Кэтрин Мур «Джирел из Джойри»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У цикла есть вольные продолжения: рассказы французского писателя Оливье Леграна «Lost in Averoigne» (2010) и «Castel Atlante» (2011).
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 |
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1997 // Фэнтези - Авторский сборник или антология (США; испанское издание) |
- /языки:
- русский (7), английский (33), французский (1), итальянский (2)
- /тип:
- книги (34), периодика (7), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Александров (1), В. Гольдич (2), Н. Дружинина (2), Д. Липпи (1), И. Лысаковский (1), У. Малагути (1), И. Оганесова (2), В. Правосудов (1), Р. Рамбелли (1), В. Яковлева (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ramonak, 30 декабря 2024 г.
Насколько знаю, Кэтрин Мур в каком-то письме благодарила Роберта Говарда, и признавалась тому, что Джирель появилась на свет благодаря его сильным женским персонажам (Рыжая Соня, Темная Агнесс).
Так что влияние Роберта Говарда и здесь сыграло свою роль.
Цикл в целом хороший, хоть я немного и завысил ему оценку. Да-да, завысил потому что его писала женщина в 30-е годы 20 века — можете уже начинать процедуру моей отмены:)
Сами истории хорошие. Единственное — я бы каждую укоротил где-то на четверть, ибо Кэтрин Мур чересчур затягивает некоторые сцены, в особенности описания различных приходов и видений в потусторонних мирах. Из-за этого почти во всех рассказах страдает темп, и имея интересные завязки и неплохие концовки середина зачастую превращается в несколько тягомотный трип. Ну и четыре из пяти рассказов имеют в себе сюжетную основу попадания героини в некие необычные, странные миры или реальности.
Поэтому в качестве лучших рассказов выделяю первый и последний в цикле.
«Поцелуй чёрного бога / Black God's Kiss»
Собственно здесь есть чувство новизны — троп с попаданием в иную реальность еще не набил оскомину, первое знакомство с Джирель, колоритный Гийом Завоеватель, мрачный новый мир.
«Хеллсгард / Hellsgarde»
А это последний рассказ в цикле, и в нем нет попадания в другие миры. Это более классический хоррор про страшный замок на болотах и его страшную тайну. Еще понравился некий Гай Гарлотский, про которого в рассказе почти ничего нет, но имя колоритное, и я хотел бы почитать, как Джирель выбьет ему зубы, как она того и хотела:)
Остальные три рассказа неплохие некоторыми деталями и сценами (дриада или живая планета), но едут на базе первого рассказа и, как я упоминал выше, могут утомить повторяющимися тропами с иными мирами и чрезмерным описанием инаковости этих миров. Укоротив все эти описания, рассказы бы воспринимались куда увлекательнее, ибо интересное в них тоже есть.
Так что рекомендую почитать как минимум первый и пятый рассказы. Остальные три уже по желанию.
glaymore, 28 апреля 2022 г.
Решил ознакомиться с довоенной классикой «меча и магии» в женском исполнении.
В первом рассказе рыжая желтоглазая героиня из средневековой Франции попадает в демонические миры и путешествует по фантасмагорическим, я бы даже сказал — босховским пейзажам, по пути претерпевая всякое сюрреальное. Сюжета практически нет, но написано ярко, психологично, с выдумкой. Очень неплохо! Читаем дальше.
Во втором рассказе героиня (рыжая и желтоглазая, вы не забыли?) вновь попадает в демонические миры и путешествует по фантасмагорическим босховским пейзажам ...
И в третьем рассказе героиня (у нее рыжие волосы и желтые глаза, упомянем же об этом еще несколько раз) вновь попадает в демонические миры ...
И в четвертом рассказе ...
И в пятом ...
Последний рассказ цикла, слава древним богам, написан нормально, без демонических миров, и в нем даже есть внятный сюжет и интрига. Очень хорошая, добротная приключенческая фэнтези про затерянный в болотах замок с привидениями и сокровищами.
Рекомендую читать только первую («Поцелуй черного бога») и последнюю («Хелсгард») вещи в сборнике. Все остальные рассказы старательно копируют «поцелуй», только намного хуже.
Makisima Shogo, 29 июня 2021 г.
Перечитал цикл о рыжеволосой воительнице в бронебикини (как мне представляется). Краткий синопсис.
