Джон Харвуд «Сеанс»
- Жанры/поджанры: Мистика | Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Поместье «Раксфорд-Холл» прославилось своими мистическими исчезновениями, преступлениями и просто невероятными историями, о нем ходило и ходит столько сплетен, что не оставалось никаких сомений, что когда-нибудь найдутся люди, которые заинтересуются мрачным домом, и попробуют разгадать его загадки.
Награды и премии:
лауреат |
Ауреалис / Aurealis Award, 2008 // Роман ужасов |
Номинации на премии:
номинант |
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2008 | |
номинант |
Портал, 2010 // Переводная книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 29 февраля 2024 г.
Эта книга была выбрана как представитель жанра «готический роман». Иными словами, роман, содержащий в себе мистику, мрачность, родовое проклятье, нечистую силу и прочие атрибуты, нагоняющие страх, а также старинное поместье и таящийся за его стенами ужас. Плюс (литературные справочники полагают) должна быть девушка (обычно в беде), помогающая читателю этот ужас испытывать.
С этой точки зрения «Тайна замка Роксфорд-холл» — абсолютно идеально вписывается в означенные каноны.
Смотрите сами.
1) Девушка в беде.
У нас есть милая девушка Констанс, которая сначала переживает несколько трагических эпизодов и галлюцинаций, сталкивается с рядом полумистических событий, а затем получает в наследство таинственный замок, вокруг которого бродят жуткие слухи. И если вначале она скромная и застенчивая мышка, то к финалу превращается во вполне уверенную в себе леди, знающую, чего она хочет (вот что делает с человеком вовремя полученное наследство!). От ее имени идет рассказ в первой и шестой главах.
2) Таинственная атмосфера.
Замок Роксфорд-холл – это мрачное и холодное место, где все постоянно мерзнут. Там регулярно происходят странные исчезновения, в небе периодически сверкают жуткие молнии, по парку бродит признак монаха, сулящий смерть увидевшему его, в мерзлой галерее замка стоят странные доспехи, к которым подсоединен громоотвод, а в камине — саркофаг.
3) Дневники, проливающие свет на происходящее
Книга фактически построена в форме набора мемуаров нескольких персонажей, каждый из которых рассказывает свою историю. Все они так или иначе объединены вокруг загадочных явлений и упомянутого выше замка.
В какой-то момент у меня создалось впечатление, что автор специально аккуратно укладывает в свой текст кирпичики штампов, стараясь ни одного не пропустить. И эта нарочитая старательность вроде бы ничем не плоха, кроме того, что в романе совершенно нет жизни. Ну, кроме разве что самой первой части. Но та явно перегружена эпизодами спиритизма/месмеризма и намеками, которые в конце-концов повисают в воздухе. В остальном — это такой домик из конструктора с пластмассовыми человечками.
Несмотря на то, что в этой книге вроде бы созданы все условия для ощущения правильной атмосферы и прячущейся в стенах замка загадки, мне так и не удалось в достаточной мере ей увлечься. Слушая ее, я постоянно отвлекалась, читая – засыпала.
И еще, странное дело. Несмотря на неторопливость повествования и тщательность прорисовки деталей, у меня на протяжении всего романа перед глазами упорно стоял эпизод из Джейн Эйр, когда она живет в доме у пастора и его сестер. Почему-то для меня весь «Замок» уместился в эту картинку, и никакие силы не могли из нее вытащить.
Резюме. Мне было скучно, но это не значит, что книга плоха. Она идеальный представитель жанра, просто мы с ней как-то не совпали. Такое бывает. Может лет 20 назад я прочитала бы ее с удовольствием, а сейчас воспринимала как сценарий, настолько банальный, что даже критические замечания к нему делать лень.
prouste, 31 января 2020 г.
Добросовестная работа на ниве викторианской словесности. Формально даже и детектив, но честный Харрис сложил в котомку все приемы и трафареты: тайна рождения, злодеус Злей, брошенный ветхий замок с проклятием, спиритизм, смена рассказчиков. Собственно за счет смены рассказчиков эффект некоторого интереса к интриге сохраняется, а так персонажи вялые, хороших диалогов нет. Кирпичик в огромный массив такого рода литературы. При всей старательности Харвуда и читабельности книги совершенно не могу назвать хоть что-тто, изюминку, в которой он превосходит обращения к жанру Файбера, Уотерс, Приста и иных, имя которым легион. Прочитал-забыл.
Календула, 3 января 2014 г.
Любите ли вы готическую прозу так, как ее люблю я? Таинственные старинные поместья с приведениями, готическая атмосфера, жуткие семейные тайны, заброшенные склепы на заросшем травой кладбище, зловещие раскаты грома и скрывающаяся за рваными облаками луна, отбрасывающая призрачный серебристый свет на безлюдную местность, завывания ветра в каминной трубе и таинственные скрипы в доме, странные тени и шорохи, трепетные и впечатлительные герои — все это нашло свое воплощение в романе «Тайна замка Роксфорд-Холл».
Форма подачи сюжета — в виде заметок, дневниковых записей — интересна. Каждому из персонажей этой истории присущ свой стиль изложения, хоть в целом и чувствуется рука писателя. Экспозиция романа затянута: каждый герой рассказывает свою предысторию, довольно долгую. Читатель постоянно ждет, что вот-вот завеса тайны приоткроется, и начнут происходить необъяснимые вещи. Но время идет, повествование мерно катит волны сои, а действие стоит на месте, лишь обрастая слоями, как кочан капусты. Все эти описания, новые штрихи к истории Роксфорд-Холла добавляют ему новые черты, позволяют взглянуть на него с разных точек зрения. Но динамики в сюжете не хватает, хотя, что парадоксально, напряжение, то бишь читательское ожидание здесь есть.
Элемент мистики присутствует здесь постольку-поскольку. Он есть, но выглядит блекло, посредственно, а разгадка семейной тайны так и вовсе лишена какой бы то ни было мистики и оказалась вполне бытовой. Многое в сюжете остается непонятным или мало объяснено: например, зачем Магнус Роксфорд женился на Нелл. Да, он виртуозно вплел ее в сеть своих интриг, причем явно экспромтом, хотя замыслил он это давно. И всё получилось гораздо лучше, чем планировал. У него по истине есть талант создавать детективную интригу, заметать следы и обставлять дело так, что комар носа не подточит. Паутина, которую он сплел вокруг жены, не имеет изъянов. Как бы дело не обернулось, исход его так или иначе был бы неблагоприятным для Нелл. Что ж, она выбрала не того человека, и жизнь ее едва не обернулась трагедией. ее выручил ее ум, смекалка и толика удачи.
«Тайна Роксфорд-Холла» — это переплетение судеб, историй. Все они завязаны в один клубок, волей судьбы или случая собранные воедино. Несколько людей, прямо или косвенно связанные с домом, оказались в тянуты в круговерть таинственных событий. Таинственность эту породили в первую очередь эксцентричность представителей семьи и слухи, ползущие по городу, слухи об увлечении мистикий, мейсмеризмом и спиритизмом. Есть в этом романе и некая научная или, скорее, псевдонаучная подоплека: мейсмеризм — о нем я впервые услышала. Это довольно интересная теория, но не буду приводить ее здесь, ибо это уведет нас далеко от сути. Скажу лишь, что в романе этому уделяется большое внимание, если не сказать, что на этой идее роман и построен. Это интересная флософия, очень многие увлекались ей. Автор не дает своей оценки мейсмеризму, он словно бы препариует эту идею, рассматривает под разными углами, сквозь призму каждого из героев, чьи дневники мы читаем. На мой вкус, не хватило дневника самого главного персонажа всей этой истории — Магнуса Роксфорда. Его взгляд на произошедшие события и на мейсмеризм был бы довольно любопытным для прочтения. Очень бы хотелось увидеть эту историю его глазами.
