Владислав Крапивин «Мокрые цветы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Любой
Сидя в гостях у Евгения Пинаева, автор начинает писать данный рассказ.
Вспоминает о лете, после завершения школы, с размышлениями «куда дальше». О своём первом знакомстве с произведениями Александра Грина. О дяде Боре, одном из самых близких людей. О знакомстве в Севастополе с земляком Евгением Пинаевым. О смерти мамы...
Первая публикация: как повесть «Мокрые цветы» в журнале «Урал», 1986, N 1.
Входит в:
— цикл «Мемуарный» цикл» > цикл «Шестая Бастионная»
— журнал «Урал, 1986, № 1», 1986 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 29 сентября 2022 г.
Наша жизнь есть продолжение детства. Честь, достоинство, смелость в основном в детстве и закладываются, а испытываются на прочность в течении всей жизни. Владислав Петрович Крапивин прекрасно осознавал важность данных истин и в своем творчестве передает это читателям. Крапивин очень тонко чувствует душу ребенка и главным образом потому, что сумел сохранить внутри себя все те детские переживания, которые обычно теряются в суете взрослой жизни. Этот рассказ представляет собой еще один экскурс в личные чувства писателя с сопутствующими им событиями. Как всегда автор делится с читателями чем-то с одной стороны сугубо интимным, а с другой стороны понятным многим. И мы воочию ощущаем липкий ужас высоты парашютной вышки, когда нужно сделать всего лишь один шаг в пустоту, совершая тем самым перелом внутри себя. Этот рецепт преодоления Крапивин предлагает тем, кто хочет избежать болезни черствости души, приносящей поклонение обыденности вместо веры в чудо.
Еще Владислав Петрович высказывает в рассказе замечательную вещь о способности видеть необычное в самом простом, разглядеть тайну в самой заурядной вещи. Писатель сохранил это пристрастие на всю свою жизнь и наверное оно является залогом литературного таланта Крапивина. Пусть «солидные» люди считают подобное несерьезным, именно такая склонность поддерживает внутри человека особую искру благородства и мечты. Эту искру разжигают своим внутренним наполнением замечательные книги Крапивина, ее же заставляет ярче гореть и данный трогательный рассказ. Воспоминания детства содержат в себе постулаты чести и непорочности, а подобные произведения помогают проявить в памяти ушедшие мечты и клятвы быть в своей взрослой жизни предельно чище и добрее, и в беде не бросить друга никогда.
ab46, 8 января 2017 г.
О давнем лете рассказывает здесь Крапивин. Необычное это лето, хотя почти в любой жизни случается. Лето, разделяющее две жизни – школьную и, так называемую, взрослую. Лето между детством и молодостью. Оглядываясь, думаем: какой прекрасный переход, какой ответственный период. И я через него проходил, не намного позже Крапивина, и не так далеко от него. Но заметно севернее, — добавлю, чтобы писатель не возгордился. Мой городок был куда меньше, и не было в нём парашютных вышек. А вот радости и страхи у меня и моих друзей, прощающихся с детством, были очень похожими. Их я хорошо помню, но, удивительным образом, забыл все подробности той летней жизни. Пусть теперь крапивинские воспоминания заполняют пустоты моей дырявой памяти.
Yazewa, 2 июля 2014 г.
Счастлив человек, который может вспоминать столько хорошего, случившегося в его жизни. Наверное, каждый читатель начинает перебирать свой жизненный багаж, близких и друзей...
Всё больше их становится, тех, к кому приходится нести такие вот цветы.
Oleg Zagudaev, 16 октября 2010 г.
«Этот рассказ я начинаю писать неожиданно для себя. Сейчас 9 мая 1984 года, около четырёх часов дня. За окном такое весеннее сверкание, такой солнечный праздник, что я говорю:
- Женя, дай листок и карандаш.
Хочется навсегда остановить и запомнить эти минуты.»
Так начинается рассказ «Мокрые цветы».
А «Женя», это Евгений Пинаев, у которого в тот момент автор находился в гостях, вместе с женой и младшим сыном.
Евгений Пинаев, под накатившее вдруг вдохновение, выстукивает на машинке окончание своего рассказа, в его друг, Владислав Крапивин, начинает вспоминать о былых временах.
О своём последнем лете, ещё не взрослой жизни, после всех экзаменов, когда он, 17-летний Славка, уже закончил школу и думает о своей дальнейшей судьбе. И его первое знакомство с Грином. И прыжок с парашютной вышки.
О двух уральцах — Евгении Пинаеве и Владиславе Крапивине -живших бок о бок, но познакомившихся в Севастополе, на паруснике «Крузенштерн» — «Потому что оба были «помешаны на парусах».
О том, как тем последним летом встречался с «дядей Борей» и понял, насколько ему дорог этот человек, нянчившийся с ним в детстве, когда матери 6-летнего Славки чуть было не поставили смертельный диагноз.
О маме, которая поправилась тогда, но которой не стало гораздо позже, когда её сын уже строил яхты с отрядом «Каравелла». О том, как «три знамени склонились над мамой — избитые походными и штормовыми ветрами флаги ребячьей флотилии»...
А «мокрые цветы» — это две охапки мокрой сирени, положенные на мамину могилу...
«Весна, мама... А снег — это так, случайность. На Урале бывает всякое...»