В сборнике «Чёрные боги, красные сны» собраны все рассказы из циклов про рыжеволосую воительницу из далёкого средневековья и космического контрабандиста Нордвеста Смита из далёкого будущего. Казалось бы, такая прорва времени разделяет этих персонажей. Но даже они встретились вместе в одном кроссовере. Эти циклы настоящие олдскульные феминистические топовые шедевры, написанные все аж до 1940-го года. Воительница из далёкого прошлого и контрабандист из будущего. Что общего? То, что делает их такими оригинальными. По крайней мере в 30-х они точно были весьма оригинальными. Не первыми в своём роде, скорее всего, но первыми такими, с которыми я столкнулся. Все рассказы остро попахивают лавкрафтовскими сюжетами — ну типа ужасы ада, Ктулху, давние легенды про ужас из других измерений. И всё это просачивается в прошлом для Джирел и будущем для Нордвеста.
Кое-какие рассказы слишком просты сюжетно и идейно; некоторые — начало класс, конец похуже (или наоборот). Но общая картина — неплохо. В кроссовере хотелось бы побольше совместных действий героев. И внезапная встреча двух героев из разных времён тоже слишком быстро окончилась. Во всех рассказах чувствуется очень сильное влияние Лавкрафта с его великими древними и Роберта Говарда с его Конаном. Некоторые рассказы выглядят почти откровенно подражательскими. Совпадает всё почти до мельчайших деталей, в особенности стандартная и почти донельзя упрощённая сюжетная схема. Чудовища и боги типично лавкрафтовские. Сюжеты — говардовские.
Цикл интересный и по-своему уникальный. Надо бы пересмотреть «Клинок королевы«!
Сказочник, 12 июля 2019 г.
Цикл очень неровный. Однако, радует, что Мур развивается как автор даже в рамках одного цикла. То есть, если на первые рассказы по-настоящему без слез не взглянешь, то последние выглядят действительно неплохо, а «Хеллсгард» так вообще откровенно хорош. А если учесть, что вещи эти были написаны в 30-х годах 20-го века, до того, как мир познакомился с творчеством Профессора, то Мур начинаешь уважать еще сильнее.
Единственно, жаль, что Мур решила не продолжать цикл. Завязок и героев хватило бы на очень много историй. А фантазия вполне позволяла ей эти истории выписать.
muxaJIu4, 18 февраля 2017 г.
Согласен с тем, что форма преобладает над сюжетом. И да — «Хеллсгард» лучший из цикла. И узнаваемый стиль произведений Г. Каттнера и К. Мур. Есть ощущение что в этом тандеме Кэтрин таки главная ударная сила.
glupec, 2 августа 2009 г.
Не самый плохой цикл для любителей изысканно-«декадентской» фэнтези в духе «Умирающей земли» Вэнса или «Аверруана» К. Э. Смита.
Да, кое-какие рассказы слишком просты сюжетно (и идейно); некоторые — серединка на половинку, т.е., начало великолепное, конец похуже (или наоборот). Но общая картина — приятная. Мур пишет, во-первых, красиво, а во-вторых, профессионально (пусть иногда и холодновато — но всё ж таки именно «филигранная чеканка», изящный стиль доминируют здесь над приключенческой начинкой. Это и хорошо. Надоели «галимые приключения» — я уж лучше предпочту много-много красивых описаний, полностью «забивающих» сюжет :wink:
А если кто-то возразит, что их уж СЛИШКОМ много — ну что ж, среднюю оценку я поставил, 7 баллов. Не выше. Но и не ниже:glasses:)
Oswald, 17 августа 2009 г.
До К. Э. Смита «Джирел из Джори», прямо скажем, далековато. Смит писал на порядок интересней. У Мур же, рассказы простоваты, действия в них совсем не много. Стиль больше визуален. Недостаток действия как такового восполняется длинными описаниями миров и незримых сражений Джирел с темными сущностями. Не то чтобы это было плохо, но в большинстве случаев зрительная изящность формы явно довлеет над содержанием. Первая красивее и богаче, а второе соответственно беднее. А поскольку пишет Кэтрин Мур суховато, представить себе это изящество во всей красе сумеет далеко не каждый. Отсюда вывод: читать её лучше людям с развитым воображением. Любителям стремительного действа поживиться у Мур особо нечем. Исключением из общего правила можно назвать разве что «Хеллсгард». Более живой и реалистичный, чем другие, рассказ, единственный из цикла, по-настоящему мне понравившийся.