fantlab ru

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.93
Оценок:
417
Моя оценка:
-

подробнее

Тень великого древа

Роман, год (сетевая публикация); роман-эпопея «Полари»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Завершающая книга цикла Полари.

Каждый получит свое: кто власть и бессмертие, кто кровавую жатву, кто свободу, кто месть. А сумрачная тень древней тайны все плотнее накрывает мир, и кому-то предстоит развеять ее. Любой ценой.

Примечание:

Книга завершена! И цикл Полари — завершен!

https://freedlit.space/book/913


Входит в:

— роман-эпопею «Полари»



Издания: ВСЕ (1)


Самиздат и фэнзины:

Тень великого древа
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочется много написать лестных слов, развернутый отзыв, с комментариями, ремарками и своими размышлениями. Дать оценку героям, событиям, самому автору. Но...

Есть такие книги, которые и не нуждаются в отзывах, критике или похвальбе. Книги, о которых все ясно без слов. Книги, которые обязан прочесть каждый, кто так или иначе считает себя любителем (или профессионалом :) ) художественного ремесла. Книги, которые появились и уже вряд ли забудутся. Книги, которым не нужен статус бестселлер.

Это именно такая книга, как, впрочем, и весь цикл Полари.

Единственный минус — найти такое же достойное фентези будет очень сложно.

Автор создал целый Мир, в котором я с радостью побывал.

Благодарю за такой объемный труд! Спасибо, Роман Суржиков!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Каким будет бог, если он не похож на икону?»

Когда-то давным-давно — кажется, в прошлой жизни — я узнала, что в английском языке есть такое понятие, как «книжное похмелье». Тогда я рассмеялась над необычной формулировкой, показавшейся мне нелепицей. Сейчас же, переворачивая последнюю страницу финальной части цикла «Полари», я с ужасом поняла, что очутилась именно в таком состоянии. Слишком много дней и ночей я провела в придуманном автором мире, где благодаря Священным Предметам происходят чудеса, власть над Континентом регулируется силой необычного оружия, а высоко в небе своим излучением манит Звезда. Я влюбилась в антураж, породнилась с героями, с головой ушла в зыбучую бездну потрясающих приключений и завораживающих тайн. Мой разум пьянеет под натиском сумасшедших эмоций, во власти которых на данный момент я пребываю. Именно ими я и хочу с вами поделиться. Да помогут мне в этом Праматери.

О чем же данная часть? Итак. Личность Кукловода больше не тайна, она обнародована, что вовсе не мешает ему продолжать вести свою борьбу в окружении непобедимой армии. Ему и его соратникам противостоят войска представителя одного из Великих Домов. Грядет великое сражение, которое станет одним из самых масштабных и ключевых событий в истории Полари. Однако игры смертных скучны для того, кому покоряется вечность. Поэтому Боги приберегли для людей новые испытания. Тень Великого Древа нависла над миром, который находится в шаге от раскрытия великих тайн.

»- Вы предлагаете бежать из Фаунтерры?!

- Ни в коем случае, ваше величество! Это не бегство, а эвакуация.»

Начну с антуража. В каждой из предыдущих книг автор уделял много внимания описанию различных территорий Полари, знакомя тем самым читателей с этим огромным и невероятно интересным миром. Не могу передать степень своего удивления, увидев на страницах данной финальной части новые, еще не затронутые авторским взором локации. На этот раз неугомонный демиург перенес нас на побережье Океана Бездны в необычное графство, именуемое Мельницами. Возвращаясь мысленно в те эпизоды, у меня возникает перед глазами величайшее сооружение, похожее на вырванную из Кристальных гор скалу, — мельница. Тени от ее огромных лопастей пробегают по земле лоскутами тьмы и света, создавая впечатление, будто сутки здесь длятся несколько ударов сердца. Однако самое сильное впечатление на меня произвело Кладбище Ржавых Гигантов — окруженное обрывами плоскогорье, заполненное огромными скульптурами воинов. Оно заставило меня задуматься о кратковременности всего, в том числе власти и славы. Сотни скульптур... а может десятки тысяч. Когда-то казалось: более великих героев не носила земля! А теперь их останки насквозь проела ржавчина, а когда-то державшие в страхе целые народы клинки, расплывались рыжей грязью...

«Как скоро истлеет нетленная память? Как лживы, сожри их тьма, слова: герои не умирают?! Конечно, умирают. Гниют, покрываются ржавчиной, превращаются в грязь, труху, забвение...»

