Валерий Пылаев «Камер-юнкер»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обмен разумов, перемещение разума | Сверхъестественные способности, супергерои | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Череда покушений убеждает князя Александра Горчакова в том, что он очень уж сильно кому-то мешает. Безусловно, он набрал вес в обществе, а его новаторские идеи — будто кость в горле для консервативной аристократии. Но только ли в этом дело? А может, настоящая причина в том, что наследник престола приблизил его к себе?
История запутывается пуще прежнего, когда недавние враги проявляют себя как союзники. Не означает ли это, что и бывшие друзья — не такие уж и друзья, как казалось?
Между тем в мире назревает нечто страшное, вот-вот может грянуть война, а для Российской империи вступить в нее с ножом измены в боку — смерти подобно. Успеет ли Горчаков-младший разобраться во всем, пока не стало слишком поздно?
Читайте четвертую книгу цикла «Горчаковъ» — продолжение захватывающих бестселлеров «Лицеист», «Юнкер» и «Титулярный советник«!
Входит в:
— цикл «Горчаковъ»
Номинации на премии:
номинант |
РосКон, 2024 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 29 октября 2024 г.
«Унтер-офицер»
Рецензия на «Камер-юнкера» Валерия Пылаева
Относительно недавно я увидел в одной киногруппе любопытное изречение: чтобы создать успешную франшизу, нужно снять хорошую трилогию, подождать какое-то время и выпустить четвёртую часть. С этим наблюдением можно поспорить, но к циклам более чем из трёх книг его применить тоже можно. Здесь, правда, автор почти не ждал, а сразу взялся за срединный том.
Даже когда цикл крупнее трилогии, триквел может оказаться важной вехой в развитии сюжета. Так получилось с «Титулярным советником». После столь смелого и громкого на события романа следующий обречён был расхлёбывать последствия. На мой взгляд, Саше Горчакову повезло гораздо больше, чем Антору из другого цикла Виктора Смирнова, то бишь Валерия Пылаева, «Видящий», но ситуация всё равно далеко не та, что в начале цикла «Горчаковъ».
С одной стороны, Российская империя оправилась от бунта народовольцев. С другой стороны, тучи над ней продолжают сгущаться, и всё чаще потенциальным противником называют вполне конкретную страну. Тоже империю. На пороге страшных событий врагов ищут не только за границей, но и внутри. Тех, что могут работать на первых. И кто виновен больше, сразу выяснить нельзя.
Четвёртый том использует типичный приём с персонажами-перевёртышами. Это подкрепляет интригу, но и подкармливает паранойю. Я вот до последнего подозревал одного значимого героя цикла в предательстве, а тот взял и оказался не причём. Разве что эффективность его работы осталась под вопросом, но тут уж можно списать хотя бы на человеческий фактор.
Несколько героев, и в первую очередь — «краснокожий» юнкер Артём Волков — предстают совершенно в новом свете. Кое-какие намёки нам давались в «Титулярном советнике», но смысл они приобрели только сейчас. К слову о паранойе: по итогам прошлой части меня посетило подозрение, что наследник Павел мог умереть за кадром, а государственные СМИ пытались это скрыть. Каково же было моё удивление, когда «Камер-юнкер» расставил всё на свои места!
Ещё один перевёртыш — персонаж, который, если я всё-таки не запутался в генералах, до этого лишь многажды упоминался, но ни разу не фигурировал во плоти. По крайней мере, Саша его сходу не узнаёт, а значит, с ним он действительно не сталкивался. Взаимная неприязнь перерастает в настороженное сотрудничество, однако нельзя сказать, что прежде отрицательный персонаж вдруг оказался положительным или хотя бы переметнулся на сторону добра. Виктор рисует более сложную картину, и однозначно сказать, за умных тот или за красивых, я вот затрудняюсь. Другое дело, что финал его истории вызывает только спокойное удовлетворение, и нисколечко не печаль, а значит, полюбиться этот герой мне лично не смог.
Зато ему на смену приходит вполне внятный новый враг аристократических кровей. Или даже два, но Меншикова автор почти не задействует. Все шишки достаются графу Орлову. (Да, Виктор по-прежнему использует неслучайные фамилии, а то и титулы и профессии, для героев цикла.) Особенно хороша получилась сцена противостояния в Госсовете. Там и речь Горчакова-младшего стоит внимания, но пикирование практически стенка на стенку — это что-то.
Почему-то как раз после вышеупомянутой сцены сюжет пошёл как будто на автомате. То есть события идут, порой удивляют и даже восхищают, но как-то без огонька. Без некоторых линий можно было обойтись или упростить их. По крайней мере, в рамках этой части. Что-то подобное было в «Юнкере» (иронично, что тут мы ведём речь о «Камер-юнкере»), но больше нет ощущения необязательности, что уже хорошо.
Несмотря на обилие авторитетов (дед, Багратион и ещё двое как минимум), Саша Горчаков не пускает всё на самотёк. Его образ остаётся самостоятельным. Он не взбрыкивает и не идёт наперекор вообще всем, но и не следует слепо по чьей-то указке. Деятельный персонаж получился, осмысленный. В последнее время это редкость, и я рад, что заглавный протагонист цикла способен своими действиями формировать сюжет.
Напоследок замечу, что герой всё ещё попаданец, но вспоминает об этом Виктор фактически только раз, зато на целую главу. Внезапно в благородный мир магической Российской империи врывается грубый техноапокалипсис, и если бы нас заранее не готовил автор намёками в прошлых частях, жанровый перескок вызвал бы ступор. А так, наоборот, лишь ещё сильнее подогрел интерес, ибо вряд ли читатель до самого финала цикла получит ясные ответы. А значит, движемся вперёд!