Борис Штерн «Голая девка, или Обнажённая с кувшином»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Стояли себе в санатории две статуи: шахтер с отбойным молотком и человек с ядерной структурой в руке, стояли бы и дальше, но поставил один заслуженный деятель искусства новую статую — обнажённую девку с кувшином. Ой, и что тут началось...
Входит в:
— сборник «Чья планета?», 1987 г.
— антологию «Современная фантастика», 1988 г.
— антологию «Перпендикулярный мир», 1990 г.
— сборник «Записки динозавра», 1995 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1986 // Малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 20 мая 2020 г.
Прекрасный волшебный рассказ о пробуждающей силе искусства. В парке санатория ожили скульптуры. Удивительно? Но еще удивительнее перемены, произошедшие с главным героем рассказа — бывшим фронтовиком, а ныне завхозом Коробейниковым. «Он начал разбираться в искусстве». Рассказ, будучи насквозь пронизан метко снятыми солнечными реалиями ушедшей эпохи, гарантированно поднимает настроение. А отдельные сочные фразы из него хочется перечитывать и перечитывать, «облагораживаясь искусством» снова и снова.
amak2508, 26 декабря 2019 г.
Не стоит искать в этом рассказе глубокой авторской мысли — её там нет. Впрочем, как не стоит и доискиваться причины, по которой ожили парковые статуи — это не принципиально. Напридумывать можно всякого, но вряд ли хоть одно из этих объяснений способно по-настоящему удовлетворить читателя.
А вот что стоит, так это просто читать прекрасный рассказ и получать от него огромное удовольствие. В совсем небольшую по размеру вещицу вложено столько талантливо подмеченных/подсмотренных ситуаций, образов и фраз из нашей недавней советской жизни, что хватило бы на десяток-другой аналогичных произведений. А уж про юмор, причём не вымученный, ни полупохабный, а настоящий, живой и искромётный, и говорить нечего — его в этом рассказе просто море. А ведь кроме этого к достоинствам произведения можно ещё причислить и увлекательный, почти детективный сюжет, и отличный, очень легко читающийся текст.
И напоследок несколько цитат из рассказа: «Здесь нельзя ходить в купальнике, вы не в притоне!», «Тут какая-то дальновидная государственная политика....Рожать стали меньше, вот и ставят для поднятия духа каменных девок», «Некоторые граждане не видят разницы между голыми девками и произведениями искусства», и наконец «Я тут стою и облагораживаюсь искусством...» :).
Kabasha, 4 сентября 2019 г.
Знаете, порой некоторые фильмы, снятые душевно и с теплотой, называют «ламповыми», что говорит об их явном отличии от других продуктов в наш век цифровых технологий и всеобщей диджитилизации.
Так вот про этот рассказ тоже вполне можно сказать, что он ламповый. Спокойная размеренная жизнь советского санатория, внезапно нарушается историей со статуями… Еще одна простая и легкая история в малой форме от Бориса Штерна, которая несмотря на свою скоротечность создает объемное впечатление, в достаточной мере раскрывает персонажей и рисует сюжет, за которым хочется следить.
Объективности ради замечу, что внимательный и опытный читатель скорее всего догадается о развязке. Но от этого финал не становится хуже. Спасибо, что все еще продолжают попадаться Кабаше на глаза такие истории. Без них было бы значительно грустнее.
Dan-Master, 28 октября 2013 г.
Рассказ вроде похож на газетный фельетон, вызывает большую улыбку, но по моему мнению он намного глубже. Наверное весь смысл в словах Коробейникова в конце рассказа «Искусство нельзя... того до лампочки. А то они все разбегутся.» Обмельчали мы «человеки» душой и помыслами, стали мелочными и до нельзя меркантильными и бегут от нас даже статуи сбрасывая амфоры, весла и отбойные молотки, спасаясь в краях где еще не очерствели души до конца.
Прекрасный рассказ большого мастера
Ank, 20 октября 2012 г.
Настоящий герой рассказа – не статуя, а завхоз Коробейников. Он бывший фронтовик, и порядки в санатории у него тоже военные. Лавочки нельзя красить радугой, только в зеленый цвет и так далее, а когда его выписали из больницы, даже погода испортилась. И тут случается эта история. В результате завхоз становится просто другим человеком. Он начинает задумываться о чем-то таком непонятном, и даже идет в библиотеку за энциклопедией.
Завхозу противопоставлен скульптор, изваявший статую. Искусство для него только способ заработать денег и больше ничего. Он отработал заказ худсовета, получил зарплату и так и не понял, что создал шедевр.
Мне кажется, вся эта история – о случайности создания настоящих произведений искусства. Никто из творческих людей заранее не знает, получится у него вещь или не получится. Надеется каждый, но результат удается одному из тысячи. И если он удается, автор потом искренне недоумевает, как же это он умудрился создать шедевр.
alex1970, 28 октября 2012 г.
Настоящее искусство и настоящее чудо могут появиться вдруг, из ниоткуда. И пронять даже опытного завхоза, которого даже врачи и ревизия добить не смогли.
Хорошая история, которую последняя страница превращает в нечто совершенно иное, а не просто в рассказ о женщине с отбойным молотком
elent, 30 июня 2009 г.
Ну ладно, девушку сделали как-то по новому и она по ночам стала оживать. А вот почему стали оживать шахтер и ученый, мирно до этого стоящие и днем и ночью, — непонятно.
Sawwin, 4 апреля 2008 г.
Вроде бы простенькая юморная история, и все ходы стандартны, и образы привычны, едва ли не из фельетонов взяты. И вдруг концовка... «С этого момента Коробейников начал разбираться в искусстве...» И понимаешь, что ничего ты не понимал, и отлистываешь страницы, и начинаешь читать заново, обращая внимание уже не на сор, а на ту поэзию, что произрастает из него.
damira, 22 марта 2008 г.
Поучительная история, особенно если вспомнить, сколько этих скульптур с веслами и кувшинами стояло по лагерям и санаториям.