Говорить о персонажах этого цикла хочется бесконечно. Не секрет, что я в восторге от тех образов, которые придумал и воплотил в своем произведении Суржиков. И все же надо отдать дань уважения тем, кто еще не дочитал эту историю. Любое неловкое слово о героях — опасный шаг в сторону спойлеров. Увы, по разным причинам не все из них могли добраться до финальных откровений. Поэтому оставим конкретику за скобками и поговорим обобщающими категориями. Сегодня, как ни странно, я хочу спеть оду... отрицательным персонажам. Да-да-да! Именно тем злодеям, которые раздражали, угнетали и вызывали во мне бурю негативных эмоций. Все это было на страницах предыдущих частей. Эта же книга, развернула личностные портреты многих из них совсем другой стороной. И вышеперечисленные лица заискрились перед читателями новыми гранями. Сюжетные линии некоторых негодяев были невероятно эмоциональными и откровенными. Многие суждения, прозвучавшие там, стали продолжением моих мыслей, а поступки оказались понятными. Более того! Они вызывали снисхождение, а иногда даже — уважение.

«Человек — великое творение богов! Нужно лишь осознать свою ответственность. Мы родились Людьми, а не свиньями или псами. Разве это не причина, чтобы быть человечными? Неужели без титула этого не понять?!»

Хочется добавить несколько слов о волшебном из волшебного — литературном даре автора. Я давно поймала себя на мысли, что мне — привередливому читателю — важна не только интеллектуальная часть произведения, но и техническая. Обе упомянутые составляющие в работах Суржикова находятся на высочайшем уровне. Верх всяческих моих похвал! На протяжении всех книг писатель неоднократно демонстрировал всем нам свое мастерство, виртуозно владея словом. Что это? Добродетель, дарованная небесами, или признаки многолетнего опыта? По сути, не важно. И то, и другое имеет место быть. Просто читая его творения, совсем не хочется, чтобы они заканчивались. «Тень Великого Древа» не стала исключением. Как и ее предшественницы книга украшена метафорами и юмором, наделена ритмичным рисунком сюжета и увлекательной композицией. Одним словом — браво! Также я не устаю восхищаться, как Роман превосходно объединил между собой нити повествования, каждая из которых имела не только свое настроение, но и определенную стилистику письма. Многие из них возникли буквально в первых главах цикла, переплетаясь именно на страницах данной книги в потрясающее сюжетное полотно. Ни один герой не был потерян, и каждый из них внес свое звучание в неизбежный финальный аккорд голосов всей истории.

«Добро не может победить с помощью ассасинов, перехваченных писем, перекупленных полков. Добро — это то, что делаешь по убеждению, не за деньги и не за власть.»

Буквально с первых страниц книги градус напряжения в сюжете постоянно рос. Каждое событие царапало душу и казалось более сокрушительным, чем предыдущие. Штурм замков, крах Великих Домов, трагедии уничтоженных городов, непреодолимые препятствия и бесконечные сражения. Шаг за шагом, глава за главой герои постепенно приближались к финальной битве. Этого судьбоносного момента я ждала, затаив дыхание. Мои ожидания были полностью оправданы. Автор описал кульминационные события, используя интересные приемы панорамирования, наделяя происходящее в книге кинематографической зрелищностью. Битва вихрилась перед глазами с ракурса нескольких сюжетных линий. Мы лицезрели все это не только как непосредственные участники сражений, но и как сторонние наблюдатели буквально с высоты птичьего полета. От увиденного на страницах моя кожа покрывалась снегом. Кто читал, тот поймет! История вершилась на глазах, удивляя читателей неожиданными поворотами. Идеальные позиции становились ловушками, военные драмы оборачивались мистерией, а мудрость брала верх над Перстами. Я была в восторге. Однако тогда я еще не знала, что ждет меня в финале.

»-Это проклятая тайна! Мы не должны узнать!

- Вот именно: проклятая — тайна. Исчезнет тайна — не станет и проклятья.»