Основные персонажи получились по-настоящему живыми, колоритными, у них четко прослеживаются характеры, они наделены индивидуальностью. А вот действие медлительное, динамики мало. возможно, это объясняется подачей материала — через воспоминания очевидцев тех событий, сдобренные рассуждениями Констанс, читающей их. Это как будто дневник в дневнике: мы читаем дневник Констанс, в котором она описывает, как читала дневники свидетелей той давней истории. Последняя часть, где происходит развязка, местами весьма комична: чего стоит только зарождающаяся любовная линия между Констанс и Ризом. Они так милы в своей непосредственности. Да и эксцентричный дядюшка Констанс добавляет смешинки своими эскападами.
В целом роман интересный. Интересный с точки зрения языка, писательской манеры, описательности и изобразительности, с точки зрения типологии персонажей и их взаимодействия. Это в большей степени психологический роман, нежели мистический или готичный. Мистика здесь призвана для того, чтобы подчеркнуть тот или иной характер, чтобы с ее помощью обыграть, показать мировоззрение персонажей. И она очень в этом помогает.
Прочесть посоветую любителям ненапряженных классических детективов и психологической прозы.
kehoe, 1 мая 2016 г.
Наконец! Свершилось маленькое читательское чудо, и я закончила мучить и себя, и этот несчастный кусок целлюлозы, что продолжалось месяца три. Сразу оговорюсь: никаких ужасов для пресыщенного современного читателя вы здесь не найдёте, скорее щедро присыпанную рациональностью мистику.
Каюсь, когда я взялась за книгу, я была нафарширована предвзятостью по самую макушку, ибо она изрядно напомнила мне любимую мной «Тринадцатую сказку» своей старомодностью (и слог, и события колеблются между 18 и 19 веком). Итак, первый плюс книги — атмосферность.
Однако и последний, на мой взгляд. Повествование тянется, как резинка от хм.. В общем, резинка. Долго-нудно-непонятно: непонятно, зачем пихать все самые интересные события книги только в конец. У меня создалось впечатление, что автор быстро написал завязку и развязку, а нить сюжета между ними без аппетита жевал до последнего, только бы добрать нужное количество символов. Много ненужных ответвлений, которые там вообще не особо нужны и ничем ни сюжету, ни раскрытию характера героев не полезны.
Едва заставила себя дочитать и воистину считаю это книгочервячьим подвигом.
Nushechka1992, 1 июля 2017 г.
Еле дочитала. Дочитывала из-за упрямства и надежды на «вау»-концовку.
Начиналось все очень даже интересно, этакая семейная сага XIXв. На сироту с непростой судьбой вдруг, откуда не возьмись, сваливается наследство – старое, непригодное к жизни, с огромными долгами поместье. Без тайн и мистификации, загадочных смертей и научных экспериментов тут не обошлось. Но как же все скучно и тяжело оказалось описанным. Справедливо будет заметить, что монетами автору удалось нагнать жути! Вряд ли вернусь к творчеству автора.
KatrinBelous, 16 января 2016 г.
Время действия: 1867-1889
Место действия: Англия, Олдебург, Роксфорд-Холл
Сюжет: Переживая тяжелые семейные неурядицы, мисс Констанс Лэнгтон неожиданно становится наследницей старинного поместья Роксфорд-Холл, имеющего дурную славу. Уже на протяжении нескольких десятилетий в этом доме, стоящем в глубине Монашьего леса, таинственно исчезают владельцы. Но в руки Констанс, кроме завещания, попадают и дневники людей, ставших свидетелями трагических событий. Девушка решает отправиться в Роксфорд-Холл, чтобы пролить свет на собственное происхождение и разгадать Роксфордскую тайну.
Впечатления: Начну с того, что это скорее не готический роман, а готический детектив, еще раз подтверждающий, что «бояться следует живых, а не мертвых». Любители привидений будут разочарованы, но мистика в истории все равно присутствует. Ждет читателя и скрип половиц в полночь, шаги в давно закрытых комнатах, призрак монаха в часовне у леса и разрушающийся замок, окутанный зловещим лунным светом...
«Тайну замка Роксфорд-Холл» можно условно разделить на три части. Первая часть книги, в которой рассказывается о мисс Констанс Лэнгтон, наполнена безысходностью и отчаянием. Ими просто веет от страниц дневника девушки, и признаться я чуть сама вместе с главной героиней не погрузилась в полнейшую дипрессию. Все эти спиритические сеансы, горе людей, потерявших своих близких, ненормальные отношения в семье главной героини, безразличие друг к другу... ужасно гнетущая атмосфера для начала романа!
Вторая часть, начинающаяся получением Констанс наследства и встречей с мистером Монтегю, передающем ей дневники, повествует о событиях 20-летней давности, происходящих или так или иначе связанных с Роксфорд-Холлом. Поместье, построенное для счастья, стало прибежищем горя. Все началось со смерти маленького мальчика, погибшего в грозу. И с тех пор, когда Монаший лес накрывала гроза, исчезал очередной владелец поместья. Виноват ли в этом призрак монаха, разгуливающего в лесу, или разгадка кроется в старинных черных доспехах, стоящих у камина?
Третья часть книги, в которой главная героиня наконец-то отправляется в замок, заставляет читать неотрываясь от произведения, потому что разгадка Тайны стремительно приближается. Если начало далось мне со скрипом, середина была более менее интересна, то последние главы заставили попереживать и даже составить собственные схемы возможных вариантов событий:) Кстати, виновника вычислить оказалось просто, но восстановить весь ход событий почти невозможно. Автор напоследок все же смог удивить.
В целом, «Тайну замка Роксфорд-Холла» я бы оценила на твердую четверочку. Были моменты, которые мне не понравились, например:
- нагнетание автором атмосферы, которое мне как читателю слишком бросалось в глаза и из-за этого казалось искусственным;
- повторение диалога о месмеризме почти слово в слово раза 3 за и так не слишком объемную книгу.
Закончить свой отзыв хотелось бы на положительной ноте. Не могу не отметить мастерски выписанный писателем портрет Магнуса Роксфорда. Даже я поддалась его обаянию и была удивлена,
А еще мне безумно понравился сам замок! С его тайнами, основанием, стоящем на руинах монастыря, шаткими перекрытиями, старинной мебелью, заброшенными книгами и неумолимо подступающим к стенам лесом. Я бы не отказалась, чтобы картина мистера Монтегю «Роксфорд-Холл в лунном свете» висела над моим рабочим столом:)
П.С. Мой вам совет: не забрасывайте книгу после первых глав, дальше будет значительно интереснее! А я пойду еще почитаю что-нибудь из историй Харвуда:)
ФанКниг, 2 февраля 2015 г.
Вот прочла ещё один роман этого автора, могу сказать, что понравилось, даже больше, чем «Призрак автора». Во-первых, мне очень нравится дневниковый стиль повествования, ну а сюжет увлекательный, как часто в такого рода готических романах, с детективно-мистическим уклоном. Мистика там присутствует косвенно, только как атмосфера, хотя автор регулярно ссылается на призраков. Во-вторых, этот роман не такой мерзкий, но «скелеты в шкафу«как и подобает, гарантированы. И самое главное, повествование не затянуто, на мой взгляд, измышлений и описаний как раз в меру.
Pupsjara, 11 июня 2011 г.
Викторианская Англия, мистические истории, спиритизм, готическая атмосфера, мрачное поместье, исчезновения людей, преступления, смерти, старые дневники, раскрывающие свет на происходящее, но вместе с тем еще больше запутывающие и расследование, все это можно найти на страницах этого романа.
Но, если вы меня спросите, понравилась ли мне книга, то однозначного ответа не услышите, есть и минусы и плюсы. Главным минусом для меня являлось, то что главными героинями являются женщины, в конце концов они просто надоели своими поступками, своей нервозностью и недальновидностью. Да и над детективной загадкой автору надо было более тщательно поработать, главная интрига легко и рано разгадывается, кое что шито белыми нитками, а другие моменты наоборот нелогичны. Плюсов тоже хватает, написано очень неплохим языком, автору удалось передать атмосферу Англии девятнадцатого века, идея с дневниками пошла на пользу сюжету и читать не было скучно, хотя действия не сильно много в романе, наоборот хотелось как можно быстрее прочитать книгу, чтобы получить ответы на все сюжетные загадки.
Неплохой роман, рекомендую любителям детективов и мистики в викторианской Англии.