Иэн Макьюэн «Невинный, или Особые отношения»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования | Спецслужбы
- Возраст читателя: Только для взрослых
Экранизации:
— «Невиновный» / «The Innocent» 1993, Великобритания, Германия, реж. Джон Шлезингер
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 12 августа 2020 г.
Бледноватый роман, в котором персонажи второго плана, которых и всего с пяток, решительно недопрописаны. Шпионско- детективно- политическая часть дана наметками. И без того небольшой роман можно было б ужать до повести, т.к. фактически ценность представляет лишь трюк с трупом. Часть с расчленением написана обстоятельно, достоверно и убедительно — вероятно, лучшие страницы в книге. В остальном роман неэмоционален, неувлекателен и вял. Есть совершенно адекватная экранизация с Хопкинсом и Росселлини, с теми же издержками и ( немногочисленными) достоинствами.
Hades, 20 августа 2015 г.
Не лучший роман Йена. «Суббота» понравилась больше. Слишком много, на мой взгляд, описаний всяких радиоприборов. Но хорошо описана психология. Макьюэн безжалостно правдив, когда дело доходит до описания человеческих отношений. Очень он чувствителен к этой теме.
Сюжет: англичанин-рохля Леонард Макнем работает в Берлине на американскую разведку. Помогает прокладывать кабель в подземном тоннеле, чтобы прослушивать сообщения советских войск в Восточном Берлине. Все его тюкают, критикуют, он застенчив и зажат. В ресторане с ним знакомится зачетная немка по имени Мария — очень немецкое имя, не правда ли? Она совращает нашего молодца, который невинен и физически, и нравственно — совершенно не разбирается в жизни. Леонард сразу начинает чувствовать себя крутым, у него немного едет крыша, и он решает поиграть с Марией в ролевую игру. Пытается типа как изнасиловать ее, аки настоящий самец. Она не выражает никаких признаков удовольствия, напротив, окатывает его презрением. Леонард ничтоже сумняшеся сбегает с ее квартиры, потом долго и униженно молит о прощении. Как говорится, не строй из себя мужика, если ты не мужик. Вообще в их отношениях Мария абсолютный лидер, лепит из так называемого любимого все, что хочет, он только делает то, что ей нужно. И прямо говорит, что с самого начала выбрала его, потому что девственника легко научить всему, что надо женщине. Если это и есть любовь — увольте.
Дальше. Мария прощает несостоявшегося альфа-самца, у них все зашибись. Помолвка. Когда гости расходятся, наши герои едут на квартиру к Марии, чтобы продолжить праздник в более интимной обстановке. Леонард уже в ней, и тут Мария замечает, что в шкафу кто-то есть. Это ее бывший муж, Отто, пьяница и драчун, который периодически ее избивал. Ситуация явно патовая, и тут оба влюбленных показывают свои истинные лица. Леонард шокирован тем, что Мария до него могла любить такого мужчину, он явно не знает, что делать. Мария начинает злиться и требует от Леонарда... хрен пойми чего, сделать хоть что-то. Причем сама уже давно решила, что именно, но не говорит прямо, а все в загадки играет — хочет, чтобы Леонард сам догадался. Отто вылезает из шкафа, бычит на женщину, ГГ оказывает робкое сопротивление. В драке убивает Отто какой-то херней, я так и не понял, чем — какой-то штукой для сапог, вроде колоды. Тут мы и узнаем, что за мысль пришла в светлую голову Марии — расчленить труп мужа и спрятать в камере хранения на вокзале. Следует самая отвратная в мировой литературе сцена неумелого расчленения трупа. Нет, право же, у этих чопорных британцев точно какой-то бес внутри сидит. Ничего себе романтика!
В общем, Леонард надеялся обрести счастье, а огреб проблем выше крыши. Ему приходится таскать через весь Берлин два ящика с кусками тела. В конце концов он прячет их в тоннеле, где работает. Вот-вот его расколят. Он сдает тоннель русским. Операция раскрыта. История пошла по другому пути только вот из-за этой безумной случайности.
Мария надеется на продолжение банкета. Леонард, естественно, думает по-другому. Он Марию больше видеть не может. Я так понял, Макьюэн считает его неправым. Да ну вас к черту! — скажу я.
Напоследок, анекдот.
В 70-е Макьюэн посещал в Штатах семинары Малькольма Брэдбери. Тот очень поддерживал молодого автора и никогда не критиковал.
Встречаются они в ресторане. Заказывают еду.
- Какие планы? — спрашивает Брэдбери.
Макьюэн: Да вот, думаю написать рассказ о том, как тринадцатилетний подросток насилует свою сестру.
Брэдбери (откусывая большой кусок пирога): Когда заканчиваешь?
vfvfhm, 4 июня 2013 г.
Один из характернейших романов Макьюэна. Идет себе такое неспешное повествование о первой любви, приправленное для остроты шпионско-параноидальными темками. А потом, через запятую, без всякого изменения тона все это сваливается в чернейшую чернуху с кровью, мясом и прочими отвратительными подробностями. За такие вот переходы мы и обожаем нашего Йена.
Кто хочет понять, его ли автор Макьюэн, рекомендую начать с этой книги. Лирика и жесточайшая жесть в одном неразделимом экстракте.
BECHOB, 3 июля 2011 г.
Многослойное произведение, тем и понравилось. Тут и историческая часть, основанная на реальных фактах, переплетенных с авторской фантазией. Тут и авантюрно-шпионский слой. Тут и толика чернухи-расчлененки. Тут и любовь, да какая! На наглядном примере показано, к чему может привести общение с бывшими. «Невинный» подталкивает задуматься: о роли случая в жизни, о прошлом — как одного человека, так и Прошлом вообще... Главные же достоинства произведения — легкий слог и удовольствие, получаемое в процессе чтения.