Подходя к заключительным страницам, меня разрывали противоречивые чувства. С одной стороны, было грустно расставаться с героями, ставшими за время чтения практически родными. С другой — невероятно хотелось узнать ответы на многочисленные вопросы, разбросанные автором по страницам шести объемных книг. Избранный, Священные Предметы, Праметери, Звезда и многое другое. Забегая вперед, скажу, что не все придуманные писателем загадки я сумела разгадать. Замысел цикла оказался значительно грандиознее и глубже, чем я могла предполагать. Заключительная глава окончательно выбила землю из-под моих ног. Я перечитывала ее дважды, постоянно возвращаясь мыслями в уже прочитанное. Знала ли я тогда — на страницах предыдущих книг этого огромного цикла, что финал окажется таким сокрушительным?! Конечно, нет! Суржиков и в этом аспекте своего произведения сумел меня удивить. В очередной раз снимаю перед ним шляпу. Вместо слащавого хеппи-энда с поцелуями и бесконечными расшаркиваниями радостных героев друг перед другом, мы видим необычный клиффхэнгер, который ставит в тупик выбора не только персонажей, но и нас — шокированных читателей. До мурашек!

«В конечном счете, человек выбирает сам. Между совестью и страхом, между собственным решением и чужим, между покорностью и честью.»

Послевкусие от прочитанного имеет сладковато-горький вкус. Суржиков затронул в цикле «Полари» очень интересную проблему — если бы человечество могло выбрать другой путь развития, стали бы мы тогда своей подделкой или просто реализовали дремлющий в нас потенциал? Или наоборот — отказываясь от возможностей, мы растрачиваем себя и становимся плохими двойниками тех, кем могли бы быть, но никогда не будем? Каким образом поступила бы я на месте героев? Думаю, что каждый читатель задумался над этим, опираясь на личные, в том числе морально-этические соображения. Какой выбор сделали герои? Ответить на этот вопрос сложно. Устремляя взгляд в ту смутную даль, где живут воспоминания о сюжете этой истории, я постоянно возвращаюсь в начало цикла. Мне кажется, что как раз там и находится разгадка замысла писателя, достаточно просто прочитать «серое» название первой его книги. Я буду свято верить и не менее свято надеяться, что герои следовали именно этому принципу: Без... Помощи... Вашей!

Желаю Роману Суржикову творческих успехов, а его родной земле — мирного неба. Да помогут им Боги! Я буду с нетерпением ждать его новых работ и непременно вернусь в «Полари», как только цикл будет переведен на украинский язык.

«Тот, кто имеет великую цель, меряет время годами, а воду — морями. Он не станет грустить из-за скверного дня или кружки горького чая.»

Всем Добра!

---

Цитаты, не вошедшие в рецензию:

«Я не против пищи для бедных. Будут деньги, накормлю всех подряд. Я против оружия в руках подонков.»

«Черты характера лежат на каждом из нас, словно клеймо проклятья. Даже если они мешают, приносят страдания и боль — мы все равно остаемся заложниками своей натуры.»

«Умному человеку не нужны приказы. Просто укажи путь — и умный человек его пройдет.»

«Тайны разобщают нас, а знание способно сплотить весь мир!»

«Мужчины — слуги своих привычек. Ничего нет хуже – потерять женщину, к которой привык.»

«Окиньте взглядом все течение жизни – и один плохой день покажется мелочью. Год спустя вы даже не вспомните о нем.»

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершение отличного эпического цикла, как по мне, получилось спорным.

Линия Эрвина получилась довольно слабой, а жаль, ведь как по мне он самый интересный персонаж цикла. Мало того, что не наполненная событиями и маленькая, так ещё и этот псевдо любовный треугольник уж очень был не к месту. Но утешает то, что автор все таки не забыл кто в его цикле « Александр Македонский « и северная вспышка ярко засияла в нужный момент.

Отличная, как и на протяжении всего цикла, военная кампания. Штурмы замков и городов, стратегическое отступление, неожиданные вылазки, тактические приемы — услада для глаз.

Открытая концовка к моему удивлению не разочаровала. Не то что бы я любил недосказанность в финале, но именно этот случай пришелся по душе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Само раскрытие последней тайны мироздания и точка в построении ворлдбилдинга Полари оставила очень смешанные чувства. С одной стороны превращение фэнтези в подобие научной фантастики или постапокалиптики уже далеко не ново, и скрещивание жанров применялось множествами авторов, взять того же Аберкромби. Но Суржиков смог удивить. Не просто мир на руинах древней цивилизации, а пылинка в бескрайней спирали галактики. Островок средневековья в океане высокоразвитой цивилизации, космических кораблей и сверхлюдей. Арена для борьбы между двумя «богами», отыгрывающими роли как в каком-то спектакле. Не слуга темного Идо, а «попаданец» более развитой цивилизации в отставший мир, где он может отыгрывать любую роль, стать праотцом, стать военачальником, стать богом. Меня впечатлила линия Пауля, как он из абсолютного зла и прислужника тьмы превратился в трагического попаданца, окружённого людьми, которых он считал не более чем муравьями или нпс в играх. И как после лишь одного слова прощения от Нави он пытался спасти его от бомбы, видя в нем единственно равного себе в целом мире, единственного собрата по виду.

