Борис Штерн «Спасать человека (Необходимое дополнение к трём законам Азимова)»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
И снова перед нами скромные труженики космоса — мужественный инспектор Бел Амор и его верный робот Стабилизатор. На этот раз мужественный инспектор столкнулся со спятившим роботом, который решил, что именно роботы — это люди, а люди — это роботы.
Входит в:
— журнал «Химия и жизнь 1983`4», 1983 г.
— антологию «Снежный август», 1985 г.
— сборник «Чья планета?», 1987 г.
— антологию «Дзвони зеленої Галактики», 1988 г.
— антологию «Tower of Birds», 1989 г.
— антологию «Посёлок на краю Галактики», 1989 г.
— антологию «Таможенный досмотр», 1990 г.
— антологию «Проба личности», 1991 г.
— сборник «Сказки Змея Горыныча», 1993 г.
— сборник «Приключения инспектора Бел Амора», 1994 г.
— сборник «Записки динозавра», 1995 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Наши в космосе», 2000 г.
- /языки:
- русский (16), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (15), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Х. Смит (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
astoun, 13 марта 2023 г.
Мне рассказ показался не смешным и невероятно затянутым. Долгий и нудный монолог Дикого Робота не несет ни одной оригинальной мысли. Сам ДР совершенно не интересен — примитивная жестянка, изрекающая банальности.
Поступки героев вызывают полное недоумение. Вот, навскидку.
Если Дикий Робот каждому пойманному человеку выделяет вагон — значит, пленных набралось немало. Почему же все покорно подчинялись ДР, у которого нет никаких силовых мер воздействия, все оружие — болтовня?
Зачем Март торчал на свалке второй месяц, хотя в его распоряжении был звездолет, и он мог улететь в один момент?
Как можно заменить букву «д» мягким знаком? На бумаге, конечно, элементарно — хоть знаком доллара или интеграла. Но читателю интересно, как сие будет звучать, а это автор придумать поленился.
Как может замена буквы «д» испортить сигнал SOS, в котором этой буквы вообще нет?
Даже если бы пролетающий мимо корабль получил искаженный SOS, там наверняка решили бы, что искажение вызвано неисправностью аппаратуры, и все равно поспешили бы на помощь. Таким образом, вся затея лишена смысла.
Почему, улетая, герои не прихватили с собой остальных плененных людей? Потому что автор о них благополучно забыл?
И т.д и т.п.
Диагноз: длинная скучная погремуха с наводящими зевоту героями, вся состоящая из логических дыр. Оценка соответствующая.
amak2508, 1 июля 2020 г.
Иронизировать, в принципе, можно над чем угодно. Даже над тремя законами роботехники Азимова, что и попробовал сделать Борис Штерн в этом рассказе. Действительно: а что есть человек? — определений много, но все какие-то неконкретные.... Ну, и почему тогда роботу не считать себя человеком? И почему бы не переформулировать один из законов Азимова, выпустив его в следующей редакции: «Разумное существо не может причинить вред другому разумному существу».
В общем, интеллектуальная игра Штерну вроде как удалась — эффектных мыслей много, но вот сам рассказ... — он получился далеко не таким интересным и не таким смешным, как великолепная «Чья планета?». Образ свалки явно вторичен, да и не так красочен, как у других авторов. Дикий Робот... — да, от него идут любопытные мысли, но сам он совершенно неинтересен. Шутка с отключением буквы «д» в произношении Дикого Робота вроде бы и неплоха, но тут сразу возникает вопрос — а зачем этот робот вообще выпускал в космос сигнал SOS и отлавливал людей и роботов?
lammik, 21 мая 2020 г.
Автор резонно отметил, что прежде чем прописать в позитронный мозг Законы Роботехники, стоит там же определить Человека и Робота, а то не ровен час... Как и в других рассказах Бориса Штерна важно не только о чём написано, но и как это сделано. «Человек — это тот, кто понимает искусство.» Определение не хуже любого другого. Хотя если ему следовать, то окажется, что не всё называемое искусством им действительно является или же придётся усомниться в человечности миллионов, чего бы не хотелось. А «металлография» как жизнеописание робота. Здорово же! Есть авторы, которые умеют доставить читательскому мозгу особенно изысканное удовольствие. Помимо захватывающего сюжета, гениальных идей и замечательных героев читатель получает возможность вспомнить, какое же это сокровище — русский язык и как же ему повезло им владеть.
olpo70, 27 марта 2019 г.
В принципе все хорошо кроме одного. Я снизил оценку только потому что автор главным героем рассказа сделал почемуто не Бел Амора. Главным героем он сделал его товарища и сослуживца Марта. Я не понял этот замысел автора. На мой взгляд если уж цикл про нашего любимого инспектора, то он и должен был разрулить ситуацию с Диким Роботом.
Yazewa, 28 ноября 2010 г.
Философствующий робот — это искусственный интеллект высшего порядка. Особенно если он занимается этим на свалке!
А как вкусно описаны банные процессы! :smile:
Vendorf, 2 апреля 2008 г.
Автор придумал свой космос со своими законами. Чем-то напоминает Россию, с ее неповторимостью и большим количеством непонятностей. А законы Азимова уперлись в филосовские понятия, но разве роботы разбираются в философии?..
Uldemir, 23 апреля 2006 г.
Мутноватый рассказик, своеобразно интерпретирующий законы роботехники Азимова. Муть, правда, заключается не в понимании этих законов, а в особенностях организации банного хозяйства в условиях космоса.
elent, 28 октября 2006 г.
Все таки последний Бел Амор — это не то что первый. Не так забавно, но и не грустно. Непонятно. Очевидно начало перестройки повлияло.