в:
— антологию «Одураченный фортуной. Дьявол в бархате», 1993 г.
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 | |
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1990 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Британской ассоциации писателей детективов (CWA). (50 место) |
- /языки:
- русский (4), английский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- Ю.А. Никитина (2), В. Тирдатов (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NS 123, 7 апреля 2024 г.
Когда мы делали в ФЛ серию Дж Д Карра, долго совещались, как бы описать именно этот роман — тут тебе и мистика с дьяволом, и перемещение во времени (написано тогда, когда про всяких попаданцев еще и слыхом не слыхали), и расследование преступления, и политика с интригами, и шпаги, дуэли, и много чего еще. А персонажи какие! Прямо неистовые, страстные. Мне кажется, это лучший исторический детектив Карра, вместе с Ньюгейтской невестой.И вообще, одна из моих самых уважаемых книг, стоит на почетном месте в детективном шкафу) Читается прямо на одном дыхании,и сюжет вообще непредсказуемый. Очень захватывающая история, да)
k2007, 11 ноября 2021 г.
Английский профессор середины XX века и средних лет заключает договор с дьяволом и отправляется во вторую половину XVII века, во времена царствования веселого короля Карла II. Там он своим поведением удивляет своих слуг и знакомых, и пытается попутно разгадать загадку смерти женщины, которая должна умереть в течение ближайшего месяца.
В целом это странный роман — тут есть немножко истории, немножко приключений, немножко детектива и немножко противостояния дьяволу. Смысл романа только мне остался непонятен — разве что идея, что время — чрезвычайно упругая субстанция и одним отдельно взятым профессором, заброшенным в прошлое, ее с пути не свернешь?
Podebrad, 20 августа 2019 г.
Формально это исторический детектив. Жанр, любимый Джоном Диксоном Карром. Немолодой одинокий профессор-историк из XX века заключает сделку с дьяволом. Он хочет попасть в тело баронета из XVII века, чтобы разгадать мучающую его загадку и, может быть, что-то поменять в ходе событий. Но дело не только в этом. Профессору ещё и нравится его новая жизнь. Нравится чувствовать себя молодым, сильным, неуязвимым для врагов. Человеком, которому можно почти всё. Нравится. Хотя сам себе он не решится в этом признаться. А что касается расплаты по сделке — это мы ещё посмотрим. Современный человек может и дьявола кинуть. Так, по крайней мере, ему кажется.
В целом роман удался. И как приключенческий, и как исторический, и как детектив. Хотя детектив в заданных условиях не должен был получиться. Решение оказалось неожиданным и при этом логичным. Сюжет напряжённый. Читается очень легко. Есть эпизоды среднего качества, есть очень необычные. Сцена дуэли на Стрэнде даже немного отдаёт сюрреализмом.
В итоге профессор в теле баронета не достиг всего, на что надеялся, и даже умудрился влезть в неприятности. Английский аристократ эпохи Реставрации должен хорошо постараться, чтобы обеспечить себе неприятности с законом, но профессор таки сумел. И всё же авантюра удалась. Ум и жизненный опыт в сочетании с молодостью, силой, высоким положением и правом свободно заходить в любой дом вплоть до Уайтхолла сделали героя непобедимым. Но остался всё же один вопрос. Если душа профессора оказалась в теле баронета, то душа глуповатого аристократа XVII века должна бы вселиться в покинутое тело XX века и заняться решением профессорских проблем. Это тоже было бы интересно.
Пушок, 1 июня 2016 г.
Боже мой, как давно это было! Как неудержимо летит время (на божественной латыни эта фраза звучит ещё прекраснее, но увы, язык древних квиритов я учил очень давно и постольку поскольку... )!
Итак, много лет тому назад в одном ныне закрытом уже книжном магазинчике прикупил я томик с мягкой обложкой, на которой был изображён бодро скалящийся скелет в красных тонах. «дьявол в бархате» полюбился мне с первого же прочтения, а потом я даже стал при случае искать и читать другие произведения Д.Д.Карра. Его классические детективы, они такие, понимаете, такие очень английские, неспешные, но в них есть своя жемчужинка, есть и свой стержень. Но у Карра есть и ряд весьма любопытных романов, что являются по сути своей сплавом детектива, исторического романа и одного из подвидов романа фантастического — альтернативной истории.
и именно «Дьявола в бархате» (наряду с, пожалуй, романом «Пылай, огонь») я считаю вершиной и творческой удачей этого замечательного автора.
По сути, это обыкновенная (для современного любителя фантастики) история очередного, на первый взгляд, «попаданца» в прошлое. Но не всё так просто... Старый профессор, историк, ветеран войны, роялист возжелал невозможного — изменить ход истории. Если получится — то любимой им Англии, ну а если с глобальными изменениями не выгорит, чтож — надо попытаться смыть одно старое грязное и кровавое пятно совершенного некогда в его роду преступления... Такие вот программы максимум и минимум. Интересно, как бывший уже профессор осваивается в старом добром, но абсолютно но для него веке (да, сейчас всё было бы гораздо круче!). а потом повесть тихо и незаметно совершает некую алхимическую трансмутацию, становясь отличным сплавом детектива, исторической повести и романа «плаща и шпаги». появляется даже мелодраматическая нотка. И до чего же жаль что эта книга так относительно невелика по своему объёму!
Читаешь — и вспоминаешь романы великих — «Паверила Пика» Вальтера Скотта, «Двадцать лет спустя» Александра Дюма... В паре эпизодов даже Бушкова с Мартьяновым.
Хорошее и красивое вышло приключение. И хорошая игра. Игра с дьяволом, игра с историей, игра с судьбой...