Я пойму разочарование некоторых людей, севших читать фэнтези, а получивших некое подобие сай-фая. Но меня концовка в целом не разочаровала.

Возможно по итогу последняя книга цикла получилась не идеальной — местами затянутой, местами скучноватой. Не все линии персонажей увидели четкий финал. Возможно не всем придется по душе открытый финал и концовка книги, но я хочу сказать что это лучший эпический цикл который я читал.

Вернувшись через несколько месяцев после прочтения пяти книг, дабы завершить цикл, я влился в него с головой и вынырнул только в финале. Спустя время, вернувшись к Полари вновь, я ощутил что мир Полариса невероятно живой. Взяв карту мира в руки, я укажу на любое герцогство, на любое графство и в моей памяти всплывут ассоциативные воспоминания связанные с этим местом

Вот герцогство Южный Путь — Это Великий дом Лабелин, богатство его правителей и бедность народа, это феодальная армия крестьян.

Вот Королевство Дарквотера — Это таинственная старая ЛедиВоТьме, это территория ядовитых болот и всевозможных скрытных убийц, жал криболы. Слабая армия, но сильное влияние на политику из тени.

Вот Рей Рой — территория степных кочевников и армада конных лучников, их религия и мифы про теленка и Гной Ганту, их вековая вражда с жестокими северными кайрами. Могучая сила, но разрозненная.

Все это засело в памяти и всплывает при взгляде на карту, и как по мне, это высший комплимент для Эпического Фэнтези.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгожданный финал оказался неожиданным. Он вызывает широкий спектр эмоций: некоторые будут в восторге, другие могут быть расстроены, но вряд ли кто-то останется равнодушным. Интересно, что истории персонажей больше связаны с судьбой мира, а не самих персонажей. Смерть некоторых персонажей добавляет напряжения и делает сюжет более захватывающим.

Автор активно общается с читателями в своем блоге, отвечая на вопросы тех, кто уже прочитал цикл.

Читательские вкусы различны: некоторые предпочитают истории с полностью закрытыми финалами, в то время как другие находят изюминку в открытых концовках. Финал истории «Полари» можно охарактеризовать как полуоткрытый. Автор оставляет четкие намеки и предлагает несколько возможных исходов, не раскрывая напрямую судьбу каждого персонажа. Автор предлагает читателям возможность подумать и помечтать.

Персонажи сделали свой выбор, конфликт завершился, ответы найдены. Судьба мира неумолимо шла своим чередом, предрекая, что прежний порядок уже не вернуть.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойное завершение цикла. Почти все концы сведены. Правда ждём эпилог в виде рассказа, чтобы завершить как минимум одну (Аланис) или две (+Джоакин) повествовательные линии. Глобальная тайна в принципе без неожиданностей — по итогам прошлого тома процентов на 80 подобная версия и сложилась.

Минус в затянутости и неуместных отступлениях от магистрального сюжета. Объективно можно было бы сократить текст на треть без особых последствий. Ну и необходимость общего сбора всех героев в конце в 1 точке привела к просадке ряда сюжетные линий из-за временного фактора.

Впрочем, для одолевших первый, вводный, том эпопеи это вряд ли станет большим препятствием.

По итогам ставлю 9. Обязательно к прочтению, но не без недостатков.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга не понравилось воды стало ещё больше чем в предыдущих произведениях, большинтсво персонажей ведут себя по идиотски

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Эрвин всю книгу страдает из-за того что ему не дала его бывшая невеста Нексия и замутила с его дружбаном Джемисом, в итоге оказалось что эти двое разыграли страдальца Стрелу. Также этот гениальный полководец поперся спасать сестру с 2 кайрами, сразу видно стратег.

Джемис кстати тоже страдает всю книгу, из-за того что струсил и на пару секунд подумал о своей шкуре, а не о Эрвина.

Про Минерву особо нечего сказать, бесила меня с первой книги, капризная обиженка, в итоге пролюбила столицу Адриану и убежала в

Первую Зиму кататься на лыжах, попутно прихватив казну, но хотя бы натравила кочевников на войска Адриана.

Купец Хармон этот толстячок обладает прекрасным навыком переобувания в воздухе, кидает Адриана (который тоже его хотел кинуть и передать как подопытного кролика ордену) становится на сторону Минервы.Хотел жениться на шаванке Низе, но был вежлево послан куда подальше так ка его опередил менее упитанный господин, из-за чего тоже постоянно ноет. Ну вроде как к концу книги шаманка тоже переобулась и захотела обратно себе это упитанго милашку. В целом мерзкий тип , пройдоха и трус.

Джоакин Ив Ханна простачок с садистскими наклонностями, свято верит Кукловоду(к концу вера наченает давать трещинки), дружит с милашкой Мартином и не очень радуется убийству его другана вследствие чего пытается безуспешно угандошить Кукловода. Что сказать лучше бы дома сидел болван.

Сам Кукловод из-за Абсолюта потерял ген осторожности за что и поплатился. Любит детей, не любит Иону.

Рихард Ориджин он же Лед, мечтает стать графом Первой Зимы, дуется на всю свою семейку, в итоге смог прибить батю. Считая себя защищённым поддался на уловку Эрвина и решил подраться на мечах из-за чего и помер.

Шут любит жену Карен, но Адриана любит больше и зря надо сказать.

Адриан думает что самый умный, страдаеет манией величия , в конце книги пролюбил все что можно.

Магда Лабелин умнее мужа и весит тоже больше. Бесконечно пытается затащить в постель своего мужа(в итоге ее батя порешал)

Карен любит шута, не любит Адриана, но всё равно остаётся при дворе и зря.

Насколько понял Иона втрескалась в своего братишку (Мартин одобряет).

Понравилось только линия Аланис.

Так теперь у нас персонажи шизи

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Коллективный орден, очень хотят полететь на звезду поэтому не остановятся не перед чем.

Нави добрый шиз , помешан на циферках, выглядят неправдиво его бесконечные прогнозы на будущее.

Пауль злой шиз, помешан на убийствах.

Финальная схватка показана идиотски, слишком легко Пауль поддался на уловку.

А ну и про откуда вообще Полари и предметы появились

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Колонизировали значит люди космос и решили поиграть в войнушку было это 2000 лет назад. Воевали значит ребята, а планета Поларис находилась по середине галактики а вокру было темное пространство. Ну и людишки решили перебрасывать войска через это пространство ,а чтоб корабли не сбивались с курса установили маяки (звезды тоесть). Один из них возле этой самой планеты разместили. В итоге ода из сторон повредила этот маяк вследствии чего кораблики начали врезаться в планету. Обычно падали роботизированные корабли на что никто не обращал внимания и их списывали в расход. Войнушка в итоге закончилась и кораблики начале очень редко ходить через это пространство. Но 1800 лет назад 1 корабль с колонистами которые должны были терраформировать какую-то планету тоже разбился. В итоге часть экипажа и колонистов выжила, экипаж стал элитой (праотцы и праматери) ,а клонисты обычными лохами. Ну и ребята в итоге терраформировали один континент на котором собственно происходят события, а вся остальная поверхность планеты очень недружелюбна. Ну и ребята решили не рассказывать потомкам что они прозибают в дерьме пока все остальные чиллят. Эту тайну знал только ограниченный круг людей — тайный орден. Миссия этих ребят построить в итоге корабль и долететь до маяка и починить его что бы послать сигнал бедствия времени всего 2100 лет а потом топливо у маяка закончится. Наши два шиза тоже прилетели из космоса, недавно их корабль разбился.

Но не всё так радужно люди в космосе настолько за эти 2000 лет преисполнились что перестали быть похожи на ребят из Полари. Человечесво пошло по двум путям одни ребята начали качать мозги, а другие начали эмоции.

И теперь дилемма в том что если позвать людей они не будут считать наших работяг за себе равных и устроят на Поларисе что-то вроде зоопарка.

И какого-то хрена посылать сигнал или нет решить должна Минерва.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня дочитал) до сих пор под сильным впечатлением. Проглотил целиком начиная с первой книги, радует что цикл завершен и не надо много лет ждать очередного продолжения, а концовка подтвердила догадки которые у меня были еще с первой книги) Найти что то сравнимое по интересности будет очень и очень непросто.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В прошлый раз всё завершилось воодушевляюще, оставив возможность простой и быстрой развязки. Появился бог, он всесилен, и сразу сделает, чтобы было хорошо. Но чудес не бывает — это стало понятно буквально с первых страниц. Мир Полари по-прежнему суров, в нём нет места для простых решений, причинять добро всем подряд не выйдет. И вообще, мироустройство не в силах изменить сам «бог из машины», у него есть предел возможностей. А раз так, то «правила игры» продолжают действовать и одинаковы для всех. Лёгкая концовка невозможна — и это отличный стартовый набор для финала.

