Ксавье де Монтепен «Белокурая чародейка»
«После шелеста платья на прекрасной женщине ничего не может быть приятнее шуршания, производимого в руках деньгами», — примерно так рассуждает один из героев настоящего романа. Ксавье де Монтепен в очередной раз демонстрирует свой излюбленный приём — любящая женщина под влиянием обстоятельств превращается в исчадие ада, беспощадную мстительницу, использующую для достижения целей любые средства, в том числе и собственное тело...
История «белокурой чародейки» Олимпии, решившей путем мщения обесчестить и обездолить семью близких маркиза Тимолеона. Стареющий вдовец-ловелас некогда совратил дочь куртизанки и не пожелал дать молодой женщине дворянский титул. Но не слишком ли жестокий план мщения созревает у «Мелюзины»? Время расставит всё по своим местам....
В 1875 г. издан под названием «Белокурая чародейка» в переводе А.Пиге. Москва. Типография А.В.Кудрявцевой. Софийская набережная д.Котельниковой № 2.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Konbook, 2 января 2025 г.
Месье де Монтепен и впрямь очень неровный писатель.
Да, все его произведения читаются легко и с интересом, но не каждое может претендовать на звание шедевра.
А «Белокурая чародейка», на мой взгляд, и вовсе, к сожалению, не самый лучший роман короля бульварной литературы.
Почему?
Казалось бы, что, когда вскроется главный секрет Олимпии, прозванной в народе Мелюзиной, когда ее дочь Габриэль, которую куртизанка ото всех скрывала много лет, узнает, кто её мать и чем она занималась/занимается, и как хорошо она жила все это время в полусвете, начнется самое интересное, автор отпустит пружину интриги, и как всегда сделает это мастерски, так, что читатель не захочет откладывать книгу.
Но Монтепен как следовало не обыграл кульминационный момент.
Дальше Олимпия принимается мстить маркизу Тимолеону де Брену, «бывшему» молодому человеку, охмурившему прелестную Габриэль. В ход пойдут обольстительные улыбки, томные взгляды и изящные изгибы тела, но…
Но из Мелюзины не получилось коварной злодейки. Она по природе своей совсем не ядовитая змея, которую бы хотелось раздавать каблуком. Олимпия не вызывала отрицательных эмоций. Да и можно ли её судить, когда с её дочерью так обошлись? Впрочем, снимать вину с самой белокурой чародейки неправильно. В том, что случилось с Габриэлью, виновата и Олимпия.
Понятное дело, что куртизанка добьется своего, но без излишних хитросплетений в сюжете и накала страстей. А в финале… Скажу лишь, что к таким финалам от месье де Монтепена я не привык.
Много я тут наговорил и как вроде не в пользу роман, но плюсы в книге есть.
Ни в одном другом произведении Монтепена (по крайней мере из тех, что я прочел) вы не встретите такого количества забавных, гротесковых, запоминающихся персонажей. Собственно, они и «вытянули» общий балл «Чародейки» (по этой причине я и поставил оценку 8). Начиная с маленького барона Горация Пивер де Пенс-Пресина и заканчивая Колином, обладателем грушеобразной головы, племянником мадам Валь-Кастель, с физиономией мопса. Не говоря уже о толстяке Шамуни; худом, бледном и слабом Робере де Сюржи, настолько слабом, что, казалось, он вот-вот испустит дух; крошке Бебе Патапуф (здесь есть милая отсылка к роману «Дочери акробата»), и острой на язык легкомысленной актрисе Каскадине (ох и давала же она жару де Пенс-Пресину).
Итог: 8 из 10. Монтепен может лучше. И все это знают.