Владислав Крапивин «Журавлёнок и молнии»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Подростковая литература
Маленький Юрик Журавин, благодаря дедушке, очень полюбил книги. Каждую страничку в своей коллекции он знал наизусть. И не мог понять, что эти книги ценны не только воспоминаниями о пожилом человеке, не только тем, что переходили из рук в руки не один десяток лет, обрастая своей собственной историей… Оказывается, их ценность можно измерить и вполне прозаично — звонкой монетой.
Еще Журавленок дружит с девочкой и играет в школьном театре. И параллельно истории героя реального Крапивин рассказывает историю героя сказочного.
Книга о дружбе, первой любви, отношениях отцов и детей. И, конечно же, о книгах. Старых и новых. Тех, которые уже написаны и тех, которые только предстоит написать.
Год написания — 1981
Первая публикация: журнал «Пионер» 1982 г., №1-3, 9-11 , 1983 г. №1-4.
На основе третьей части романа Владиславом Крапивиным написана пьеса «Еще одна сказка о Золушке».
Входит в:
— журнал «Пионер 1982'01», 1982 г.
— журнал «Пионер 1983'01», 1983 г.
— журнал «Пионер 1983'02», 1983 г.
— журнал «Пионер 1983'03», 1983 г.
— журнал «Пионер 1983'04», 1983 г.
— антологию «А. Алексін. Сигнальники і горністи. В. Крапивін. Журавлик та блискавки», 1986 г.
- /языки:
- русский (21), украинский (1)
- /тип:
- книги (18), периодика (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Федосенко (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
darken88, 10 октября 2022 г.
В самом раннем детстве на запыленном дачном чердаке находил я огромные подшивки детских журналов, среди которых был и «Пионер», и «Костер», и даже потрепанные зачитанные номера «Юности».
Так уж случилось, что именно в этих журналах я впервые познакомился с пронзительно искренними повестями Юрия Коваля, Владислава Крапивина, Юрия Яковлева. В принципе, можно сказать, что, наряду с классикой библиотечных фантастов, исторической прозой и приключенческими романами, они также повлияли на мое личное мировосприятие и «становление\взросление героя».
Наверное, наиболее полюбившейся мне книгой Крапивина ,стала именно эта. С годами, я нашел большинство романов Крапивина в книжных форматах, но именно те, первые публикации «Журавленка», в «Пионере» за 1983 год очень мне полюбились, быть может, потому, что наряду с очень рыцарским и одновременно волшебным повествованием о ребятах, которые могут дружить, которые читают книги, которые могут совершить, возможно необдуманный и порывистый, но все же свой маленький подвиг, на страницах этих публикаций всегда были иллюстрации Е. Медведева. По сути, героев Крапивина по-другому уже не представляешь, все эти пронзительные глаза, фигуры с тонким телосложением, чуть обиженным лицом и растрепанными волосами. Они обязательно поют свои песни, что-то мастерят, придумывают, мечтают, противопоставляя себя внешним обстоятельствам. Для них обычно нет компромиссов, есть только две грани Добра и Зла, и в этом они одновременно и наивны, и трогательны.
Самое интересное, что мне в детстве очень по душе пришелся образ Капрала, верховодящего среди юных правонарушителей, но одновременно и начитанного, и благородного. Ощущающего себя этаким Вильгельмом Теллем или Робином Гудом. Вот только при всей своей положительной и притягательной романтике, такие люди симпатичны, но чужды паренькам вроде Журки. Они навсегда остаются при своем, даже став взрослыми. В этом мне удалось убедиться, встретившись с Крапивиным после его последнего переезда в Екатеринбург, увидев глаза его бывших воспитанников, и получив, наконец-то автограф на книге, где неизменный паренек светит прометеевским огнем своего галстука на тонком лезвии шпаги.
gamarus, 9 апреля 2015 г.
Не берусь судить, насколько интересна книга для сегодняшних детей, но могу сказать точно, что «Журавлёнок и молнии» просто сшибает с ног своей актуальностью для их родителей.
Мне роман попал в руки, когда мой сын учился ещё в начальной школе. Это нелёгкий период, как для ребёнка, так и для тех, кто его родил и воспитывает. Сын учился быть самостоятельным, начинал принимать свои первые нелёгкие решения, часто без возможности спрятаться за мамину юбку или получить совет от отца. Родители вдруг резко меняли своё отношение к ребёнку, перестали вытирать ему сопли, завязывать шнурки и давать нянечке конфету «Горьковская», что бы она угостила малыша перед тихим часом, да и тихий час уже ушёл в историю.