Финал, наконец-то финал! Теперь можно вовсю использовать накопленный из прошлых книг массив знаний, а не опираться на симпатии или на собственное ощущение правильности поступков. Привычное взаимовлияние множества факторов: военных, экономических, даже религиозных — можно успешно разложить на составляющие. И наконец-то начать полноценно ориентироваться в происходящем, даже понемногу предугадывая сюжетные ходы. Вот если бы только не существовало Перстов Вильгельма...

В мире, где неизвестен порох, а самое мощное вооружение — метательное, Персты стали идеальным, абсолютным оружием. Они — настоящая «мечта попаданца»: бесшумны, невероятно скорострельны, обладают бесконечным боезапасом — и невероятной разрушительной силой. Постройка флота из десятка кораблей займёт многие годы, но чтобы разрушить корабль одним — всего одним! — Перстом, понадобится меньше секунды. Возведение даже небольшого замка легко растянется на десятилетия, но несколько ударов Перстами — и замок взят. Противопоставить им просто нечего. Баллисты и катапульты однозначно проигрывают в мощности, но потеря одной такой машины всё равно очень серьёзна. С другой стороны, потеря перстоносца, даже нескольких — вообще не проблема: новых можно поставить в строй буквально за несколько дней, даже вообще необученных — Персты справятся и так. Сражение двух одинаково вооружённых армий — дело не то, чтобы простое, но изученное, привычное. И возвращаясь к анализу происходящего — в этих условиях, даже без Перстов — шансов на победу у Кукловода явно больше. Поэтому уже разбить его войска — задача «со звёздочкой», но это только начало. Ещё необходимо справиться с самим — неуязвимым! — Кукловодом. Затем нейтрализовать ещё одного бога, что-то противопоставив целому арсеналу его Предметов. И наконец — спасти мир.

Даже для финала цикла это чересчур. По крайней мере, для того замкнутого на себе цикла, каким он был всё это время. В финале же приходится смотреть наружу, и теперь судьба целого мира зависит от действий всего нескольких человек. Это кажется невероятным, но ставки именно настолько высоки. Вдобавок, на глобальном уровне стало уместным чёткое разделение на светлую и тёмную стороны. Зло теперь — почти абсолютное. Мотивация тех, кто на «тёмной» стороне, выродилась до явной патологии, никакой компромисс с ними невозможен, а значит, предстоит битва сил добра против сил зла. Привычный мир Полари — теперь полноценное epic fantasy!

И всё-таки, несмотря на приобретённую эпичность, в каких-то моментах Полари просто отказывается меняться. Никакая великая цель, даже спасение мира — неспособна заставить некоторых персонажей хотя бы немного подумать, прежде чем натворить глупостей. И пусть бы эти действия были только во вред себе, но после каждого такого вмешательства положение становится всё более запутанным. Глупость, как и Персты, по-настоящему проявляет себя только сейчас, и как было бы хорошо, если бы её, как и Перстов, не существовало. Но увы — буквально у каждого будет «минута славы», после которой и так непростая ситуация ещё ухудшится.

Ну а кроме этих двух «концентраторов напряжения» всё в целом привычно. Следить за множеством сюжетных линий уже получается без проблем — сказывается опыт прошлых книг. Повороты сюжета воспринимаются как должное, и даже они, кажется, неспособны полностью переключить внимание. Впереди — та самая финальная битва, без которой слово «epic» было бы пустым.

Но вот в чём проблема: для описания битвы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
за Первую Зиму
подобрать слова очень трудно. Она поражает — и всё. Поражает настолько, что адаптироваться к происходящему просто не выходит. Действие, много действия, нереально много действия — и всё это в реальном времени! Да, именно так, грандиозно и должна выглядеть битва, от которой зависит судьба целого мира — но это шок. Даже после боя невозможно полностью осознать, что же достигнуто и какой ценой, тем более, что история на этом не завершается.

Ещё с начала открытого противостояния с Кукловодом сама суть мира Полари раз за разом отходила на второй план. На то, чтобы собрать вместе всё, что известно о Предметах, постоянно не хватало времени. Неважно, как именно и почему работает тот или иной Предмет. Магия или наука — да какая разница, если её можно применить с пользой? На фоне происходящего даже неувязки в «официальной» версии создания мира выглядели не настолько перспективно, чтобы отвлечься от всего и наконец разобраться. Но — «я подумаю об этом завтра», и пусть при таком подходе невыясненные вопросы продолжали иногда беспокоить, вместо них всегда находились более важные.

Что ж, вместе с финальной битвой наконец закончилось и противостояние. Осталось несколько глав, и кажется, в них только банальное «жили они долго и счастливо, и умерли в один день». А ведь именно там — в конце книги, как и полагается, должны быть ответы. И они есть, а вместе с ними — невероятная, действительно эпическая развязка! К ней невозможно было подготовиться, ведь сил реагировать просто не осталось. Разгадка оказалась простой, и, наверное, её стоило бы ожидать, но автор сделал всё, чтобы эта шалость удалась! Использовать финальную битву для отвлечения внимания, и открыть карты только в самом конце — куда лучше вмешательства «бога из машины».

Вот только

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
никакого «долго и счастливо» не получится. Хоть и не само существование, но путь развития мира по-прежнему под вопросом. Финал выглядит открытым, но два предлагаемых варианта не равновероятны. Можно долго спорить о предполагаемом развитии событий, психологии поступков или соблюдении соглашений. А можно использовать как аргумент один из «законов» epic fantasy... «Кончаются не сказки, — задумчиво сказал Фродо, — это герои появляются и уходят, когда их дело сделано.» И, кроме всего прочего, этот вариант на удивление точно соответствует миру Полари, пусть суровому и жестокому, но самобытному. Всё изменится — но постепенно, не сейчас. Пугающий мир будущего, межзвёздные перелёты и терраформирование — нет, это не Полари.
Полари, что бы ни случилось — феодализм, поезда и электричество. И это хорошо.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и подошёл к финалу путь в несколько лет...

Точно и не вспомню, когда я для себя открыл этот цикл. Лет 5-6 примерно назад. И надо сказать, вначале он мне «не зашёл». Но потом «распробовал», и всё — затянуло с головой. Из русскоязычного для меня это стало лучшим циклом за последние лет десять точно.

Финальный том оправдал все ожидания. Были и сражения, и интриги, и раскрытие тайн от самого «основания Мира» и много чего ещё... Но о сюжете не стану распространяться, хочется отметить персонажи. А они тут на мой взгляд как россыпь бриллиантов. И особенно хочется отметить женскую их часть.

Леди Аланис. В первых томах эта надменная блондинка меня малость бесила, и в число любимых персонажей не входила точно. Но то, что с ней происходило в «Люди и Боги», а особенно в этой книге... Этот её путь мести... «Тирья тон тирья!» Страшный путь и его итог. Который тем не менее имел весьма важные последствия.

ЕИВ Минерва. Нравилась с первого тома, за свой ум, за логику, за действительно государственную позицию. Малолетняя девчонка, которая изо всех сил пыталась не угробить Империю несмотря на пьянство, интриги и набеги меланхолии. Были моменты в КнТ и ЛиБ, когда читая о Минерве хотелось крикнуть ей: «ну что ты творишь, глупая!» Да и в этой книге она далеко не непогрешимый герой без ошибок. Но когда прижало, то она смогла взять себя в руки и сделать всё как нужно. А главное, она разобралась, кто её друзья, а кто враги.

Леди Иона Ориджин. Северная Принцесса, Волчица, Ведьма... Как только её тут кто не называл. Шрам, который в её душе оставила жизнь в собачьей клетке и цена которую пришлось заплатить за освобождение из неё, эта цена могла стать непосильной, но она же Север, она настоящий Ориджин. И она заплатит эту цену сполна.

Леди Магда Лабелин. Персонаж, которого в книге не очень много, но все её сцены, мысли и слова весьма яркие. Одно только её «- Слушай меня, кровожадная жопа!» достойно войти в мой цитатник))

А ещё леди Нексия, Гвенда, Чара, Лаура...

Среди сильной половины персонажей тоже есть кого отметить.

Герцог Ориджин. Оказавшись в конце предыдущего тома на краю гибели, он тут шаг за шагом выбирается от края пропасти. И тоже на этом пути понимает, кто друг, кто союзник, кто любимый человек. Ну и разумеется, в очередной раз демонстрирует, что не растерял навыки стратегического планирования.

Джоакин Ив Ханна. Всю книгу, практически до самого финала, вызывал стойкое желание убить его, и желательно как нибудь пострашнее. Человек с непробиваемой тупостью. Но ведь вода камень точит, и если сказать другими словами, то и здесь случилась та самая соломинка, которая сломала хребет мировоззрения нашего рыцаря.

Натаниэль и Пауль. Нам открылось их прошлое, и то как они попали в этот мир. И почему в итоге их путь оказался таким разным и таким печальным.

Купец Хармон. Вот кого уж поносило по сюжету, так это его. Служил разным господам, был бит, унижен, но не сломался, и пришёл к своей мечте в конце концов.

А какими яркими получились вроде и второстепенные персонажи как Инджи Прайс, Гордон Сью, Весельчак, шут Мэнсон.

Все эти персонажи составили настоящее созвездие в сюжете, за который хочется сказать огромное спасибо Автору!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо было закончить цикл 3 книги назад. Стало нудно, предсказуемо и много воды. В попытке автора закончить повесть и связать ее с изначальной задумкой герои одебиливаються, ситуации становятся натянутыми и сырыми. В целом начиналось на 10 из 10 а стало 6 из 10.

Печалька.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ура! Наконец-то я дочитал этот цикл! С каждой последующей книгой было всё труднее это делать, однако я дошел до конца.

Главная проблема всего цикла и в особенности последней книги — это обилие воды. Переживания героев и их бесконечные рефлексии слабо двигают сюжет и очень сильно утомляют. Видимо, автору не хватает редактора, который чутка проредил бы его текст. «Тень великого древа» только бы выиграла, если была бы короче хотя бы на треть. С интригой здесь тоже гораздо хуже, чем в предыдущих частях. Все сюжетные ходы угадываемы, лично меня автору удивить не получилось. Но это простительно — все-таки последняя книга, надо сводить все концы с концами. А с этим автор, считаю, справился. И полуоткрытый финал не испортил впечатления, нравственные проблемы, которые там затрагиваются, не имеют четкого и простого решения, что и пытается донести автор.

Резюмируя, отмечу, что данный цикл не имеет аналогов в современной русскоязычной нф/фэнтези по степени проработанности мира, уровню накала сюжетных интриг и качеству текста в целом. Не мешало бы серьезно сократить его, без некоторых сюжетных линий вполне можно было обойтись (например, Нави — явно выдуманный по ходу дела персонаж; или воздушный шар Хармона — сюжетный костыль, выполняющий второстепенную сюжетную роль для сохранения этого персонажа в действии). Лучше меньше да лучше. Краткость — сестра таланта. Это не про автора. Есть куда расти, удачи, Роман Евгеньевич, в ваших новых начинаниях!

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Было опасение, что автор «сольет» финал, но нет — он (или они — и финал, и автор) великолепен! Все объяснено, все логично. Разве что, как отмечал кто-то выше, хотелось бы завершения линий Аланис и Джоакина. Но финал нельзя назвать полностью закрытым, так что...

Пожалуй, лучшее русскоязычное фэнтези.

10 из 10 как за роман, так и за цикл.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, но автору не удалось закончить цикл на том же уровне что и первые книги. Часть сюжетных моментов кажутся очень сомнительными, часть персонажей демонстрируют резкое ухудшение когнитивных способностей, все чаще проявляется Мери Сьющность Одной из сторон, а батальные сцены это просто кошмар. В общем печально видеть столь неоднозначное завершение отлично стартовавшего произведения. Автор творит, нам лишь остается возможность высказать свое мнение.

За цикл — 9, за последний том — 6.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя часть не подвела — неожиданно и гениально. Жаль, что все хорошее кончается. Настолько превосходный цикл, что я не могу пока заполнить пустоту от его окончания. Боюсь, что теперь все в сравнении будет блеклым. 10 из 10.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

ТРИ тома!!! Некая затянутость, прогрессирующая по мере написания присутствует, порой раздражает, но не отталкивает от чтения. Было, по-большей мере, интересно читать. Но вот концовка разочаровала настолько, что имею сомнения, буду ли читать новые произведения автора. С моей точки зрения ее практически нет. Написать чрезвычайно объемное произведение и уложить финал и судьбы героев в одну главу? Да и судьбы не уложены ни во что. Так, наброски... А финальная фраза просто оставляет в недоумении. Для чего все писалось? Таким финалом можно заканчивать нечто, имеющее продолжение. Или короткий рассказик с претензией на философское эссе. Но продолжения не будет (и ладно).

Если кратко, звание «Мастера невыразительных концовок» с большим отрывом переходит к Суржикову.

За весь цикл все-таки высокая оценка — 8, за последний том — с натяжкой 7.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх