fantlab ru

Валерий Пылаев «Лицеист»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.88
Оценок:
69
Моя оценка:
-

подробнее

Лицеист

Роман, год (год написания: 2021); цикл «Горчаковъ»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

1967 год. Мир, которым правит магия аристократов. Где рок-н-ролл звучит даже во дворце ее Императорского величества, а отечественные «Волги» успешно сражаются на ночных улицах с американскими «Понтиаками».

Очередная бешеная гонка по Санкт-Петербургу заканчивается трагедией. Врачи и целители, уже приговорившие юного князя Горчакова к смерти, списывают чудесное спасение на внезапно проснувшийся Дар. Но даже родовая магия не в силах объяснить, почему у парня полностью изменились привычки и вкусы… И откуда берутся странные сны о местах, в которых ему еще не приходилось бывать.

Входит в:

— цикл «Горчаковъ»


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2023 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Горчаковъ. Лицеист
2022 г.

Аудиокниги:

Лицеистъ
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Поверенный»

Рецензия на «Лицеиста» Валерия Пылаева

После небольшого перерыва я вернулся к творчеству Виктора Смирнова, пишущего под псевдонимом «Валерий Пылаев». Следующим на очереди стал семикнижный цикл «Горчаковъ», действие коего разворачивается в альтернативной Российской империи. Альтернативной сразу по двум причинам: во-первых, там на дворе 1967 год, что само по себе идёт вразрез с нашей историей; во-вторых же, историю этого мира писали не только обычные люди, но и Одарённые.

Насколько я понимаю, данный цикл относится к современному жанру бояръ-аниме. Точного определения у него, вроде бы, до сих пор нет. Чаще всего сюда относят сюжеты, идущие по лекалам аниме, но в альтернативные периоды нашей истории, причём с долей магии. Российская империя в 1967 году с Одарёнными аристократами вполне подходит под это определение. Есть и такая оговорка, что в этих мирах могут очутиться попаданцы.

Не знаю, можно ли считать последнее свойство устоявшимся, но «Лицеист» буквально начинается с жирного намёка, что в теле Александра Горчакова объявился кто угодно, только не сам малолетний князёнок. Однако если в деле и впрямь замешан как минимум один попаданец, то на сюжете первого тома это почти никак не отражается.

Вообще, понятие «попаданец», хоть и появилось значительно раньше бояръ-аниме, имеет достаточно расплывчатую «область действия». Попаданцем может стать и обычный путешественник во времени, пусть и переместившийся в оном не всегда по своей воле. А может быть и без всяких переносов по хронологии. Просто вот вам условный пионер, а он берёт, поскальзывается на мокрой гальке, а дальше как в классике: упал, очнулся… только вместо гипса чужой незнакомый мир.

Александр Горчаков находит себя в Мариинской больнице после страшной аварии, виновником коей сам, вроде как, и стал. Чудесным образом он выкарабкивается с того света, взамен получая благодать от родового Источника, то бишь наделяется Даром, коим до этого толком не обладал. К счастью для него, аристократы сего мира — сплошь колдуны, а потому на их фоне прорезавшийся у сопляка Дар чем-то из ряда вон не кажется.

Одарённые кажутся вольной калькой с Иных Сергея Лукьяненко. Быть может, вселенная Дозоров и послужила Виктору Смирнову одним из источников вдохновения, тем более что в соответствующей серии он лично участвовал. Сходства есть и в плане заклинаний и их названий. Та же Сфера Отторжения — прям один в один сфера отрицания. Есть и существенные различия: вселенная «Дозоров» всегда шла нога в ногу со временем, и даже недавно вышел роман одного из отцов-основателей, действие коего происходит в 2023 году на территории близлежащей страны. Вселенная же «Горчакова» сразу же себя отрезает от нашего мира. Мало того, что на дворе там вторая половина 1960-х годов, так ещё и Российская империя за окном.

Справедливости ради, если порыться, наверняка можно найти произведения о такой вот задержавшейся империи и до зарождения жанра бояръ-аниме. Тот же «Лёд» Яцека Дукая (2007) тоже об альтернативном мире, где и Российская империя существует дальше, и Польша в её составе. Что движет авторами, предпочитающими совместить более-менее привычные технологии с эпохой дворян и государей-императоров? Понятно, что каждый приходит к этому своей тропой. Мне кажется, Виктор просто хотел стилизовать всё под старину, не отказывая себе в использовании бензиновых автомобилей, ночных клубов и молодёжного сленга.

Ещё одна причина может крыться в старомодности самой концепции магии. Ни для кого не секрет, что раньше у людей преобладало именно магическое мышление, а в эпохи неопределённости и неясного будущего оно возвращается снова и снова. То есть это не что-то устаревшее и чужеродное. Людей, считающих, что, например, если утопить в воде фигурку нелюбимого человека, с ним обязательно случится что-то плохое, и сейчас легко найти (только лучше не надо: скорее всего, они вас найдут первыми и утопят вашу фигурку в воде). Жанр фэнтези, какими бы надстройками его не сопровождали авторы, работает именно с этими алогичными образами, и обязательно следует держать в голове, что дело происходит либо в альтернативной магической реальности, либо в выдуманном, скрытом от глаз простых смертных слое нашего мира.

Когда волшебный мир строится вокруг обыденной действительности, авторы обычно отделяют героя и его одарённое окружение от оной, и бо́льшую часть времени он проводит в чудесных замках, мрачных подземельях и тёмных лесах. Для самобытных фэнтезийных миров с этим как-то попроще. Если только сам автор не начнёт ставить себе палки в колёса, волшебники у него будут привычной частью общества, магию никто скрывать не подумает. Вселенная «Горчакова» в этом плане тяготеет ко второму варианту, хотя и не отказывает себе в удовольствии кое-что перенять и от первого.

Таким образом, Одарённые здесь не скрываются от простолюдинов, а собственно, формируют элиту. В связи с этим, похоже, нет или почти нет магии, направленной на создание иллюзий, сокрытие самой волшбы, как нет и оборотней, вампиров и прочей нечисти. По крайней мере, в «Лицеисте». Что удивительно, на моей памяти это первый роман Валерия Пылаева, где ни разу не упомянуты волки — что при отсутствии вервольфов и городском антураже неудивительно. Зато если не считать классового расхождения, аристократы не отстают от других и не пренебрегают современными их эпохе технологиями.

Я не буду пытаться разбираться, насколько сюжет соответствует лекалам аниме — второй половины названия жанра. Главное, что он тут есть и он чрезвычайно бойкий. Чуть ли не с пробуждения в больнице Александр только и делает, что впутывается в неприятности и выпутывается из них с переменным успехом. На этом пути его неизменно подстерегают ослепительные красотки, как будто готовые отдаться по первому его щелчку пальцев, но автор держит протагониста в узде. Другое дело, что юношескую фантазию Горчакова не под силу удержать даже Виктору, а потому загадочные сны, что упоминаются даже в аннотации, не вызывают ни интереса, ни внимания.

Довольно скоро разборки двух дворянских родов превращаются в сложную и, ввиду эпилога, запутанную интригу, кою Виктор, видимо, раскручивает в последующих частях. Детективные элементы просчитываются если не сразу, то как минимум загодя. Что, впрочем, не значит, что автор не способен удивить. Ещё как может! Однако разбив задумку на семь частей, он вполне мог пренебречь ответами на некоторые вопросы. «Лицеист» оставил приятное впечатление, но также и множество заделов, развитие коих способно как нивелировать его потенциал, так и раскрыть на полную. Как оно на самом деле получилось, узнаю из оставшихся шести томов.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх