Роберт Силверберг «Тихий вкрадчивый голос»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Артефакты
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На базарчике в лондонском Ист-энде Брюс Робертсон купил за два шиллинга металлическую шкатулочку. Но приобретение оказалось весьма полезным — шкатулочка безошибочно подсказывала Брюсу, как нужно поступать...
Входит в:
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей», 1967 г.
— антологию «Запах мысли», 2008 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Incnis Mrsi, 3 сентября 2020 г.
Отмечу кое-что, ускользнувшее от внимания комментаторов. «Шкатулка» (т. н. вариостат) — не искусственный интеллект. Она попыталась
technocrator, 29 октября 2019 г.
Рассказ о «чёрном ящике» c отчётливо прослеживающимися архетипическими отсылками на советы «из-за правого» либо «из-за левого плеча», и на «шкатулку Пандоры». Но интерпретация в духе технического века: случайно приобретённая загадочная коробочка оказывается
Концовка с возвращением на «круги своя», признаться, немного обескуражила. Встаёт вопрос: какие уроки должен был извлечь главный персонаж (или должны получить мы)? Или стоит рассматривать текст просто как интригующую историю с оттенком чёрного юмора?
Но ладно, всё-таки это, можно сказать, дело вкуса. А вот далее то, что считаю объективными недостатками.
Зачем дважды описывается внешний вид коробочки и обращается внимание на «тонкую разделительную линию», если никакой роли это не сыграет? Что, собственно, произошло бы при активной попытке коробочку вскрыть?
Почему Меррик, в отличие от Робертсона, получает первое сообщение лишь спустя часы?
Робертсон после своей покупки за короткий промежуток времени мог попасть бы в две крупных катастрофы подряд (крушение самолёта и массовое отравление), не считая других совпадений... Причём билет уже был куплен до встречи с коробочкой. И это могло быть отличным сюжетным ходом, подкидывающим читателю ложную версию, что катастрофы спровоцированы некой тёмной силой... Но, к сожалению, никакого внятного объяснения таким статистически предельно маловероятным событиям в развязке не даётся.
Наконец, что такое, собственно, «интуитивное накапливание данных»? Создаётся ощущение, что имеется в виду нечто конкретно разумно-осмысленное, в отличие от других нарочито «квазинаучных» терминов вроде «квадратуры Вайна» или «дехрониксного интервала», употребляемых гостем. Но опять никаких пояснений автор не даёт, а ведь в том, чтобы выяснить цель советов, и заключалась главная интрига!
Резюме: любопытная, но недоработанная вещь.
Zlata.24, 17 октября 2019 г.
Как говаривала известная мультяшная ворона: «Прэлестно!»
Динамичный сюжет, интрига с появлением «божьего голоса», ограждающего от невзгод и наставляющего на «путь истинный». Правда, многие и без коробочки слышат подобные голоса, разрываясь между ангелом и бесом. А в фантастическом рассказе и объяснение должно быть фантастическое — это всего лишь «вариостат» — интуитивный накапливатель данных, который, по идее, после вмешательства представителя Бюро Переделок « оценит серьезные последствия, связанные с дальнейшим расширением противотемпора» и уже не будет так легко вмешиваться в человеческую жизнь.
А жаль. Я бы не отказалась от обладания такой соблазнительной коробочкой...
god54, 11 апреля 2015 г.
Есть рассказы, которые привлекают внимание читателя. Так и этот. Убери фамилию автора, отвлекись от всего и прочитай. В целом ничего особенного, привалило счастье человеку, но за это придется заплатить, хотя об этом человек никогда не узнает. Бред какой-то. Но рассказ читается, увлекает, заставляет сопереживать и последними словами костерить пришельца за его неэтичное, не высокоцивилизованное поведение по отношению к землянину, очень сожалеть о концовке... В итоге рассказ получился, он увлек читателя, доставил удовольствие самим текстом, сюжетом, идеей и размышлениями.
sanchezzzz, 13 октября 2013 г.
Этот рассказ мог бы вполне подойти в качестве иллюстрации, расшифровки для пары-тройки пословиц/поговорок, придуманных людьми. Например, для «за всё в этой жизни нужно платить» или про то место, где обычно располагается бесплатный сыр. С самого начала ясно, что эта история не может закончиться хэппи-эндом, уж слишком всё красиво и сказочно выглядело. Но, несмотря на абсолютную угадываемость дальнейших событии и концовки, история получилась приятной и даже в какой-то мере захватывающей. Есть в ней нерв, напряжение и даже для лёгкой улыбки нашлось место. Плюс, как и тёзка – Шекли, — Силверберг очень удачно использует (а порой и просто выдумывает) разные словечки, о смысле которых догадываешься лишь интуитивно, вплетает их в повествование и ты безусловно принимаешь их как само собой разумеющееся. Думаешь, ну да, конечно, то, что нашёл и купил Робертсон не может быть ничем иным, как «вариостатом». И уж конечно ясно, что применение «квадратуры Вайна» вполне оправдано ситуацией и нарушением «дехрониксного интервала», да и «тригеминальное внушение» — это так просто, тем более можно обойтись без трепанации… Получилось весело, если бы не концовка. Может быть, слегка напрягает последний абзац, буднично рассказывающий об утре Робертсона, но я был к нему готов. Остаётся только надеяться, что то, что произошло однажды, уже неизменно, и он долетит до Америки…
Valerianka, 23 января 2012 г.
Стало жаль главного героя, он добрый сэр, успел понравиться мне. Он аккуратно пользовался шкатулкой, не пренебрегал ею. Со стороны Морверада, было
Yazewa, 16 июля 2010 г.
Сколько уже их, подобных сюжетов, когда человеку приваливает нежданное/незаслуженное счастье из-за случайного обладания неким артефактом! Качество рассказов зависит не от фабулы, а от писательского мастерства: яркости прописанных характеров, живости диалогов, атмосферности обстановки и т.п. В этом смысле рассказ вполне хорош, и его смело можно рекомендовать к прочтению, — разочарования не будет.
kkk72, 8 апреля 2009 г.
Вот до чего все-таки многие рассказы Силверберга пересекаются с творчеством Шекли. Вот и эта история вполне бы могла принадлежать перу другого Роберта. Очень удачно описаны и главный герой, и его поведение после столь удачного приобретения. Но, как и следовало ожидать, рано или поздно, за все приходится платить. Идея, положенная в основу рассказа, не нова, но исполнена она с большим мастерством.
zmey-uj, 18 июля 2008 г.
От судьбы не уйдешь. Вообще такие подарки из иных миров или из будущего чаще всего никакой пользы не приносят, а иногда и хуже. Хотя такую шкатулочку получить очень хотелось бы. И да, на барахолках можно найти массу интересных вещей!