Мы в своём рвении воспитать ребёнка «не хуже чем воспитывали нас», требуем аккуратности, дисциплинированности, успехов в учёбе и местных спортивных рекордов, но совершенно забываем за этими, ставшими уже механическими и рутинными, требованиями, какой мир переживаний бушует в маленьком человечке, какие галактики эмоций ежедневно рождаются и трагически погибают в нём. И только лишь в редкие часы совместных походов в кино, цирк или зоопарк мы вдруг оказываемся близкими по настроению, желаниям и духу. Но сильнее всех, как оказалось, сближает книга. А что если это не просто книга, а книга про мальчика любившего читать? Что если это книга про Вас?
Ближе Крапивина к моему детству ещё никто не подбирался и дело не в том, что я жил в ту эпоху и всё мне было близко и понятно в книге, но главное насколько глубоко он заглянул в меня тогдашнего. Не просто заглянул, а прям так вытряс из меня всё, что уже успело заснуть и забыло как дышать…
Вот так, читая «Журавлёнка и молнии» я вдруг прочувствовал, сколько я на самом деле потерял и ежедневно теряю в жизни своего сына. Поймите, дети это Ваша персональная машина времени, единственный шанс, дарованный нам Господом Богом вернуться в детство, для этого надо лишь не просто наблюдать за детьми со стороны, а проживать их жизнь вместе.
Огромное спасибо Владиславу Петровичу за то, что открыл мне глаза и дал мне понять, что на самом деле важно в этом мире.
strannik102, 4 июля 2020 г.
Не бойся грома
Эта книга Крапивина вряд ли относится к числу романтических его произведений. Просто потому, что романтики как таковой в ней пожалуй что не встретишь, ну, разве что косвенно. Зато сами романтики, как человеческие личности с некоторыми характерологическими особенностями, в этом романе занимают, пожалуй, центральные места. Если не по объёму, отведённому им автором, то по значимости. И это прежде всего дедушка Журки — человек, с которым читатель практически ни разу не встретится тет-а-тет, но о котором и которого будет узнавать и познавать посредством воспоминаний Журки, а также из каких-то не сильно больших рассказов о нём журкиной мамы и местного пацанёнка, с которым дед, в принципе, фактически дружил.
Зато практически всё остальное место и внимание, отведённое автором романтикам, занимает главный герой романа, Юрик Журавин, человек одиннадцати лет от роду, однако уже имеющий, а главное, воспитывающий в себе, принципы и характер. Причём и то и другое не понарошечное пацанёнское, а вполне взрослое и ответственное, а порой отчаянно-мужественное.
При всём при том Юрик-Журка выведен Владиславом Крапивиным не как человек безошибочный и героический, а как совсем обыкновенный городской мальчишка, совершающий и ошибки и попадающий в неприятности, и иногда трусящий чего-то, и злящийся — разный, какими и бывают настоящие не книжные мальчишки одиннадцати лет. Да только вот возраст этот — 10-12 лет, у мальчишек самый рыцарско-благородный, и если попадётся на пути хороший и мудрый человек, то непременно получится из такого мальчишки настоящий человек.
И тут мы уже переходим ко втором смысловому слою повествования, в который автор как раз поместил размышления об ответственности взрослых за судьбы ребят — и родителей, и учителей, и родителей их друзей, и просто встречающихся на детском пути самых разных взрослых. И выведенные в романе образы взрослых и рельефны, и жизненно-правдоподобны, и вместе с тем чётко функциональны, а все проблемы отношений между подростками и взрослыми Крапивиным максимально возможно обострены — максимально с тем ограничением, чтобы повествование не превратилось в кукольный спектакль. И как мне кажется, всё у Крапивина получилось замечательно (кто бы в этом сомневался) и все перипетии жизненно-книжных ситуаций привели читателя (любого возраста) в ту точку, куда и хотел их привести Крапивин.
Магия воздействия книг Крапивина необыкновенна, и по прочтении такого романа непременно примеряешь все описанные ситуации к себе и к своим отношениям сначала с собственными детьми, а теперь уже и с внуками, которые как раз находятся именно в этом самом любимом крапивинском возрасте — 11 и 13 лет… Век живи, век учись.
DENver79, 24 марта 2018 г.
Будучи подростком, читал несколько раз, нравилась безумно, сегодняшние подростки , которым я советовал эту книгу, читают её запоем, все потом спасибо говорят. Очень интересная и поучительная книга, советую всем родителям прочитать вместе с детьми.
Kriptozoy, 30 марта 2009 г.
Эта история про мальчика Юру Журавина вылилась в полноценный роман, на триста с лишним страниц. Роман один из лучших в творчестве писателя. Роман, написанный уже зрелым, профессиональным автором, в творческом багаже которого насчитывались уже десятки произведений. Стиль отточенный, легко узнаваемый и от этого при чтении двойное удовольствие. Эту книгу я читал ещё в раннем детстве, когда произведения Крапивина читал просто запоем. С тех пор часто перечитывал. Для того, чтобы освежить впечатления, для того, чтобы окунуться в атмосферу детства, для того, чтобы просто вдоволь насладиться языком писателя, его манерой повествования, его взглядами на жизнь и её проблемы, пропущенными через призму мальчишеского сознания и от того такими понятными и волнующими.
Этот роман имеет основную сюжетную линию, экскурсы в прошлое, завязку, сверхидею, её раскрытие и такую душещипательную кульминацию. И всё это нисколько не делает книгу тяжеловесной и непростой для восприятия. Наоборот, автор так крепко связал в своем произведении сотни ниточек, что в итоге получилось нечто абсолютно гармоничное, абсолютно цельное и невероятно правдивое. Роман заряжает своей дерзкой энергетикой, он просто пронизан некой лирикой и поэзией, в нем много боли, боли телесной и душевной, много грусти и того, чего никак нельзя изменить, он очень взрослый, но в то же время любой взрослый, читая его, перестает быть взрослым и излечивается душой. И несмотря на всё это, слезы, которые вызывает финальная часть романа — это слезы очищения, слезы радости, слезы облегчения. После прочтения последних строк уже совершенно точно знаешь, что всё будет хорошо. Что бы вокруг не происходило. Это и есть настоящий талант настоящего писателя.
В составе романа есть сказка, которая называется «Новая история Золушки». Очень хорошо эта сказка смотрится в тексте. Как нечто яркое на фоне довольно грустных происходящих на тот момент событий. Она мне напоминает более позднюю повесть-сказку Крапивина «Чоки-чок, или Рыцарь прозрачного кота». Конечно не по сюжету. Но что-то общее есть. Наверное, в настроении. А ещё из любимых книга про Журавленка навеяла «Сказки Севки Глущенко». А ещё «Колыбельная для брата». Самые лучшие и самые сильные из эмоций вобрал в себя этот роман и подарил их читателю. Спасибо автору за это. Оценка — одиннадцать.
Ksand, 14 сентября 2010 г.
Хорошая, очень хорошая книга для подростка. Особенно для современного. Но боюсь, что не прочитают, не дочитают до конца. Мало действия и приключений для подростковой книги, я считаю. Но если получится, а пусть даже хоть и пол-романа, то здорово.
Такие чёткие и верные жизненные принципы и ориентиры! Дружба, порядочность, надёжность, честность, справедливость — всего этого в книге с избытком. И очень достоверно, ненавязчиво и правдиво показаны отношения детей. Как завязывается знакомство, как оно перерастает в дружбу, как можно обидеть и предать человека, а как можно понять, выручить, поддержать и спасти. Человеческие отношения переданы в этом романе просто великолепно. И просто огромное спасибо за ту часть книги, в которой описаны отношения Журки с его дедом. Письмо — это просто-таки образчик «отеческого наставления», разумного и дельного.
Но всё-таки лично мне книга показалась не очень «ровной». Не очень связная концовка.. Неужели к
А, да, ещё. Замечательно просто, очень образно описан каждый герой. Эти штрихи, мелкие детали про прическу, про улыбку, про одежду, про маленькую ленточку на рубашке и т.д. так здорово дают представить людей. Как на картине прям!
В общем, образный и запоминающийся роман. Вот только чуть-чуть бы покороче и подинамичней..
Iluvatar, 24 сентября 2012 г.
Люблю произведения Крапивина. И книга была бы замечательной, если бы не концовка. Я понимаю, что автор хотел проиллюстрировать принцип дедушки. Я понимаю, что автор намеренно подчеркивает, что, собственно говоря, не важно, прав ли главный герой, а важно лишь умение не прогибаться под грудой чужих мнений. Но ведь главный герой знает (!), что поступает нелогично, неправильно и его действия вызваны протестом (сам факт противопоставления своего мнения правильным мнениям взрослых). Вся концовка про сьемки мне лично показалась только детским упрямством, желанием досадить нелюбимым учителям и нездоровым упоением от ощущения собственного «Я» под прикрытием гордого и красивого дедушкиного принципа. Главный герой при этом жестоко обидел человека, поделившегося с ним своей сказкой и вложившего душу в этот спектакль.
Также развязка с отцовской сюжетной линией мне показалась слишком надуманной.
prouste, 22 ноября 2010 г.
«Как любил я стихи Гумилева// Перечитывать их не могу». В детстве «Журавленок и молния», печатавшийся, кажется, в журнале «Пионер» я читал с восхищеньем, осталось сильнейшее впечатление. Я помнил какие-то яркие сцены: ссора героя с отцом, конфликт с педагогами из-за режиссера. По прошествии времени многое видится попроще. Вообще говоря, «Журавленок» — вещь драматургически очень сильная и просящаяся к экранизации. По мере выхода ее не экранизировали и в общем-то понятно: недвусмысленно противопоставлен мальчишка-нонконформист и почти все взрослые( ярко выраженный охотник за вещами-отец, ограниченные педагоги). Сейчас ставить книгу можно лишь в стиле-ретро- реалии современной школы отражены в сериале с одноименным названием. Все то, что запомнилось – наиболее ярко написано. Центральный персонаж, в принципе, такой же как и все у Крапивина( найдите отличия с другими протагонистами). Удался образ Горьки – такого вечно второго, крученого приятеля героя. «Ударные сцены» — кража бутылки Горькой, ссора с отцом, финал – написаны здорово и психологически точно, а вот между ними книга иногда провисает. Золотой фонд юношеской классики составляют все-таки вещи, которые на все времена. По прошествии времени впечатления все-же потусклее — как при пересмотре фильма «Чучело». В детстве мне казалось, что там дети играют как боги — а вот сейчас, понимаешь, что основа фильма — сценарий и постановка, а многие ведущие роли — Кнопки да и Чучела сыграны деревянно, топорно ( сравните с естественностью и киногеничностью, например, Насти Михалковой в «Утомленных солнцем» — вне зависимости от отношения к фильму в целом). Много уже писалось о схематизме противопоставления Крапивиным взрослых и детей, своего рода «сектантстве» — все это так. И все же «Журавленок» — из лучших вещей Крапивина, которая в детстве производит сильнейшее впечатление. Я читал позднюю вещь — про трофейную банку — какая-то она более взрослая, организована зрелее, без порой подкупающего инфантилизма «Журавленка с молниями».
amak2508, 9 октября 2010 г.
Это не фантастика. Но зато это тот самый «ранний» Крапивин, которого мы так любим и ценим. За честность, за ясность, за глубину проникновения в духовный мир подростков. За то, что его герои всегда такие, какими мы себя видим, увы, только во сне: добрые, честные, смелые, справедливые, умеющие чувствовать чужое горе и сопереживать ему. И одновременно такие же, как мы с вами — необыкновенно живые, со всеми своими страхами и слабостями.
К сожалению, то, что на момент написания книги казалось просто хорошим романом и примером для подражания, на сегодня, увы, все больше выглядит красивой сказкой, утопией... Можно ли найти подобных ребят в жизни сегодня, в наше время..
При всем, при том и сейчас такие книги Крапивина наверняка оказываются в сотню раз более действенным инструментом воспитания, чем та же нынешняя школа.
197925, 14 июня 2009 г.
Замечательная книга. В детстве перечитывал много раз и она мне нисколько не надоедала. В ней в какой-то мере было то, что так хочется видеть в жизни: первая любовь, крепкая дружба, поиск справедливости и правды. Лучшая книга автора!
Almarea, 1 марта 2011 г.
Книга действительно очень реальная и трогательная. А после прочтения, хочется жить...
zmey-uj, 15 июля 2008 г.
Столько важного сказать о жизни, об отношениях между людьми — и так просто, безо всяких «Слушай-ка, малец...», а с уважением. Крапивин дает правильные ориентиры детям, умеющим думать. И в первую очередь к этому и призывает — думать. Показывая, что мир противоречив, и для того чтобы в нем ориентироваться, недостаточно слушать взрослых и полагаться на их слова. А доверять надо прежде всего чувству справедливости, которое наиболее сильно проявлено именно в детях. Особенно приятны живые и яркие герои. Капрал — это же личность, а не абстрактный «хулиган и лоботряс».
karishka, 2 мая 2008 г.
Только закончила читать. Понравилось безумно. Будет одной из любимых книг.
DanilovAndre, 1 сентября 2008 г.
Справедливость, доброта, любовь. На этой книге вырос, перечитывал неоднократно.
Nevalyashka, 21 марта 2008 г.
Потрясающая книга!А письмо деда учит многим взрослым вещам!До сих пор живу по его наставлениям!