fantlab ru

Андрей Валентинов «Царь-Космос»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.26
Оценок:
176
Моя оценка:
-

подробнее

Царь-Космос

Роман, год; роман-эпопея «Око силы»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Время — не препятствие для тех, кто пытается изменить Историю...

Тихий, ничем не примечательный 1923 год. Новая экономическая политика, болезнь Вождя, ожидание неизбежных перемен. В Технической группе при одном из отделов ЦК оказались трое молодых людей демобилизованных из Красной армии. Работа поначалу не кажется сложной и опасной, и только письмо из Румянцевского музея заставило понять, чем действительно им придется заниматься. В эти же дни в секретной тюрьме ожидает расстрела бывший чекист, которому делают предложение, от которого нельзя отказаться. Начинается грандиозная схватка Красных Скорпионов, в которой не считают потери.

Привычный ход Истории изменен — товарищ Сталин вынужден подать в отставку. Перед Россией открывается иное Будущее...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 330

Активный словарный запас: высокий (3168 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Царь-Космос
2010 г.




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я твердо знаю, что мы у цели,

Что неизменны судеб законы,

Что якобинцы друг друга съели,

Как скорпионы.

Есть ограниченное число величайших мыслей, способных — будучи усвоенные всем человечеством разом, или, по крайней мере, подавляющим большинством оного человечества — в корне изменить судьбы оного человечества, избавив его от множества несчастий, ужасов и катастроф.

Увы, но грабли, на которые мы — мастодонтально в неизменности своей — наступаем, они — вечны. Именно потому, что эти мысли величайшие — имеют свойство Глобальной НЕусвояемости. Парадоксально, но — факт.

Вот такие книжки — это «плач Ярославны» по неизбывности коллективного маразма человечества. Некая мантра непонимания — удивления — прострации

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выдернутый из общей ткани цикла роман «Царь-Космос» выглядит слегка странным — кое-какие моменты в нём кажутся непонятными и никак не объяснёнными. Но может быть так и должно быть вообще, и эта недоговорённость, непроговорённость и полузагадочность просто задумана автором? Эх, Валентинов, так и провоцирует на методичное чтение всего цикла от начала к концу!

Альтернативная история, криптоистория, всякие параллельки исторические — это как раз то, с чем сталкивается читатель, открыв страницы книги. И если кому-то не по душе «романтика» двадцатых годов двадцатого же столетия, то наверное лучше и не читать, ибо тут вам и ЧК, тут и ЦК, а между ними ЧОН и ЧСК; тут мелькают имена и даже выступают в качестве персонажей фамилии Ульянов и клички Вождь, Сталин, Троцкий, Бухарин, Джержинский, Каменев и Троцкий — некоторые из них только упоминаются автором, но кое-кто буквально присутствует в ткани книжного бытия и вовсю действует, действует и действует...

Но зато здесь же мы сталкиваемся с Тайной и Будущим, с Шамбалой и упомянутым в названии романа Царь-Космосом; здесь и мадам Блаватская на слуху, и таинственная молодая красивая женщина с надгробной фотографии, и люди со сверхспособностями и всеми нами любимые ноутбуки тоже внезапно тут...

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уважаемые читатели!

Может ли стать качественным, увлекательным произведением десятый том эпопеи? Думаю, большинство из вас с готовностью даст отрицательный ответ на этот вопрос, даже не пытаясь выяснить, о чем, собственно, идет речь. Ведь многим уже изрядно приелись многотомные «опупеи», в которых бравые герои в очередной раз крошат в капусту все новых и новых врагов, а автор в погоне за гонораром продолжает выжимать все соки из заезженной уже темы.

Так вот, все вышесказанное не имеет никакого отношения к новому роману Андрея Валентинова.

Действительно, материал для эпопеи «Око силы» просто необъятен, и не менее необъятен простор для авторской фантазии. Ведь главный объект интереса автора – не судьбы отдельных персонажей, пусть даже и выдающихся исторических личностей, а история Советского Союза в целом.

История вообще похожа на айсберг. На всеобщее обозрение выставляются некие всем известные факты, но самое интересное надежно спрятано от взгляда непосвященных. И этот айсберг может десятилетиями неспешно плыть от одного учебника к другому, а затем резко перевернуться и на свет божий выплывают совершенно удивительные события, а то, что казалось очевидным, вдруг тонет в черной воде.

Отличный историк, Андрей Валентинов с нескрываемым удовольствием резвится в этой мутной воде, удивляя читателя необычными фактами нашего прошлого и пытаясь показать те скрытые пружины, которые, возможно, и определили важные события нашей истории. Ну а в качестве не менее опытного фантаста, автор смело подбрасывает самые невероятные гипотезы и предположения. В результате мир эпопеи «Око силы» хоть и похож на нашу реальность как две капли воды, все же отличается некими нюансами, порой мелкими, а порой крайне существенными. По сути, вся эпопея — один огромный полигон для криптоисторика Валентинова, который пытается направить локомотив отечественной истории ХХ века на другой путь.

Действие романа «Царь-Космос» происходит в 1923 году, в момент, когда отечественная история в очередной раз оказалась на перепутье. Сумеет ли незаметный генеральный секретарь подмять под себя партию или страна окажется в других руках? И не окажутся ли эти руки когтями Льва Революции?

Вершить судьбу Отечества придется скромным сотрудникам Техгруппы Научпромотдела. Именно там судьба сводит героев романа. Виктор Вырыпаев — бывший батальонный командир Красной Армии. Семен Тулак — белогвардейский поручик, скрывающийся под чужим именем. А командир эскадрона Ольга Зотова и вовсе шагнула в роман Валентинова со страниц повести Алексея Толстого. Каждого из них мясорубка страшной Гражданской войны пожевала, но пока выплюнула. Искалеченные физически, но стойкие духом, герои романа рассчитывают найти спокойное убежище, однако неожиданно для самих себя оказываются в самой гуще странных событий. Задача Техгруппы очень непроста. Среди множества дел о странных, загадочных, непонятных явлениях, надо отыскать те, которые могут представлять интерес для партийного руководства и лично товарища Сталина. А в этих делах чего только нет. И странный донос истопника музея Изящных искусств, и непонятный гелиотерапевтический санаторий, и даже дерзкая попытка профессора Иванова скрещивать людей с обезьянами. Выясняется, что некоторые сведения, попавшие в руки работников Техгруппы, могут сыграть решающую роль в разворачивающейся борьбе партийных лидеров.

Еще один герой «Царя-Космоса» – Леонид Пантелкин, более известный как Ленька Пантелеев. Бывший чекист, подавшийся в налетчики и ставший королем преступного мира по кличке Фартовый, предстанет перед читателями в новом качестве, а его поступки получат достаточно неожиданное, но вполне логичное объяснение. Несмотря на официальное сообщение о его гибели, Леонид все еще жив, но каждую секунду балансирует над пропастью. Только обладание очень ценной информацией спасает его. Но сможет ли он променять память о друге на еще один шанс выжить?

Нельзя не признать, что персонажи Валентинова заметно изменились по сравнению с более ранними романами эпопеи. Если в первой трилогии противостояние красного комиссара Косухина и белого офицера Арцеулова выглядит почти карикатурно, то у Тулака, Вырыпаева, Зотовой в характерах и даже в мировоззрении общего неожиданно оказывается больше, чем различий, а настоящая дружба становится важнее политических убеждений.

Очень необычны и трактовки образов реальных исторических личностей, которые появятся на страницах романа. Даже товарищ Сталин показан с весьма неожиданной стороны. А уж как удивил меня доктор Ульянов! Очень яркими и характерными получились и образы знаменитого авантюриста Якова Блюмкина и «валькирии революции» Ларисы Рейснер.

Любителей остросюжетных приключенческих историй Валентинов в очередной раз порадует. Фантазия автора приводит героев в старинных храм языческих богов и в заброшенные московские подземелья. В романе вдоволь запутанных многоходовых интриг, хватает погонь, перестрелок, а уж битва дирижаблей и вовсе впечатляет.

Будут в романе упомянуты и любимые автором дхары, и странные бойцы товарища Волкова, и загадочный тибетский монастырь Шекар-Гомп, и объект Челкель, и еще множество различных тайн и загадок, хорошо знакомых читателям, одолевшим предыдущие девять романов эпопеи.

Но не только запутанными интригами и хитроумными загадками хорош этот роман. Есть в нем эпизоды, которые цепляют читателя, заставляют сопереживать героям, задумываться над тем, как ты сам поступил бы на их месте.

Поднимает автор и непростую проблему жизни человека в эпоху смены ценностей и ориентиров. Что принесет человечеству шаг в неизведанное: удивительные успехи или страшные бедствия? Станет ли замена старого новым жизненной катастрофой или глотком свежего воздуха? Радует, что Валентинов отказался от однозначного ответа на этот вопрос, предоставив своим читателям возможность самостоятельного выбора. Заодно намекну, что именно с этим вопросом и связана загадка столь необычного названия романа.

Написан роман в привычном для Валентинова стиле. Развитие сюжета перемежается ретроспективными вставками. Воспоминания героев не всегда играют ключевую роль в событиях, но помогают понять характеры персонажей, раскрывают их внутренний мир. Еще одна особенность, видимо, перенятая Валентиновым у Олди – обилие песенных и стихотворных вставок. Порой они производят очень сильное впечатление, как например, необычная колыбельная, найденная автором на просторах интернета. Местами же из-за обилия песен роман начинает напоминать индийские фильмы. Впрочем, впечатление от произведения песни не портят.

Запоминается концовка романа. Автор ухитрился одновременно и закончить ряд сюжетных линий, и изящно закольцевать сюжет, и оставить достаточно простора для дальнейшего его развития. Тайны и загадки двадцатого века воистину неисчерпаемы, а значит, читателям можно начинать ждать продолжения «Ока силы», одной из самых масштабных эпопей в отечественной фантастике.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я гимназистка седьмого класса, пью самогонку я вместо кваса...»

Эти ностальгические строчки, пожалуй самый яркий образ романа :) Вообще весь роман пронизан ностальгическими песнями и стихами, реальными и стилизованными. Они, признаться, лучше самого романа.

Безусловно положительный момент — Влантинов и сам понял, что старое «Око» завело его в тупик, сменил стиль и идею. Мистика похерена. Из околохристианской софистики появляется лишь загадочный пещерник «царь-космос», в виде иконки талисмана.

На мой вкус крайне слабым вышло начало романа, занимающее, фактически, две трети текста. Валентинов создаёт площадку и участников будущей интриги крайне затянуто, громозко, создаёт массу ненужных сущностей. Лёнька Пантелеев, Нестор Махно, Яков Блюмкин, «обезьяний эксперимент» и прочие евгенические идеи большевиков. Все эти легенды и реальности истории России 20-х годов чудовищно перепутаны и перетасованы, сильно затрудняют понимание сюжета и логики событий. Признаться, чуть не бросил роман посередине, но устыдился. Дочитывал до конца и более пустые вещи...

Из положительных черт романа — прекрасное конструирование персонажей, их образов и судеб. Очень хорошо показана безнадёжность идей прогрессорства. Атмосфера чекистко-НКВДешного скорпионьего гнезда вышла не плохо. Впрочем, по этим временам автор уже проходился в прежних романах цикла.

От морали романа тянет пессимизмом и безнадёгой. Герои частично выжили, частично истреблены, однако прежней линии победы добра над злом уже не видно.

Сталин уволен, Троцкий, пугало номер два — обезврежен. Главный демон пришёл к власти в виде выздоровевшего Ленина. Что же дальше? Не окажется ли Россия буквально через 20 лет, аграрной слабой страной, без промышленной революции лицом к лицу с фашистской Германией, про которую прогрессоры как-то забыли? Поймём из продолжения, я надеюсь.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оговорюсь: «око Силы» я не читал, многого не знаю, но творчество Валентинова уважаю. Рискнув взяться за последнюю трилогию этого цикла, я полагался на мнение лаборантов, которые утверждали, что её можно читать отдельно. Ежели они не правы, то пусть это останется на их совести. А что «Царь-Космос»?

В целом произведение произвело на меня вполне положительное впечатление. Валентинову отнюдь не отказывает его фирменный специфический стиль — не лишённый некоторых ляпов, он остаётся одним из самых индивидуальных в российской фантастике. Когда листаешь страницы, создаётся даже некоторый «эффект погружения», настолько здорово построены обороты языка. И тем более — есть пространство для фантазии.

1923. Товарищ Ленин засел в Горках, откуда уже не вернётся. Страна восстанавливается после девяти лет бесконечных воин со всеми подряд, люди пытаются привести свою жизнь в порядок. А между тем вожди нового строя отнюдь не забывают о том, что в мире есть силы, им не подконтрольные, и что с ними нужно срочно разобраться. И так в недрах зарождающегося аппарата, под руководством нового Генсека, возникает Техгруппа.

Всё-таки Валентинов умеет писать персонажей, пусть даже они иногда и однообразны. Вырыпаев и Тулак не слишком выделяются — хотя, без сомнения, играют важную роль. Куда как неповторимее вышла Ольга Зотова, бывшая едва ли не красным командиром эскадрона. А уж исторические персонажи, которых любит включать в свои романы Валентинов... Один из главных героев — Лёнька Пантелеев-Фартовый, один из любимых персонажей блатного фольклора, бывший чекист, хотя его образ мне показался излишне отретушированным. Лариса Рейснер, Яков Блюмкин, товарищ Ульянов — не тот, другой. Особенно меня поразил изображённый в романе Сталин — ещё относительно молодой, ироничный, умный и циничный человек. Можно, конечно, поставить в упрёк Валентинову то, что Коба у него вышел слишком болтливым, но это не важно — такого Сталина нет ни у кого.

...Всё-таки у меня есть впечатление, будто я читаю комикс. Есть такое. Яркие типажи, эффектные вставки-флэшбеки, красивые ходы (появление дирижабля над Крестами). Зачем советское руководство так интересуется буддийскими монастырями Востока? Отчего проводятся под санкцией СНК загадочные эксперименты? Для каких целей Лёнька Фартовый совершал свои налёты? Валентинов порядочно нагнал мути, в которой нужно разбираться и разбираться, но она же создаёт впечатление какое-то мистическое, едва ли не сказочное. Когда явился «гость из будущего» Ким Петрович, и призвал Сталина подать в отставку, стало ясно, что перед нами то ли фэнтези-роман в антураже межвоенных лет, то ли откровенная мистика, то ли альтернативная история. Неясно.

И наконец — кто такой Агасфер? Кто есть такие дхары? Что за постоянные упоминания «краснооармейских зомби»? Видимо, нужно было всё-таки прочитать первые части «Ока». Но даже при всё мутности фабулы, можно поставить Валентинову заслуженную четвёрку — всё-таки очень немногие писатели смогут создать подобное яркое и самобытное творение. Посмотрим, что можно ожидать от продолжения.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как то постепенно цикл скатился к графоманству.

И если третья трилогия еще как то воспринималась в развитии сюжетной линии, то первое произведение 4-й трилогии уже кажется топтанием на месте. Ничего нового нет, возвращение к старым истокам и приемам. Скучно и предсказуемо. Хотя надо отдать должное автору, главные герои данного произведения удались и желание прочитать следующую книгу все таки есть. Значит не все так плохо, как воспринимается при чтении «Царь-космос» :)

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На Литфоруме когда-то был разговор о том, что разные книги Валентинова суть «кирпичики», из которых складывается одна Метакнига. (К примеру: дхарские романы — явно фрагменты одного полотнища, и чуть ли не претендуют на то, чтобы их объединить под некоей общей «шапкой».

Самаэль из «Ангела Спартака» присутствует в «Рубеже»... и пр.).

Так вот: «Око силы» и «Царь-Космос», конечно, вещи разные. Не стоит верить официальным заявлениям, что-де это «десятая книга цикла» — она и вышла-то не в той серии, и по сути со старыми романами не связана (герои появляются, но — не самые важные). Короче, разные произведения. Но оба они в Метацикл входят.

(Примерно как «Герой» Олди проторил дорогу «Одиссея» -- так же и «Око»... э-э-э... «вошло в подпитку» Ц-К. Или как «Хоббит» по сравнению с ВК, пардон за кощунство...

Вот и кажется мне в последнее время, что именно в таком качестве его («Око») только и надо воспринимать.:shuffle: Это не полноправный цикл, а -- всего лишь зондирование почвы для того, что пишется А. В. сейчас...:shuffle:

В этом смысле он интересен (для меня, по крайней мере). Как имеющий историческое значение; как первые попытки «нащупать тему». А вот неискушенным знатокам, ИМХО, надо «перепрыгивать» через все «Око» прямо к Ц-К (вернее, к будущей трилогии). Более зрелой и глубокой. И только потом — читать то, с чего же все, собственно говоря, началось...

История борьбы с Агасфером оборвалась в конце 90-х. Писать о (еще не наступивших тогда) 2000-х было, разумеется, нельзя. Но «Царь-Космос» — это ведь (не удивляйтесь) и о нашем времени книга тоже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ким Петрович — «гость из будущего», «стальной чемоданчик» в спецгруппе... Вполне современный суд над сталинизмом, свершаемый устами... самого же Сталина.

Что же касается прежних персонажей — они ушли на задний план. И недаром. Вырыпаев, Гадюка, Пантелкин — все они значительно более интересные и живые ребята, чем «герои прошлых времен». Чувствуется дух «Капитана Филибера»; более либеральное (ФИ-либеральное:shuffle:) отношение и к белым, «которые все ж не ангелы», и красным, «которые все ж не черти». Образ Виктора подытоживает всю эту косухиновско-арцеуловскую многословную тягомотину; так же точно, как образ Пантелкина «вбирает в себя» всю псевдо-детективную линию из второй трилогии (Пустельга-Ахилло-Карабаев).

...Вы спросите, где же ответ на главный вопрос: чем закончился эксперимент Агасфера?.. Думаю, каждый решит это для себя сам; по мнению А. В., как я понял, ответ надо искать не в книге, а в жизни.

Об остальном говорить не буду; прочитаете — узнаете.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

С большим интересом ждал эту книгу. По итогам — откровенно разочарован. Книга ничего нового в цикл не вносит, в основном преобладают антисоветские стенания да рассуждения о чае с мятой. Вообще непонятно,для чего она была написана.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно оценить книгу, пока не дописанна вся трилогия. Предыдущие оценивал по трилогиям, будем ждать когда автор допишет.

По самой книге — дикая ошибка автора в последней трети книги поменявшего биографии людей. Семен Тулак — сначала имеет одну биографию, а в конце меняется ее с Виктором Вырыпаевым.

Т.е. автор просто перепутал своих персонажей к концу книги, очень обидный минус.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поскольку все предыдущее было трилогиями, то и эту книгу оценивать надо будет не раньше, чем появятся следующие две книги. А пока дан зачин, толчок, хотя две трети главных героев померло не своей смертью. Надеюсь, неразбериха с биографиями главных героев в следующих книгах объяснится. В общем доживем — увидим, в смысле почитаем.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это в первую очередь книга об обычных людях, которые попадают в жернова борьбы группировок. Группа коммунистов, вторая группа коммунистов, пришельцы из будущего — а между ними трое молодых людей, искалеченных войной — Техническая группа. Поскольку люди в Техгруппу подобрались настоящие, и сидеть как мышь под веником не стали, ничем хорошим эта история для них не кончилась. А в масштабах страны — пустяк. Мебель в кабинете Техгруппы осталась, пишущая машинка осталась, даже чайник остался. Осталось только новых людей набрать — после войны инвалидов много.

С окончательной оценкой надо подождать до завершения трилогии, конечно, но уже по первой книге видно, что читать ее стоит

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«однозначно слабее первой и второй трилогии. Приемы вроде те же, и ссылки на личности а ля Агасфер, Соломатин, Лунин, Кедров, Тернем греют знатока цикла — но не то. Как бы так — масштаб маловат, хотя к концу раскрывается «замануха» — не буду спойлить. В целом, прочитать можно, но и чтение не добавит ничего существенного. Фактически — отвлетвление от основного сериала — с намеком что и сейчас 2010 Агасфер при делах. В целом за надежду — 8, само исполнение — 7.» — первое впечатление в 2010 году

Перечитал через два года полностью четвертую трилогию — впечатления совершенно другие, чем были в 2010. Читал медленнее и отмечал детали, которые при быстром чтении пропускались. Текст хорош, слог очень приятный, погружаешься в атмосферу 20-х в антураже, и борьбы за власть — это актуально и сейчас и в прошлом, и даже не на уровне государства, а в любой корпоративной структуры. И неважно, что трюки провернул Агасфер — такие трюки творятся и без всяких потусторонних вещей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
притвориться самым слабым и никому не мешающим, выбить все сильные фигуры и тихо прибрать все к рукам. И традиционное «не верь, не бойся не проси».

До самого конца путал а кто Вырыпаев, а кто Тулак — кто краском, а кто белый, хотя уже знал секрет.

Любимые песни героев «про кукушку» или «ваньки каина» — помню, как будто сам пел, как и молитвы в тексте. А строчки « я твердо знаю что мы у цели...» как путевая нить всей трилогии.

В итоге: полноценная трилогия, даже в чем-то более зрелая чем предыдущие из Ока Силы. Много аллюзий с Филибером

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх