Франсис Карсак «Мёртвые пески»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У исследователя Марса ломается вездеход, и при возвращении на базу он находит развалины марсианского города. Ночью к нему приходят призраки марсиан...
Рассказ опубликован в журнале «Satellite», №15, март 1959 года.
Входит в:
— журнал «Satellite n° 15», 1959 г.
- /языки:
- русский (3), французский (2)
- /тип:
- книги (2), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- Л. Самуйлов (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 20 июня 2023 г.
Слишком мрачный рассказ. Я не понимаю, почему авторы любят описывать психологию бандитов, психов, маньяков и тому подобной нечисти. Что можно найти в их переживаниях, скорее можно заразится. Всё таки, фантастика, это нечто другое, реалистичное, страшное, трудное, но окрыляющее надеждой. На любителя, даже не знаю чего.
Stirliz77, 9 мая 2019 г.
- Одно и то же, — сказал он себе. — Мы на Марсе уже полгода, и ничто пока — ровным счётом ничто — не указывает на то, что тут когда-либо, пусть даже в прошлом, существовала разумная раса. Прощай Барсум!
В истории фантастики Марс, как место действия, занимает одну из самых верхних строчек. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, после «открытия» Джованни Скиапарелли каналов на нём, человечество вроде как получило неопровержимые доказательства того, что на Марсе существует жизнь, причём жизнь разумная. Многие видные учёные того времени поддержали теорию о существовании на нашей соседке по Солнечной системе инопланетной цивилизации, а Никола Тесла даже заявил о приёме оттуда неких радиосигналов. Что уж говорить о фантастах! Они просто не могли пройти мимо столь благодатной темы и вот вскоре по страницам книг начали вышагивать марсианские треножники, Аэлита зашептала «Где ты?» зовя своего Сына Неба, Джон Картер исходил красные пески вдоль и поперёк. И это было только начало...
Экспедиция к марсианскому озеру Зея началась для Каррера вполне штатно. Он, на своей двенадцатиколёсной «Крысе песков», уверенно продвигался к цели, «где во время подлёта Кёртис, астроном, заметил, как ему показалось, какие-то руины». Вездеход уже достиг самого сердца Эллады, находящегося между двумя рукавами Срединного залива, до финиша оставалось всего каких-то двести километров, когда у него вдруг вышел из строя дозирующий клапан, подающий кислород, который использовался в качестве окислителя для сжигания топлива в турбинах двигателя. В результате аварии практически весь запас кислорода из второго бака был безвозвратно утерян, а это в пяти тысячах километров от базы означало лишь то, что на весь обратный путь его никак не хватит. После переговоров с базой Каррер принял решение продолжить свой путь и выполнить миссию — уж больно хотелось ему впервые, если Кёртис не ошибся в своих предположениях, прикоснуться к останкам древней марсианской цивилизации. Для пополнения запасов кислорода база выслала ещё одну «Крысу», с которой Каррер должен был встретиться на обратном пути, но тут разразилась песчаная буря....
В своём творчестве месье Карсак периодически отправлял своих героев на Красную планету: в романе «На бесплодной планете» — это основное место действия; в «Бегстве Земли» — на Марсе разворачивается одна из побочных линий — история героической археологической экспедиции Клобора. И если в «Бегстве...» Марс особо не описан, но однозначно мёртв, то в «Бесплодной планете» наоборот — ему уделено много внимания и он очень даже населён, хоть и жизнь ушла с поверхности под землю. Не стоит забывать, что «На бесплодной планете», хоть и опубликован в девяностых годах, на самом деле является самым первым романом автора, написанным ещё во время Второй мировой войны, и это чисто приключенческий текст, в котором автор весьма вольно обходится с реальными фактами. Но «Мертвые пески» — это совсем другое. Здесь Марс — однозначно безжизненная, смертоносная пустыня, где малейшая ошибка сулит смерть, никакой влаги, никакого кислорода, только песок и мелкая как пудра красная пыль проникающие везде и всюду. Вот в таких условиях приходится работать земной экспедиции, причём не просто сидеть на базе, а осуществлять многотысячекилометровые походы для исследования многочисленных загадок Красной планеты. И нет ничего удивительного в том, что одна из миссий закончится катастрофой.
Начиная читать этот рассказ, я посчитал, что передо мной развернётся очередное более-менее начно-фантастическое приключение, где в итоге или состоится Контакт, или будут описания исследования каких-нибудь руин или отдельных артефактов. Но я ошибся. На самом деле автор, под соусом стандартной истории о исследовании загадок чужой планеты, преподносит читателям настоящую драму, крепко приправленную, в зависимости от точки зрения, или галлюцинациями, вызванными попыткой выжить в неимоверно тяжёлых окружающих условиях, или какой-то странной попыткой Контакта. По прочтении этого текста мне показалось, что он был написан под неким влиянием Рэя Брэдбери. Автор прямо упоминает в тексте «Марсианские хроники»: «Он подумал о читанном-перечитанном экземпляре «Марсианских хроник»... За исключением нескольких отрывков, этот толстенный том ему не очень нравился... На основе этой книги они ещё изобрели игру «АнтиБрэдбери»: она заключалась в том, чтобы представить себе, так сказать, «негатив» каждой истории, то есть нечто такое, что мог бы написать какой-либо автор с иными концепциями». Может быть в этих строках автор практически прямым текстом озвучивает причины, побудившие его написать свой рассказ. Хотя, мне показалось, что здесь больше видно влияние другого брэдберивского произведения — «Уснувший в Армагеддоне». Уж больно сильно перекликаются эти две истории.
Итог: мрачный, полный страха, отчаяния и даже некой паранойи текст, не очень характерный для Карсака, которого я считаю очень позитивным автором полных гуманизма и веры в человеческую природу произведений. Не могу сказать, что его взгляд на тёмную сторону мне не понравился, но это было несколько неожиданно. Весьма рекомендую, потому как это всё ещё в первую очередь хорошая и качественная история, оставляющая необычное послевкусие.
P.S. Спасибо Льву Самуйлову, предоставившему мне возможность ознакомиться с этим произведением на русском языке.