Жюль Сюпервьель «Похититель детей»
Главный герой полковник Филемон Бигуа похищает детей, чтобы сделать их жизнь лучше и светлее. Он — нарушитель закона и при этом любящий, щедрый, великодушный отец, человек счастливый и одновременно страдающий, чудак, кажущийся то смешным, то трагичным.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Baleoft, 13 января 2025 г.
Сюпервьель – поэт, и остается поэтом в прозе. В «Похитителе», исполненном многочисленными лиричными фрагментами и эпизодами, сравнимыми с эстетикой верлибра, отчетливо проступает отпечаток поэтичности. Текст ёмкий, прозрачный, неперегруженный, двумя-тремя короткими предложениями Сюпервьель легко рисует законченные картины. «Похититель» немногословен, задумчив, не терпит спешки и дружит с медленным читателем, нередко подталкивая – подобно поэтическому сборнику – книгу отложить, углубиться в переживания, размышления, воспоминания (часто при чтении – особенно первой половины – ловил себя в собственных пределах, нежели книжных). Темы рассыпаны по всему пространству романа и по преимуществу скорее обозначены, чем проработаны, за исключением ведущей – протянутой пунктиром через весь текст.
«Похититель детей» – это о непреодолимой человеческой «добропорядочности», об абсолютной невозможности быть «преступником», то есть переступать положенную Законом черту. Если Закон предписывает главному герою быть одиноким, ничто этого не изменит, и его уловка – попытка окружить себя похищенными (формально или по сути брошенными) детьми – здесь не работает (нарушается лишь бумажный закон), это Закон, не подлежащий пересмотру, правкам или отмене, это Закон конституирующий. – «Я обречен на страшное одиночество. Я буду одиноким всегда, даже если украду всех до единого детей на свете», – ближе к окончанию подводит итог самому себе полковник. В конечном счете «Похититель» – это роман о человеческой несвободе и заточении в заранее положенных и расчерченных пределах; попытка спастись (и спасти) от одиночества и холода жизни, попытка, заведомо обреченная на неудачу.