Владислав Крапивин «Далёкие горнисты»
- Жанры/поджанры: Фэнтези
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Трое мальчиков, сидящих у развалин старинной крепости, слышат позывные далеких горнистов — «Ждет вас доро-о-о-оога». Сон или явь? Где эта дорога? В каком месте Вселенной и в каком времени?
Входит в:
— цикл «Великий Кристалл» > примыкающие к циклу произведения > цикл «В ночь большого прилива»
— журнал «Пионер 1970'01», 1970 г.
— сборник «Далёкие горнисты», 1971 г.
— антологию «Только один старт», 1971 г.
— сборник «В ночь большого прилива», 1979 г.
— антологию «Фантастика и приключения. Том 2», 2002 г.
- /языки:
- русский (22), болгарский (1)
- /тип:
- книги (21), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Г. Георгиев (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nikonorov, 10 ноября 2022 г.
Рассказ о том, как взрослому человеку снится детство, городок, где он встречает двух мальчуганов, попавших сюда через 500 лет. Их выбросило в наш мир во время сражения за крепость, которую осаждали враги, и ребята очень переживали, блуждая в настоящем по ее остаткам, что не могли помочь и даже не знают исхода сражения. В итоге им должен помочь главный герой, который в старинном доме в полночь должен передвинуть стрелку на 500 лет назад и сразиться с Железным Змеем.
Крапивин маг. В каждом его предложении, в каждом слове такое тепло, такая ламповость, что озаряешься изнутри этой словесной красотой. Ощущение творящейся магии и скорейшего чуда, эфемерного и парящего где-то тут, рядом, вот-вот осязаемого. И всё это будто в солнечной дымке.
Небольшой чарующий рассказ, как гг-мальчик встретил двух мальчиков не из своего времени и явно не из этого мира. Странная одежда, рассказы про осаду, битву в крепости… Откуда вдруг? И главному герою надо отправить их обратно. Очаровательно реализован принцип машины времени — на больших часах надо крутить стрелки обратно.
Произведение пронизано не только волшебным маревом, но и стандартным для Крапивина набором из добрых и дружеских качеств, с желанием помочь, не оставаться безучастным, найти настоящего товарища и погрустить от скорой разлуки. Присутствует тут своего рода чисто мальчишеская приключенческая романтика без толики желчи, червоточинки и злобы.
И в конце не сказать, взаправду ли это всё происходило или же оно было сном!
Necrov, 20 сентября 2020 г.
Удивительно добрый и тёплый рассказ, хотя и безмерно грустный. Послышалась в нём тоска о ещё не забытом полностью, но безвозвратно утраченном детстве, к которому можно прикоснуться теперь только во сне, да и то ненадолго. А раз уж это сон, то вполне возможен и несуществующий Северо-Подольск, и мгновенные перемещения во времени и пространстве. Можно даже попытаться отмотать время на пятьсот лет назад, пока часы бьют двенадцать и выйти на бой с чудовищем ради друзей.
А ещё можно, пусть во сне, пусть ненадолго, но снова стать всё тем же двенадцатилетним пацаном, честным и справедливым, которым был когда-то.
Не знаю отчего мне так запал в душу этот рассказ. Возможно оттого, что читал его примерно в том же возрасте, в котором Владислав Петрович его написал, а может и потому, что у меня самого остались воспоминания о чем-то похожих снах, о детстве. Пускай и очень смутные, размытые, как сигналы далёких горнистов, но пронизанные тем же ощущением светлой печали о чём-то добром, светлом но ныне утраченном.
Никтонигдеиниког, 15 октября 2023 г.
Если бы у рассказа не было продолжения, можно было представить все его события как сон, случившийся с немолодым уже Сергеем Витальевичем. Встреча с мальчишками, теми самыми далекими горнистами, заброшенными в наш мир то ли из далекого (пятьсот лет) прошлого, то ли из какой-то параллельной реальности (но мы то знаем, что мир Витальки и Братика – это одна из граней Великого Кристалла). А дальше, как и обычно у Крапивина – неловкое знакомство, взаимная симпатия, казалось бы проваленная миссия по возвращению домой, встреча с «чудовищем», рыжий котенок. И тихая грусть в финале рассказа…Было ли все это или только приснилось, или это лишь несбыточные мечты, грёзы ушедшей молодости, детства. Хорошо, что у истории есть продолжение, оно продолжит знакомить нас с героями, раскроет мир братьев и, что греха таить, добавит смысла в неяркую жизнь Сергея Витальевича.
zotovvg75, 4 апреля 2021 г.
Сон наяву с окном в лето. Трогательная история о двух мальчишках унесенных ветром времени в другую реальность. Эта реальность в свою очередь является некой мечтою для персонажа от имени которого ведется рассказ ( вероятно это сам Владислав Крапивин). Подсознание нарисовало эту мечту во сне или же сам герой мистическим образом посетил свое прекрасное далеко, где встретил близких по духу настоящих друзей. И пусть встреча была мимолетной, такое никогда не забывается и живет в тебе всю жизнь, иногда посылая весточку в отзвуках далекого горна. Читается с чувством грусти, непонятной тревоги и ностальгии к чему-то безвозвратно утраченному. Это понятно видевшим подобные сны, когда просыпаясь, спрашиваешь себя: где же настоящая реальность-та что во сне или здесь наяву. Ведь вполне осознавая, что это был сон, тем не менее увиденное очень долго манит и зовет к себе. Жаль. что это бывает только в детстве.
А мальчишки отправляются назад на помощь друзьям, снова в бой (по всей видимости безнадежный). Мне это напомнило историю Саула из «Попытка к бегству» Стругацких. От прочтения рассказа осталось многое, чего не выскажешь словами. Возникает желание дождаться лета и прогуляться в мягкой, пряно пахнувшей траве щекочущей твои коленки. Спасибо Владиславу Петровичу, что помогает вспомнить давно забытое.
darkina, 3 июня 2012 г.
Повесть-сон, о чем предупреждается, в первых же абзацах. Меня поразила она тем, что и чувствуешь себя при чтении соответственно. В повести плывешь, воспринимая одновременно и вещественность окружающего мира и его нереальность (как во сне). Она полна светом, теплом, одуванчиками и совсем немного тревогой. В ней очень много ощущений — прикосновения травы, поцарапанная коленка, щекочущие лицо цветы, греющее плечи солнце, рана на руке, теплый комочек котенка за пазухой. Подчас все описано настолько ярко, что хочется проверить себя: а у меня кровь не течет? Но самое главное — это ощущение детства, словно ты сам вернулся туда, где самой большой проблемой было — найти друга и не предать. Потрясающе светлое и доброе произведение.
Groucho Marx, 9 января 2016 г.
Мне нравится этот рассказ сам по себе, без всяких привязок к «глубинам великих кристаллов» и «ночам большого прилива», в той версии, в какой он был опубликован в 1970 году.
Потом Крапивин только портил свой ранний шедевр, переписывая, дополняя и связывая его с другими своими книгами.
В первоначальной версии получалось всё пронзительно и тревожно, как накануне войны... Необъяснимо, как оклик с другого берега.
god54, 12 февраля 2016 г.
Вот теперь сиди и думай, что это фантастика, фэнтези или просто сон?.. А текст написан хорошо, мелодраматично, с массой отступлений лирических и описательных, эмоционально и ностальгически. Вспомнилось детство, когда в полночь всегда совершалось что-то таинственное и страшное, но было столько веры, что все всегда будет хорошо и все будут жить вечно, ведь перед нами была вечность.
eollin6, 23 марта 2012 г.
Великая вещь великого мастера. В детском возрасте воспринял её всем сердцем. Вот она, кристально чистая романтика! Как, каким волшебством Крапивин смог понять и почувствовать чаяния 12-летних мальчишек и девчонок? Но он — сумел. И это не легковесная разухабистость тоже талантливого Булычева, нет. Это совсем другое — здесь щемит сердце тоской по приключениям, по какой-то нездешности, что ли? Волшебная, колдовская книга. Читать, читать, читать!
Ольгун4ик, 4 апреля 2013 г.
В 13 лет, чтобы полюбить «горнистов» мне понадобилось прочитать несколько раз продолжение «В ночь большого прилива» и «Вечный жемчуг», но после все стало на свои места. Тем более для меня это произведение не примыкающее к циклу, а самое первое из цикла о Кристалле. Кто не согласен, готова спорить ))). Даже с автором.
ДиК, 27 декабря 2009 г.
Прочитал эту книгу будучи в «пионерском возрасте», она печаталась частями в журнале «Уральский следопыт». Сейчас её с интересом прочитали мои дети. Думаю она ещё долго будет востребована читателями среднего школьного возраста.