Гарднер Дозуа «Another World: Adventures in Otherness»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Borogove, 14 июля 2020 г.
Гарднер Дозуа, безусловно, фигура серьёзная в мире англоязычной фантастики. В одном ему чуть-чуть не повезло: в 70-ых годах, когда вокруг были россыпи талантливых писателей, он был еще начинающим редактором. Сейчас, как ни крути, Дозуа сам стал звездой, а вот авторов — мастеров уровня Джина Вулфа или Ле Гуин — еще поискать надо (чем, Дозуа, собственно, и занимался до самой смерти).
От этой несправедливости и страдает антология: звучные имена стоят одно за другим (Вулф, Силверберг, Олдисс, Лейбер и т.д.), а сам сборник вышел каким-то чересчур разношёрстным и не складывающимся в единую картину.
В предисловии Дозуа пишет, что признаться в любви к фантастике в его время было не менее стыдно, чем в наличии вшей. Возможно, основной идеей Another World было продемонстрировать литературные таланты писателей-фантастов, попыткой заявить о себе вне пресловутого «гетто». Но сегодня, когда мало у кого остались сомнения в том, что Ле Гуин с Силвербергом вообще-то умеют писать, сборник именно как компиляция произведений читается плохо.
В основном собранные тут рассказы и повести относятся к епархии «мягкой» фантастики. Но на этом единство заканчивается.
«Выше звезд» Ле Гуин — гуманитарное фэнтези, но довольно среднее для автора.
«Солома» Джина Вулфа — красивая, изящная история, которая на своем месте только в обрамлении других рассказов Вулфа, а здесь кажется вырванной из контекста.
«Варвар» Джоанны Росс — вообще самое слабое произведение сборника, история о женщине-варваре, у которой сложились противоречивые отношения с магическим начальством.
«Среди волосатых людей» Лафферти — еще одна неудача, пережевывание «свежей идеи» о неземных силах, которые ради игры между собой создают человечеству его историю.
Авантюрный рассказ Деймона Найта, написанный в духе Роальда Даля, картины не портит, но и в симбиоз с другими рассказами вступать отказывается.
«Ветеран» Лейбера — история о вечном солдате, неплохое начало сборника.
Хорош рассказ Джеймса Типтри-мл. — одновременно лиричная и гнетущая история о космических странниках по призванию и мироощущению.
Роль главных «локомотивов» Another World, как и в первом сборнике Дозуа — A Day in Life, взяли на себя повести Кордвейнера Смита и Кита Робертса.
«На планете драгоценных камней» — это прямо «Горменгаст в космосе», причудливая, сновидческая история об изгнаннике при дворе повелителя странной планеты, где черви и почва много ценнее изумрудов.
«Сигнальщик» Кита Робертса — ух, вот где настоящая литература! Робертс (по воспоминаниям коллег) отличался резким темпераментом и был временами крайне неприятен в общении, но, как ни крути, это был настоящий талант. В одной повести уместились мифопоэтика, альтернативная история, реминисценции из счастливого детства в духе Набокова, с его любовью к деталям, ритмические эксперименты с текстом, скандинавская мифология. Поразительно красивый текст.
Мораль (если тут уместна мораль): качество компонентов не гарантируют отменного вкуса готового блюда.
PS. Но если есть возможность, прочтите Робертса обязательно!! А потом еще и еще.