Харуки Мураками «История бедной тётушки»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Любое имя рано или поздно исчезнет. Иногда имя исчезает еще до смерти. Так и становятся «бедной тетушкой». В этом нет ни смысла, ни формы. Можно сказать, нечто вроде общего символа.
Входит в:
— сборник «Медленной шлюпкой в Китай», 1983 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
duke, 3 января 2019 г.
«О друг мой Аркадий... — об одном прошу тебя: не говори красиво» (с)
Второй рассказ сборника поразил метафорами и образами. Это его самое главное достоинство, имхо. Сюжет (или Идея, или Приём — не знаю как правильно обозвать) — вторичен, если не третичен. Такой себе кортасар-лайт... И одновременно с этим нельзя не отметить его оригинальности. Вот такой вот парадокс.
Но язык очень хорош:
«Пока мы искали слова, зависла долгая пауза. И сердца наши связывал лишь нежный звук вращения Земли».
«Шляпка покоилась на голове, словно маленький зверек».
»...уснуть мертвым сном, как вымокшая шпала».
Valera B., 15 января 2012 г.
Свои же мысли заводят нас в такой тупик, из которого невозможно выбраться...а тем более мысли депрессивные, отрицательного начала, не вызывающие конфликт, а просто гнетущие. При взгляде на такого человека как главный герой сам начинаешь задумываться о проблемах, а для тех кто привык их прятать очень глубоко в себя это неприятно и некомфортно. В этой атмосфере мыслей о потерянном люди вокруг тебя начинают натыкаться на свои собственные страхи и просто избегать встречи, всё именно как в рассказе. Ведь что-то за спиной у каждого проявляется как символизация настроения и образа мыслей... именно то, что сразу бросается в глаза при общении с человеком.
— Иногда я думаю: какие люди становятся бедными тетушками? — сказал я. — Они такие с рождения? Или бедно тетушковая ситуация на улице широко раскрывает пасть, как личинка муравьиного льва, и заглатывает прохожих, превращая их в бедных тетушек до мозга костей.
— Я думаю, это одно и то же.
— В смысле — одно и то же?
— В смысле, у бедных тетушек было их бедно тетушкинское детство — а может даже, и юность. А может, и не было ничего. Но это без разницы. Мир могут переполнять миллионы разных причин. Миллион причин для того, чтобы жить, миллион причин — чтобы умереть. Сколько будет стоить их горсть? Но тебе ведь нужны не они, верно?
«Сколько будет стоить их горсть?» — по-моему, самая глубокая мысль в рассказе, также и у автора нашлась причина написать каждое слово этого рассказа, и у каждого живущего находится субъективная причина на любое действие или мысль, но чего это стоит? Каждый сам решает как оценить, решает в меру жизненного опыта, факторов и привычек, трагично это или комично, как получается. На своём пути к счастью каждый выбирает что взять из предложенного, в какую чёрную шляпу опустить руку.
Девочка в поезде смогла вывести героя из этого депрессивного состояния своим трагизмом, заставила его задуматься, и этих мыслей оказалось достаточно. Тётушка ушла как камень с души, оставив после себя чувство преодолённого препятствия, одновременно безысходное и открывающее путь вперёд.
Возможно будущее и будет как мир с мирками каждого внутри себя, сотни тысяч «уксусных бутылок» с «бедными тётушками», но хорошо бы действительно нашёлся тот, кто напишет хоть одно стихотворение в таком мире, создаст что-нибудь прекрасное... по крайней мере хочется, чтобы было именно так. На этом и заканчивается рассказ, как завершение жизненного этапа или любого цикла, где в конце немного меняешь взгляд на жизнь и становишься счасливее и свободнее.
mors-vita, 27 февраля 2008 г.
Вот этот рассказ у меня ассоциируется с рассказом «Сжечь сарай». Только вот место сарая здесь бедная тетушка. Насколько человек зыбил на себя, что к нему она прикрепилась и стала частью его самого, притом более яркою чем он сам. Только с ней он стал особенным, хотя из-за нее с ним многие перестали общаться. Наверное, нет человека, который хотел бы стать бедной тетушкой, так почему мы ими становимся? Мне понравилась идея рассказа, она заставляет задуматься. В нашей литературе аналогичный герой это Акакий Акакиевич из «Шинели» Гоголя.